Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Предметом исследования выступает предприятие ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов».
Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников
На практике для оценки взаимозаменяемости товаров применяют экспертные оценки, интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли.
Критериями взаимозаменяемости являются:
В условиях
дефицитности рынка границы
В рассматриваемой
отрасли товаров-заменителей, по
сути, нет, поэтому данная сила
не оказывает влияние на
Итак, анализ конкуренции в отрасли показал, что опасность проникновения новых конкурентов невелика, ОАО «ККХП» имеет значительные возможности для противостояния уже существующим конкурентам благодаря ключевым факторам успеха. Поставщики и покупатели обладают давлением среднего уровня.
Наибольшее
значение имеет конкуренция
С целью
анализа конкурентов в отрасли
необходимо выделить так
1. Выбор характеристики
2. Построение карты с двумя некоррелирующими между собой характеристиками.
3. Позиционирование (размещение) предприятий отрасли на построенной в пункте 2 двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.
4. Объединение предприятий, попавших в одно пространство, в стратегическую группу.
5. Начертание вокруг каждой из стратегических групп окружности, диаметр которой для наглядности определяется пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж.
Наиболее
сильна конкуренция между
Согласно приведенной схеме построим несколько карт (рисунок 5).
Анализ карт стратегических групп позволяет установить состав стратегических групп и их позиции, состав предприятий в группе и их позиции, основных конкурентов, оценить уровень конкуренции в отрасли.
В качестве характеристик выбраны цена и ассортимент продукции, а также качество и упаковка продукции.
Рисунок 5 – Карта стратегических групп конкурентов ОАО « ККХП» по цене и ассортименту
На основе рисунка можно отметить, что наиболее сильными конкурентами являются «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод ». Оба предприятия занимают значительную долю на рынке, а так же имеют достаточно широкую номенклатуру продукции. Однако преимуществом «Пермского мукомольного завода» является относительно невысокая цена продукции, подобное преимущество есть и у ОАО « ККХП».
Рисунок 5 – Карта стратегических групп конкурентов ОАО «ККХП» по качеству и разнообразию упаковки
В соответствии с полученным рисунком можно сказать, что наиболее ближайшими конкурентами в данной группе остались «Пермский
мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод». Примерно на том же уровне по качеству продукции находиться ОАО «ККХП».
Таким образом, в результате проведения группировки конкурентов ОАО «ККХП» в стратегические группы мы получили возможность выявить основных конкурентов, их позиции.
После выявления ближайших (основных, явных) конкурентов необходимо оценить их позиции по схеме, приведенной на рисунке 6.
Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество предприятий. Cреди местных предприятий есть определенное территориальное разделение рынка и конкуренция здесь не носит жесткого характера. В этом случае можно говорить скорее о взаимной координации действий.
Сильными конкурентами являются пермский и омский мукомольный заводы, что связано с постоянными технологическим усовершенствованием и повышением производительности труда. Так пермский завод не только сохранил, но и укрепил свою позицию на рынке. Его преимеществом является :
Все это позволяет занимать ему одно из лидирующих мест в отрасли.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): маркетинг, финансы, производство, технологию, персонал. Существуют разнообразные методики проведения такого анализа, суть которых сводится к следующему. В пределах каждой функциональной зоны выбирается ряд характеристик (показателей). По каждой из выбранных характеристик производится оценка позиций предприятия по отношению к имеющимся конкурентам или средним по отрасли показателям. Методики различаются перечнем оцениваемых показателей и вариантами оценки сравниваемых позиций (абсолютная и относительная оценочные шкалы).
Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:
2б. – предприятие является
1б. – показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;
0б. – средний уровень, полное
соответствие отраслевым
-1б. – уровень показателей ниже
среднеотраслевого, имеет место
ухудшение показателей
-2б. – показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.
В ходе оценки делается отметка по каждому параметру в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными сторонами оценки отражают слабые стороны предприятия, с положительными – сильные. Полученная ломаная линия называется профиль конкурентных преимуществ деятельности предприятия.
Сильные стороны - это всё то, что предприятие умеет делать лучше других, или то, обладание чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Перечень сильных и слабых сторон индивидуален для каждого предприятия.
Таблица 6 – Определение относительных преимуществ предприятия в конкуренции
Характеристики |
Удельный вес, % |
ОАО "ККХП" |
Пермский завод |
Омский завод | |||
Баллы 0-100 |
Оценка |
Баллы 0-100 |
Оценка |
Баллы 0-100 |
Оценка | ||
1. Маркетинг | |||||||
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием |
10 |
10 |
1 |
50 |
5 |
30 |
3 |
1.2. Цена продукции |
8 |
50 |
4 |
75 |
6 |
60 |
4,8 |
1.3. Организация сбыта |
6 |
40 |
2,4 |
60 |
3,6 |
50 |
3 |
1.4. Сервисное обслуживание |
3 |
50 |
1,5 |
60 |
1,8 |
50 |
1,5 |
1.5. Рекламная деятельность |
3 |
30 |
0,9 |
50 |
1,5 |
40 |
1,2 |
1.6 Деловые связи |
5 |
40 |
2 |
50 |
2,5 |
60 |
3 |
1.7 Имидж фирмы |
4 |
40 |
1,6 |
70 |
2,8 |
60 |
2,4 |
1.8. Номенклатура продукции |
8 |
60 |
4,8 |
90 |
7,2 |
70 |
5,6 |
2. Производство | |||||||
2.1. Уровень использования |
7 |
50 |
3,5 |
60 |
4,2 |
70 |
4,9 |
2.2. Возраст технологического |
5,5 |
20 |
1,1 |
50 |
2,8 |
40 |
2,2 |
2.3. Контроль качества |
6,5 |
80 |
5,2 |
90 |
5,9 |
70 |
4,6 |
2.4. Численность работников |
2 |
50 |
1 |
70 |
1,4 |
60 |
1,2 |
2.5. Наличие производственных |
2 |
40 |
0,8 |
60 |
1,2 |
50 |
1 |
3. Технология | |||||||
3.1. Расходы на НИОКР |
3 |
30 |
0,6 |
40 |
0,8 |
50 |
1 |
3.2. Позиции в области получения патентов |
4,5 |
50 |
2,3 |
70 |
3,2 |
60 |
2,7 |
3.3. Применяемые стандарты |
6 |
60 |
3,6 |
90 |
5,4 |
70 |
4,2 |
3.4. Новые изделия |
4 |
20 |
0,8 |
50 |
1 |
30 |
0,6 |
4. Персонал | |||||||
4.1. Структура персонала |
3 |
20 |
0,6 |
40 |
0,8 |
30 |
0,9 |
4.2. Система вознаграждения |
2,5 |
10 |
0,3 |
20 |
0,5 |
10 |
0,3 |
4.3 Расходы на подготовку и |
2 |
15 |
0,3 |
40 |
0,8 |
20 |
0,4 |
4.4. Текучесть кадров |
5 |
20 |
1 |
10 |
0,5 |
10 |
0,5 |
Итого |
100 |
39,3 |
58,9 |
49 |
Суммарная бальная оценка ОАО «ККХП» получилась на 19,6 балла меньше, чем у ОАО «Пермский мукомольный завод». Это говорит о преимуществе пермского завода в конкурентной борьбе по отношению к ОАО «ККХП». Это обусловлено с недостаточным опытом работы и отсутствием квалифицированного персонала.
Таблица 7 – Профиль конкурентных преимуществ предприятия
Характеристики |
Удельный вес, % |
Хуже |
Лучше |
Итоговая оценка | |||
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 | |||
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием |
10 |
|
-20 | ||||
1.2. Цена продукции |
8 |
|
* |
0 | |||
1.3. Организация сбыта |
6 |
|
-6 | ||||
1.4. Сервисное обслуживание |
3 |
|
3 | ||||
1.5. Рекламная деятельность |
3 |
|
-3 | ||||
1.6 Деловые связи |
5 |
|
5 | ||||
1.7 Имидж фирмы |
4 |
|
0 | ||||
1.8. Номенклатура продукции |
8 |
|
8 | ||||
2.1. Уровень использования производ |
7 |
|
7 | ||||
2.2. Возраст технологического |
5,5 |
|
-5,5 | ||||
2.3. Контроль качества |
6,5 |
|
6,5 | ||||
2.4. Численность работников |
2 |
|
2 | ||||
2.5. Наличие производственных |
2 |
|
0 | ||||
3.1. Расходы на НИОКР |
3 |
|
3 | ||||
3.2. Позиции в области получения патентов |
4,5 |
|
0 | ||||
3.3. Применяемые стандарты |
6 |
|
6 | ||||
3.4. Новые изделия |
4 |
|
0 | ||||
4.1. Структура персонала |
3 |
|
-3 | ||||
4.2. Система вознаграждения |
2,5 |
|
5 | ||||
4.3 Расходы на подготовку и перепо |
2 |
|
-2 | ||||
4.4. Текучесть кадров |
5 |
-5 | |||||
Итого |
100 |
1 |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия