Развитие малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач
За 1992-1995 года число малых предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность, возросло почти в 20 раз. Но в 1996 году впервые за годы реформ зафиксировано снижение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Развитие малого предпринимательства
1.1. Характерные особенности малого предпринимательства………………....4
2. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их
преодоления в России …………………………………………………………..8
3. Государственная поддержка малого предпринимательства
3.1. Государственная политика в области малого
предпринимательства ………………………………………………………….12
3.2. Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии ………………………………………….18
3.3 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий……………………………………………………………………...21
3.4.Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства…………………………………………………...25
4. Бизнес – план
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

развитие малого предприрнимательства в Россиии (Автосохраненный).docx

— 106.57 Кб (Скачать файл)

Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно  решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это никак  не исключает необходимости специальных  законодательных мер регулирования  малого бизнеса.

В настоящее  время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к  тому, чтобы все больше «задвигать»  его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватанным  планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель  был обязан внести в бюджет налог  на прибыль. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось  больше, предпринимателю надлежало  не только уплатить дополнительную сумму  налога, но еще и банковский процент  с нее. Только в 1996 году это положение  было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого  анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

    • Еще одна проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.

 Против этого трудно возразить,  но нельзя не считаться:

  • урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу;
  • им требуется все-таки приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же урожденных спортсменов, ученых, музыкантов.

Нет оснований считать, что к  предпринимателям нужно подходить  с иной меркой. Между тем с обучением  кадров для бизнеса дело обстоит  далеко не лучшим образом.

    • Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности.

Общеизвестно, что снижение доходов  населения привело к значительному  ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания  и оплату коммунальных услуг. То же касается малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа  реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая и  наукоемкую, стало даже не то что  неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные  изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в  виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

Анализируя проблемы, мы можем прийти к выводу, что они поддаются  решению. Но для этого необходимо понять, что такое государственное  регулирование и как с его  помощью можно решить данные проблемы.

 

3. Государственная поддержка  малого предпринимательства

3.1. Государственная политика в  области малого предпринимательства

         Как показывает практика, в России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и от выбора стратегических приоритетов.

В целом ряде теоретических концепций  поддержка государством малого предпринимательства  рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования. Начальный этап экономических реформ в России проходил как бы без учета интересов основного рыночного субъекта хозяйствования – частного предпринимателя.

Недооценка роли малого предпринимательства  наблюдается в государственной  политике России по настоящее время.

Малое предпринимательство «рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. как инструмент решения тех  или иных социально-экономических  задач, использование, которого зависит  от множества объективных факторов и не является обязательным».

В последние годы в экономической  политике государства прослеживается и другая опасная тенденция –  ориентация на поддержку в основном крупных хозяйственных структур и их объединений.

Таким образом, складывается некая  государственно-монополистическая хозяйственная система, где «малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, не привлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций».

Как было показано выше, сегодня российское предпринимательство не может реально  оказывать значительное воздействие  на ход проводимых реформ.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов  системы государственной поддержки  малого предпринимательства в России.

Прежде всего, принят ряд важнейших  нормативно-правовых и законодательных  документов, направленных на реализацию права граждан заниматься предпринимательской  деятельностью.

В 1993 году был образован Фонд поддержки  предпринимательства и развития конкуренции при Государственном  комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур.

Вместе с тем пока не приходится говорить о сформированном полном пакете законодательных актов.

В 1995 году окончательно сформировалась система федеральных органов  по государственной поддержке малого предпринимательства.

В июне 1995 года был образован единый орган, корректирующий усилия по поддержке  малого предпринимательства, - Государственный  комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В Федеральной программе государственной  поддержки малого предпринимательства  на 1994-1995 года впервые были распределены обязанности различных государственных  органов в реализации намеченных мер. Начала действовать единая система  поддержки малого предпринимательства, состоящая из Государственного комитета Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства, Федерального и региональных  фондов и центров поддержки предпринимательства.

Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  на 1996-1997 года, учитывая итоги реализации предыдущей программы, выделяла в качестве приоритетных следующие направления:

    • формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
    • производственная и инновационная поддержка;
    • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    • информационное обеспечение;
    • кадровое и научно-методическое обеспечение;
    • социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве;
    • создание системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства.

На мероприятия по поддержке  малого бизнеса в рамках Федеральной  целевой программы из федерального бюджета по соответствующему закону на 1996 год было предусмотрено 386,6 млрд. рублей.

В целом в результате реализации описанных Федеральных программ поддержки малого предпринимательства  был заложен фундамент государственной  поддержки малого предпринимательства: развивается нормативно-правовая база, сформированы структуры управления и регулирования – Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, создаются элементы инфраструктуры поддержки.

Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  на 1998 –1999 года, учитывая накопленный  опыт, провозглашая своей целью создание благоприятных условий для повышения  устойчивости малых предприятий  путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, а также  освоения новых механизмов финансовой поддержке этого сектора экономики.

Реализация поставленной цели предполагала решение ряда приоритетных задач, среди  которых:

    • преодоление административных барьеров на пути малого бизнеса и максимальная легализация его деятельности;
    • международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, кооперирование и специализация между предпринимателями России, ближнего и дальнего зарубежья
    • социальная защита и обеспечение безопасности
    • пропаганда положительного опыта развития малого предпринимательства и его государственной поддержки, формирование позитивного отношения общества к цивилизованному предпринимательству, взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы субъектов малого предпринимательства;
    • освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, а также поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных, гарантийно-инвестиционных организаций и т.п.;
    • стимулирование малого предпринимательства в области инновационной деятельности.

39 % всех средств на реализацию  Федеральной программы предполагается  направить на формирование гарантийных,  венчурных, лизинговых и других  фондов на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях.

Вторым приоритетным направлением программы является стимулирование инновационных процессов. В этой области предполагается перенесение  центра тяжести с бюджетного финансирования на стимулирование организационно-финансового  процесса через предоставление гарантий по инвестиционным рискам, например:

- расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств под государственную гарантию для реализации инновационных проектов;

- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных государственных и муниципальных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов инфраструктуры поддержки последних;

- формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством;

-  использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе «мини-полигонов», технопарков и др.;

-  оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям и др.

Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  была создана и на 2000-2001 годы.

Основные мероприятия данной программы  содержат следующие направления:

  • нормативное обеспечение малого предпринимательства;
  • развитие прогрессивных финансовых технологий;
  • реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;
  • международное сотрудничество в данной сфере;
  • усиление взаимодействия со средствами массовой информации.

Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества  проблем возникающих в сфере  малого предпринимательства.

3.2. Участие государственных органов и фондов поддержки малого       предпринимательства в его развитии

В соответствии с Законом от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке  малого предпринимательства» федеральные  органы исполнительной власти разрабатывают  и представляют в Правительство  Российской Федерации Федеральную  программу развития и государственной  поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса  РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта  федерального бюджета на предстоящий  год.

Кроме того, согласно названному выше закону Правительство Российской Федерации  создало Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

Государственными и муниципальными фондам поддержки малого предпринимательства  являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований составляет не менее 50 %. Фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями – это некоммерческие организации (союзы, ассоциации и т.п.).

Информация о работе Развитие малого предпринимательства