Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Предметом исследования выступает предприятие ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов».

Содержание работы

Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по планированию по хлебокомбинату.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

• масла растительные (подсолнечное, выработка масла из давальческого сырья);

• хлеб и хлебобулочные изделия (хлеб пшеничный (из муки высшего, первого и второго сорта), хлеб ржано-пшеничный и из отрубной муки, сдобные и кондитерские изделия);

• макаронные изделия (вермишель).

Более подробное изучение состава и динамики производимой продукции показывает, что в анализируемом периоде объемы переработки зерна снизились на 4,64%, не смотря на некоторое их увеличения в 2004 году (темп роста составил 108,76%). Также наблюдается снижение объемов выработанной муки сортовой, которые на конец анализируемого периода на 2,21% ниже объемов 2003 года, обусловленное значительным снижением объемов выработки муки высшего сорта, которое в анализируемом периоде составило 10,83%. Комбикормовым цехом выработано комбикормов, кормосмесей в 2005 году 1733 тонн, что на 44,11% ниже выработки в 2003 году.   Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий пекарней в 2005 году составил 562 тонны, что уменьшило объем хлебопечения в анализируемом периоде на 6,49%. Итак, видно, что увеличение объемов производства продукции в 2004 году, сменилось значительным его сокращением в 2005 году, которое привело к тому, что объемы выработки в 2005 году по всем позициям стали ниже объемов производства в 2003 году.

Таблица 1 – Состав и динамика продукции ОАО «ККХП» в  анализируемом периоде

 

Наименование показателей

Ед. изм.

Года

Темп роста, %

   

2003

2004

2005

2003/04 гг.

2004/05 гг.

1. Переработка зерна 

тн

53501

58190

51020

108,76

87,68

В т.ч. давальческого

тн

19441

29832

1759

153,45

5,90

2. Выработано муки 

тн

38758

42981

37902

110,90

88,18

В т.ч. В/сорт

тн

19995

20008

17830

100,07

89,11

1 сорт 

тн

16354

18998

16478

116,17

86,74

2 сорт 

тн

2311

3975

3594

172,00

90,42

Крупа манная

тн

97

0

0

-

-

3. Выработано комбикормов и кормосмесей 

тн

3101

4625

1733

149,15

37,47

4. Выработано хлеба и хлебобулочных изделий

тн

601

641

562

106,66

87,68


 

Анализируя динамику структурных изменений (таблица 1), видим, что в целом структурный состав произведенной продукции практически не изменился. При этом несколько возросла доля переработки зерна и на конец анализируемого периода (2005 год) составила 92,68% в общем объеме произведенной продукции, а также увеличилась доля выработки сортовой муки, которая в 2005 году составила 68,85%.

Итак, никаких кардинальных структурных изменений производимой продукции ОАО «ККХП» за период 2003-2005 гг. не произошло.

Однако, предприятие реализует как товары собственного производства, так и покупные товары (сахар, папиросы и сигареты).

Комбинат имеет собственную оптовую и розничную сеть и реализует продукцию крупными и мелкими партиями. Рынок сбыта предприятия ориентирован прежде всего на Курганскую область, но деятельность его выходит далеко за пределы этого региона.

В оценке имущественного положения предприятия используется ряд показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности. Рассмотрим наиболее важные  из них.

Таблица 2 – Показатели оценки имущественного положения

 

Показатель

2003 год

2004 год

2005 год

Имущество предприятия, всего, тыс. руб.

 

80188

 

246317

 

162935

Доля оборотных активов в имуществе, %

19,33

68,94

56,75

Доля внеоборотных активов в имуществе, %

80,67

31,06

43,25

Нематериальные активы, тыс. руб.

96

66

-

Непокрытый убыток отчетного года, тыс. руб.

-

(535)

(50500)


 

Об имущественном положении предприятия можно сказать что наблюдается значительное увеличение  имущества предприятия  в 2004 году   и уменьшение его на 33%  в 2005 году. Снижение доли внеоборотных активов, а соответственно увеличение доли оборотных, что говорит об ускорении оборачиваемости всего имущества в целом.

Доля нематериальных активов невелика и, кроме того, еще уменьшается, а в 2005 году равняется нулю. Это негативная тенденция, т.к. в условиях рыночной экономики каждая организация должна иметь патенты, лицензии и другие интеллектуальные ценности.

Появление непокрытого убытка всегда отрицательно оценивается при анализе имущественного положения  предприятия т.к. наличие убытков свидетельствует о нерентабельности организации,

         Также важно  рассмотреть обеспеченность предприятия  собственными оборотными средствами для покрытия запасов и дебиторской задолженности. Для этого составим таблицу  3 «Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами»

Таблица 3 – Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

2005г.

1

3

4

5

1. Наличие собственных оборотных  средств, т.р.

-6187

-21101

-65570

2. Запасы за вычетом расходов  будущих периодов, т.р.

15420

169006

91976

3. Дебиторская задолженность покупателей  и заказчиков, тыс. руб.

2434

80871

3651

4. Векселя к получению, тыс. руб.

-

186

90

5. Авансы выданные, тыс. руб.

117

-

826

6. Итого стр. (2+3+4+5), тыс. руб.

17971

250063

96543

7. Краткосрочные кредиты банков  и займы, тыс. руб.

9247

97542

96033

8. Кредиторская задолженность поставщикам  и подрядчикам, тыс. руб.

7993

84301

51404

9. Векселя к уплате, тыс. руб.

-

5133

8565

10.Авансы полученные

274

808

131

11. Итого стр. (7+8+9) , тыс. руб.

17514

187684

156133

12. Запасы, непрокредитованные банком (стр.6 - стр. 10) , тыс. руб.

457

62379

-59590

13. Излишек(+) недостаток(-) собственных  оборотных средств для покрытия  запасов и дебиторской задолженности (стр.1 - стр. 12) , тыс. руб.

-6644

-83480

5980

14. Сумма средств, приравненных к  собственным

0

0

0

15. Излишек(+) недостаток(-) собственных  средств для покрытия запасов и дебиторской задолженности (стр.1+стр.14  -стр.12) , тыс. руб.

-6644

-83480

5980


 

         Собственных средств явно недостаточно, поэтому возникает необходимость  привлекать заемные средства. Лишь  в 2005 году возникает излишек в  размере 5980 тыс. руб.  для покрытия дебиторской задолженности за продукцию, товары и услуги.

         Финансовое  положение предприятия находится  непосредственной зависимости от  того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются  в реальные деньги. Ускорение оборачиваемости оборотных активов позволяет либо при том же объеме производства высвободить из оборота часть оборотных средств, либо при этом же размере  оборотных средств увеличить объем производства.

         Для оценки эффективности использования оборотных средств, применяют показатели оборачиваемости активов, которые характеризуют эффективность оборачиваемости активов в целом, оборотных активов, в том числе запасов и дебиторской задолженности (таблица 4).

Таблица 4 – Показатели оборачиваемости

 

Коэффициент оборачиваемости

2003 год

2004 год

2005 год

1

2

3

4

1. Активов

0,00006

0,00003

0,0002

2. Оборотных средств

0,002

0,00005

0,0004

3. Запасов

0,0004

0,0001

0,00007

4. Дебиторской задолженности

0,005

0,001

0,001

5. Кредиторской задолженности

0,004

0,0005

0,0008


 

         В целом динамику коэффициентов оборачиваемости ОАО “ Курганский комбинат хлебопродуктов” можно оценить положительно. Наблюдающаяся тенденция к увеличению коэффициента оборачиваемости активов свидетельствует о том, что кругооборот средств предприятия увеличивается.

         Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Показатель рентабельности активов показывает, что  эффективность использования имущества с каждым годом уменьшается.

Наиболее важным показателем представляется рентабельность продаж. Он показывает, сколько чистой прибыли получено на рубль реализации продукции. Надо отметить, что на протяжении всего анализируемого периода, данный показатель был положительным, и лишь в 2005 году произошло  его резкое уменьшение до (14,24) коп.

         Процесс стратегического планирования на предприятии состоит из этапов (рисунок 2), соответствующих основным разделам данной курсовой работы.

 

 

Рисунок 2 – Процесс стратегического планирования.

 

 

 

 

  1. Стратегический анализ ситуации

 

         Схема проведения  стратегического анализа рыночной ситуации приведена на рисунке 3.

 

 

 

Рисунок 3– Схема проведения стратегического анализа рыночной ситуации.

 

 

2.1 Анализ макроокружения  предприятия

 

         Макроокружение  создает общие условия нахождения предприятия во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому предприятию, хотя степень влияния состояния макроокружения на различные предприятия различна, что связано с различиями в сферах деятельности и внутренним потенциалом предприятия. Еще одной особенностью макроокружения является то, что предприятие не в состоянии переломить тенденции развития в нем, но может корректировать свою деятельность, используя положительные изменения факторов макроокружения в своих интересах, и стараться нивелировать его негативные воздействия.

         Главная задача этого этапа стратегического анализа ситуации – это выявление возможностей и угроз для предприятия, обусловленных основными тенденциями изменения факторов макроокружения, и выработка мер использования первых (возможностей) и преодоление вторых (угроз), направленных на достижение целевых ориентиров предприятия (рост, стабильность, сокращение). Кроме того, необходимо в целом оценить агрессивность макроокружения для предприятия.

 

Таблица 5 – Анализ и оценка возможностей макроокружения предприятия

 

Факторы макроокружения

Состояние фактора

Прогнозируемая тенденция развития

 

Характер влияния («+», «–»)

Бал льная оценка

Коэффициент относительной важности

Возможная реакция

1. Экономические факторы

1. Темпы роста ВВП, %

5,9–6

5,8

«–» уменьшение объема продаж;

«–» уменьшение выпуска;

-2

0,04

Снижение себестоимости.

2. Уровень инфляции,%

11

8,5

«+» снижение роста отпускных цен на сырье;

«–» ухудшение уровня

жизни работающих;

+3

 

0,1

 

Дифференциация цен на продукцию.

3. Цены на энергоресурсы, %

Рост цен 11,4

Дальнейший рост

«–» увеличение себестоимости продукции;

«–» уменьшение реальной прибыли;

-3

0,1

Внедрение энергосберегающих технологий.

4. Налогообложение

ЕСН – 26%,

НДС – 18%,

Налог на имущество до 2%,

налог на прибыль – 24%.

Такие же ставки налогов.

«–» не стимулирует производственную деятельность;

-1

0,01

Активация службы сбыта.

5. Местный бюджет    и его                               исполнение

Доходы 10,1 млрд. руб.;

Расходы 9,6 руб.

Доходы 12399019 млрд. руб.;

Расходы

2531547 руб.

«+» поддержка малого бизнеса;

«+» снижение аренды;

«–» появление конкурентов.

+1

0,06

Расширение ассортимента.

2. Политические факторы

1. Политическая ситуация в стране

Стабильная

Стабильная

«+» возможность предсказания политической ситуации;

+0.5

0,01

Возможность увеличения инвестиций.

2. Таможенная политика

Высокие экспортные пошлины

Введение квотирования на экспорт

«–» затрудняется сбыт продукции за рубеж;

-0.5

0,05

Поиск новых потребителей на внутреннем рынке

3. Социальные факторы

1. Демографическая ситуация

Высокий уровень миграции

Повышение уровня миграции

«–» отток квалифицированного персонала;

«–» уменьшение предложения рынка труда;

-2

0,06

Переподготовка кадров, стимулирование труда.

4. Рыночные факторы

1. Падение реальных доходов предприятий,потребителей, %

5%

Дальнейшее снижение на 8-10%

«–» затруднение сбыта, проблемы просроченных платежей;

-3

0,1

Уменьшение объемов производства, поиск новых рынков, маркетинговые исследования.

 

2. Уровень конкурен- ции

Повышается за счет ускоренного развития НТП и маркетинговой системы

 

Дальнейшее усиление

«–» уменьшение прибыли, потеря клиентов;

«+» возможное сокращение издержек путем совершенствования техники и технологий;

-1

0,08

Повышение конкурентоспособности  по всем  возможным направлениям.

5. Научно-технические факторы

1. Технология производства

Наличие патентов, лицензий

Дальнейшее совершенствование процесса производства

«+» снижение издержек,

улучшение деловой репутации, появление новых покупателей и потребителей;

+3

0,14

Увеличение объемов производства, сокращение численности персонала, снижение цены для выхода на новые сегменты рынка.

2. Уровень автоматизации производства

Повсеместная применяемость

Сохранение тенденции

«+» совершенствование документооборота

«+» уменьшение обслуживающего персонала;

«+» уменьшение себестоимости продукции;

+2

0,1

Приобретение новых автоматизированных линий.

3. Средства связи и ЭВМ

Повсеместная применяемость

Компьютеризация, упрощение доступа

«+» увеличение скорости обмена информации;

«+» доступность информации (Internet);

+1

0,04

Приобретение оргтехники.

4. Совершенствование продукта

Научные исследования

Новые разработки

«+» изготовление принципиально нового продукта, отвечающего требованиям потребителей;

+1

0,1

Переход на производство более совершенных продуктов.

6. Международные факторы

1. Валютный курс

27,8 руб.

27,7 руб.

«–» незначительное снижение экспортно-импортной прибыли;

-0.5

0,01

Ориентация исключительно на поставщиков  внутри страны.

Итого:

       

1

 

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия