Предпринимательство в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью проблемы развития предпринимательской деятельности в экономике России. Целью курсовой работы является изучение особенностей предпринимательства в сфере услуг. В соответствии с целью в курсовой работе подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- рынок услуг в экономике России;
- развитие предпринимательства в сфере услуг;
- перспективы развития предпринимательства в сфере услуг.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в сфере услуг.docx

— 81.46 Кб (Скачать файл)

Этот негативный опыт оказывает свое тормозящее действие в развитии кредитных отношений рыночного типа.

Рассмотрим распространенность разных типов организационных структур в отечественном сервисе в зависимости от масштабов деятельности и числа работающих. Сначала остановимся на крупном бизнесе.

Примером могут служить те крупные структуры бизнеса и системно-отраслевые организации (принадлежащие государству, негосударственные, смешанные), которые сохранились в нашей стане от предыдущего этапа ее развития. Укажем на крупные банковские структуры (Сбербанк, Внешэкономбанк и др.), крупные компании перевозчиков (Аэрофлот, МПС и др.), торговые организации (фирма «Детский мир» и др.), организации связи («Космическая связь», «Связьинвест») и масс-медиа (ВГТРК и др.).

Второй тип крупных сервисных организаций в последнее десятилетие зародился и развивается в рамках, так называемых, интегрированных бизнес-групп (ИБГ) – «ЛУКойл», «Юкос», «Интеррос», «Сибирский алюминий», АФК «Система» и ряд других. Среди указанных ИБГ преимущественно сервисом занята лишь крупная акционерная финансовая компания «Система», основу которой составляют наукоемкие отрасли связи, телекоммуникации, предприятия НИОКР, а также страхование, торговля. Ядро деятельности остальных ИБГ базируется на работе промышленных предприятий, связанных с нефтяным бизнесом, цветной металлургией и др. Но главное в деятельности подобных групп заключается в том, что, являясь в большинстве своем холдингами, они включают в себя сервисные структуры, призванные обеспечить обслуживание самих этих групп и их партнеров.

Укажем еще на одно направление, породившее в отечественной практике последнего десятилетия крупнейшие сервисные организации, – рекламный бизнес. В современной России действует множество разных рекламных агентов, выполняющих посреднические функции между рекламодателями, с одной стороны, а также каналами распространения рекламы и потребителями, с другой. Наиболее крупные из таких агентств группируются вокруг ведущих российских телеканалов, хотя при этом заняты производством не только телерекламы.

Говоря о крупном бизнесе в отечественном сервисе наших дней, нельзя назвать его широко распространенным явлением; лидирующее место в российской сфере услуг занимает средний и малый бизнес. Средние и малые предприятия приобретают огромное функционально-целевое назначение – строительные предприятия, торговые и посреднические организации, фирмы бытового обслуживания, правового и семейного консультирования, туристические и рекреационно-оздоровительные агентства, структуры шоу-бизнеса и т.п.

В настоящее время в стране действует Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 года. Малое предпринимательство может иметь место только на частном предприятии или на предприятии, в уставном капитале которого доля государственной и муниципальной собственности превышает 25% [эффективность малого предпринимательства представлены в приложение 2].

Согласно российскому закону, к малому предпринимательству относятся предприятия со следующими количественными показателями по числу работников:

– промышленность, строительство, транспорт – 100 человек;

– сельское хозяйство, научно-техническая сфера – 60 человек;

– оптовая торговля – 50 человек;

– розничная торговля и бытовое обслуживание – 30 человек;

– остальные отрасли и другие виды деятельности – 50 человек.

В российской экономике помимо организационных структур, приобретающих административно-правовые параметры деятельности, к малому бизнесу относят также индивидуальных предпринимателе, которые трудятся без образования юридического лица. Сегодня подавляющая доля малых предприятий в российской сфере услуг состоит из бизнесменов-одиночек. В некоторых регионах страны 80–95% предприятий малого бизнеса представлено предпринимателями без образования юридического лица.

Нежелание юридически фиксировать структуру малого бизнеса чаще всего вызывается следующими обстоятельствами:

  • сложностями регистрации;
  • трудностями административно-правового, информационного характера;
  • отсутствием квалифицированных кадров;
  • повышенным уровнем рисков самого разного плана.

Малое предпринимательство в сфере услуг пока существует у нас в недостаточных размерах, а также в простых организационно-правовых формах. Оно сгруппировано лишь в отдельных секторах сервиса, что не позволяет расширять его видовое многообразие.

Статистика свидетельствует также о территориальной сегментации разных видов и типов российского сервиса, которая углубилась сравнительно с советским периодом и в настоящее время выражена более рельефно, чем в любой другой стране мира. Это объясняется не только естественным тяготением сервиса к крупным и средним типам поселений (как это имеет место, например, в плотно заселенной Западной Европе и в других регионах мира). К этому добавляется наличие в нашей стране малоосвоенных территорий, а также множества поселений, которые лишены рыночной инфраструктуры: удобных дорог, средств связи, центров инвестирования, фондов социальной поддержки и защиты коммерческой деятельности и др.

Особенности регионального развития отечественной экономики серьезно тормозят развитие коммерческого сектора услуг. Сервисный бизнес в настоящее время тяготеет в основном к столицам и к ряду крупных промышленных центров, крайне медленно (особенно это касается малого бизнеса) проникая на Урал, на Дальний Восток, на сервисные территории страны.

В рассматриваемый период в отечественную сферу сервиса стали активно внедрятся зарубежные производители услуг. В связи с этим следует отметить проникновение на наш рынок услуг крупных зарубежных фирм-производителей высокотехнической продукции, прежде всего электронной. Широкому кругу потребителей крупных городов подобные фирмы известны своим глобальным сервисным обслуживанием бытовой и офисной электроники (Sony, Panasonic, Philips, Samsung, Xerox, LG и др.), программным обеспечением (Microsoft, Symantec и др.) и т.п.

Примечательно также внедрение в российское сервисное пространство цепи фирм-операторов из-за рубежа, что позволило генерировать услуги на новых технологиях в следующих сферах сервиса:

  • в торговле (сеть супермаркетов, гипермаркетов – «Ашан», «Метро», «Рамстор» и т.п.);
  • в общественном питании («МакДоналдс», «Пицца Хат», «Баскин Роббинс» и др.);
  • в гостиничном хозяйстве (в Москве «Шератон Палас Отель», «Мариот Грант»);
  • в культурно-валеологических и оздоровительных услугах (в крупных городах страны различные фитнес-клубы).

Создание в практике нашего сервиса крупных производственно-предпринимательских сетей в сервисе на основе отечественных технологий и в рамках российских компаний пока не представляется возможным – формируются лишь отдельные звенья таких сетей. Некоторые российские фирмы пытаются создать нечто, сравнимое с сетевым предпринимательством. Они действуют преимущественно в крупных городах. Например, в Москве есть компания «Довгань», сеть закусочных «Русское бистро», сети супермаркетов «Седьмой континент», «Перекресток» и др. В Санкт-Петербурге известна система центров оптово-розничной торговли «Лента» и др.

Отечественным предпринимателям в сфере бизнеса пришлось столкнуться не только с продвинутыми мировыми образцами сервисных продуктов. Экономическая конъюнктура, которая складывается во многих соседних с Россией странах, стимулирует предприимчивых людей из ближнего зарубежья приезжать в нашу страну, где, по их представлениям складывается неплохая возможность заработать. В крупных и средних городах стран сегодня действуют гастрабайтеры, а также группы предпринимателей из Украины, Закавказья, Китая, Вьетнама и других стран.

С одной стороны, гастрабайтеры и предприниматели из ближнего зарубежья позволяют решить многие вопрос обеспечения жителей городов страны товарами и продуктами повседневного спроса, некоторыми услугами. С другой стороны, деятельность зарубежных диаспор во многих отношениях носит антиправовой характер, усугубляя в разных регионах России криминогенную обстановку и разрушая рост цивилизованного отечественного бизнеса в сфере услуг.

Огромным бременем для современного российского сервиса, как и для всей отечественной экономики, выступает наличие масштабного теневого сектора. По оценке Госкомстата России, на теневой сектор экономической деятельности приходится до 40% ВВП. Но многие специалисты считают эту цифру заниженной. Теневое функционирование некоторых видов хозяйственной активности объясняется многими причинами: неудачные модели реформирования, несовершенные схемы налогообложения, прерывание в нашем обществе предпринимательской традиции, организационная преступность.

Современная сфера российского сервиса, во-первых, сама является источником, порождающим нелегальные виды предпринимательства. Именно в этой сфере удовлетворяются антиобщественные потребности в виде приобретения интимных услуг, распространения наркотиков, поддельных лекарств, продуктов питания, спиртных напитков. Во-вторых, сфера услуг во многих случаях создает возможности пускать в оборот финансы, нажитые преступным способом.

В сфере сервиса криминогенными зонами выступают такие сегменты видов услуг, как банковское обслуживание, строительство, торговля, услуги общественного питания, шоу-бизнес и ряд направлений культурного сервиса (запись и распространие компакт-дисков). Все это делает указанные сегменты сервиса пространством повышенного риска для предпринимательской деятельности.

Итак, сравнивая сферу обслуживания в России и странах Европы и США, можно сказать о том, что наша страна значительно отстает не только по количественным, но и качественным показателям: в России в десятки раз меньше гостиниц, музеев, ресторанов и т.д. Основными проблемами развития являются:

отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями услуг и органами местного самоуправления;

недостаточность собственных оборотных средств;

нехватка квалифицированных кадров;

трудности получения кредитов;

сложности получения помещений, высокая арендная плата;

социальная незащищенность работников;

нелегальные виды предпринимательства;

невозможность полной преемственности опыта иностранных компаний из-за своеобразной модели развития сервиса, различий политического и экономического развитий.

Однако российская сфера услуг, несомненно, обладает творческим потенциалом, который в условиях кризиса по большей части остается в тени, требуя определенных условий для своего развития. Преодоление кризиса в российской экономике позволит и сфере услуг более широко использовать достижения мировой практики сервиса во всем объеме и многообразии форм.

Наиболее перспективной в России является сфера услуг связи и интернет-услуги. Особенно оптимистично выглядит положение этих направлений сервиса на фоне нынешнего экономического кризиса. Так специалисты делают прогнозы, что первыми жертвами кризиса станут сервисные и посреднические предприятия, особенно те, кто выполняет работы и услуги для крупных промышленных объединений. «Крупные промышленные предприятия уже начали сокращать издержки, и в дальнейшем будут продолжать урезать бюджеты, экономя на всем. Уровень доходов населения также может существенно сократиться. За последние годы возникло много предприятий, специализирующихся именно на услугах, востребованных в ситуации достаточной платежеспособности населения, а теперь он будет вынужден ограничивать расходы». Существует так же другая точка зрения, что малый бизнес в силу гибкости сможет перенести кризис легче, чем крупный. Считают, что в сфере предпринимательства в условиях нынешней экономике необходимо создание условий для развития малого бизнеса с помощью налоговой политики, продолжение политике ограничений недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны монополий. При этом делают акцент на необходимость сохранения предпринимательского духа и свободной конкуренции.

В любом случае вся непромышленная сфера будет видоизменяться. Наиболее вероятно применение таких стандартных для данной ситуации действий как сокращение персонала и непрофильных расходов (маркетинговых и рекламных бюджетов), оптимизация ассортимента с учетом сдвига спроса в более низкий ценовой сегмент. Помимо этого корректируются планы развития сетей и открытия новых объектов, ограничивается доступ к кредитным ресурсам: сроки сдачи торговых площадей сдвигаются, проекты замораживаются, новое строительство не начинается.

У предприятий есть выбор – исчезнуть или продолжать работать по-другому.

 

Заключение

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2012 г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990 г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а  в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2012 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости. 

В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала,  частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны,  создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Информация о работе Предпринимательство в сфере услуг