Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Предметом исследования выступает предприятие ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов».
Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников
Итоговая оценка 1, т. е. сильные стороны ОАО «ККХП» перекрывают его слабые стороны. Показатели предприятия по некоторым параметрам выше среднеотраслевого уровня. Предприятие имеет конкурентные преимущества.
Оценить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT– анализ (SWOT по начальным буквам английских слов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»), который является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия. Применяя данный метод, удается установить цепочки связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и внешними угрозами и возможностями, которые могут быть использованы для формирования стратегий предприятия. Технология проведения SWOT– анализа предусматривает заполнение матрицы, которая представлена на рисунке 7.
В соответствующие
ячейки матрицы необходимо
– сильные стороны предприятия – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п.;
– слабые стороны предприятия – это отсутствие какого-то важного для функционирования предприятия фактора или то, что пока ен удается осуществить по сравнению с конкурентами, ставящее предприятие в неблагоприятное положение (слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация предприятия на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса т. п.);
– рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, увеличение налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.;
– рыночные возможности – благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущства.
Матрица «SWOT» |
ВОЗМОЖНОСТИ 1.Выход на новые внутренние и внешние рынки. 2.Углубление дифференциации в запросах покупателей. 3. Увеличение объемов производства. 4.Совершенствование технологий |
УГРОЗЫ 1.Рост силы конкурентов. 2.Ухудшение уровня подготовки технических специалистов. 3.Снижение платежеспособности |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1.Соответствие продукции стандартам. 2.Приобретение нового оборудования. 3.Большой опыт работы в отрасли. 4.Наличие лицензий. |
Развитие и рост. При выходе на новые рынки предприятие в состоянии предложить высококачественную, соответствующую стандартам продукцию при невысокой цене. Рост рынка позволит выйти на новые сегменты и завоевать новых покупателей |
При проведении эффективной политики по снижению издержек производства предприятие сможет снизить цену на предлагаемую продукцию. Высокое качество продукции позволит сохранить покупателей. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1.Недостаток средств, инвестиций. 2.Текучесть кадров. 3.Низкая скорость реакции управления на изменения во внешней среде. 4.Недостаточно развитый маркетинг. 5.Высокая дебиторская задолженность. |
Выход на новые рынки, расширение ассортимента позволит получить дополнительные финансовые средства для обновления оборудования и совершенствования структуры управления. Сохранение объема производства способно уменьшить текучесть кадров. |
Поиск новых рынков сбыта для уже имеющихся и вновь разрабатываемых товаров. Необходимо сокращение производства нерентабельного продукта. |
Рисунок 7 – Матрица стратегического SWOT–анализа
В матрице образуется четыре поля. Первое поле включает стратегии, использующие сильные стороны организации для реализации возможностей, появившихся на рынке. Второе поле – стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз. Стратегии, минимизирующие слабые стороны предприятия на основе возможностей ситуации представлены в третьем поле. Четвертое поле охватывает стратегии, минимизирующие слабости предприятия и угрозы внешней среды.
Главной задачей данного этапа является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании предприятия и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность его функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться предприятие, его целевую ориентацию.
3.1 Видение предприятия
Видение
предприятия – это руководящая
философия бизнеса, обоснование
существования предприятия. Это
идеальная картина будущего, то
состояние, которое может быть
достигнуто при самых благоприя
Видение
ОАО «ККХП» сводиться к
3.2 Миссия предприятия
Миссия
предприятия – это основная, генеральная
цель, цель существования
– Описание продуктов (услуг, работ), предлагаемых предприятием.
– Характеристика рынка: предприятие определяет своих основных потребителей.
– Цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности.
– Технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологий.
– Философия: базовые взгляды и ценности предприятия, служащие основой для системы мотивации.
– Внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабые стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания.
– Внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна передавать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.
Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы персонал предприятия мог наблюдать результаты ее реализации. Значение миссии определяется следующим:
– миссия является основой дальнейшего определения целей предприятия, которые в свою очередь служат критериями для всего последующего процесса принятия управленческих решений;
– миссия
детализирует статус
– миссия способствует улучшению коммуникации как внутри организации, помогая сотрудникам лучше понять цели бизнеса, так и вне ее , создавая понимание и поддержку со стороны акционеров, финансовых организаций, поставщиков, потребителей.
Миссия поясняет то, чем занимается компания, какой она стремится быть в отличие от подобных. Миссия должна быть сформулирована предельно ясно.
Миссия
ОАО «ККХП» определяется как:
«ОАО «ККХП» намеревается
Главный принцип, который позволяет ОАО “ ККХП ” лидировать в Зауралье:
«При равных ценах – у нас лучше.
При равном качестве – дешевле».
Стратегические цели развития предприятия в отличие от миссии выражают отдельные, конкретные направления деятельности предприятия.
Правильно
сформулированные цели должны
удовлетворять следующим
– Конкретность:
при определении цели
– Измеримость:
цель должна быть представлена
количественно для оценки
– Достижимость:
цели должны быть реальными, не
выходящими за рамки
– Согласованность: цели следует рассматривать не изолировано, а во взаимосвязи.
Цели ОАО «ККХП»:
4 Формирование иерархии стратегий предприятия
Процесс
формирования стратегии
1. Разработка общей (портфельной) стратегии предприятия.
2. Разработка конкурентной (деловой) стратегии.
3. Разработка функциональных
4.1 Разработка общей (портфельной) стратегии
Разработка общей (портфельной) стратегии предприятия решает две задачи:
1. Определяет направление
Иногда общую стратегию предприятия называют портфельной, так как она определяет уровень и характер инвестиций в каждое из стратегических хозяйственных подразделений, формируя таким образом стратегический портфель предприятия.
Все разнообразие
вариантов общих стратегий
- стратегии роста
(наступательная стратегия,
которая
предполагает активную позицию предприятия
на рынке и преследует цель -
завоевания, и расширения рыночной доли);
- стратегии стабильности
(оборонительная стратегия, цель
которой - сохранение имеющейся рыночной
доли);
- стратегии сокращения (деинвестирования,
когда предполагается
продажа хозяйственного
подразделения, либо
создание из
нее
самостоятельной структурной единицы).
Для разработки общей стратегии могут быть использованы:
При формировании общей стратегии предприятия ОАО «ККХП» целесообразно использовать модель «Дженерал Электрик – Мак Кинси».
Таблица 8 – Матрица «Дженерал Электрик – Мак Кинси» - Привлекательность рынка/позиция в конкуренции
Привлекательность отрасли |
Позиция в конкуренции | ||
Слабая |
Средняя |
Сильная | |
Высокая |
Инвестирование или уход с рынка -Специализация на избранных
направлениях на основе -Поиск путем преодоления слабых сторон -Ликвидация и уход
с рынка в случае отсутствия
приемлемого и стабильного |
Инвестирование -Стремление к лидерству -Избирательные инвестиции по критерию эффективности -Укрепление наиболее уязвимых мест деятельности |
Удержание (расширение) лидерства на рынке. -Максимальные инвестиции в развитие с максимально возможной скоростью для достижения роста -Концентрация усилий
по поддержанию сильных сторон |
Средняя |
Уход с рынка, постепенное сокращение инвестиций -Поиск возможностей |
Рост или уход с рынка -Защита существующих программ рыночной деятельности -Концентрация инвестиций
на направлениях с высокой
доходностью и относительно |
Удержание лидерства на рынке -Интенсивные более крупные
инвестиции в наиболее -Создание предпосылок успешной конкуренции -Увеличение доходности
за счет увеличения |
Низкая |
«Снятие урожая», отказ от данного бизнеса -Выбор момента для продажи СХП по максимальной стоимости -Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций |
«Снятие урожая», медленно уходить -Защита позиций в наиболее доходных сегментах -Совершенствование -Сокращение инвестиций |
Изъятие основного капитала или избирательная оборонительная стратегия -Перенесение акцента
на зарабатывание текущих -Концентрация на -Защита сильных сторон предприятия |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия