Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Система менеджмента качества (СМК) – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Она является частью системы менеджмента организации.
Характеристики |
Группы по совершенствованию деятельности подразделений |
Кружки качества |
Группы по совершенствованию процессов |
Целевые группы |
Членство |
Работники подразделения |
Работники подразделения |
Отобранные работники смежных подразделений |
Работники, отобранные на основе опыта работы |
Участие |
Обязательное |
Добровольное |
Обязательное |
Обязательное |
Влияние руководства |
Среднее |
Минимальное |
Среднее |
Сильное; |
Выбор проблем |
Групповой |
Групповой |
Групповой |
Осуществляется руководством |
Срочность решения проблем |
Средняя |
Малая |
Средняя |
Большая |
Сфера деятельности |
В рамках подразделения |
В рамках подразделения |
Между подразделениями |
Между подразделениями |
Нахождение решения |
Членами группы |
Членами группы |
Членами группы |
Членами группы |
Давление сроков |
Среднее |
Минимальное |
Среднее |
Высокое |
Порядок работы, сроки |
Короткие заседания, большие сроки |
Короткие заседания, большие сроки |
Короткие заседания, большие сроки |
Продолжительные сроки, отсутствие других задач |
Содействие в работе со стороны организатора |
Возможный вариант |
Весьма желательно |
Никакого |
Никакого |
Внедрение результатов |
Членами группы |
Членами группы |
Членами группы |
Другими лицами |
Кружок качества — это небольшая группа работников (от 6 до 10 человек), которые добровольно встречаются на регулярной основе для решения проблем, связанных с условиями их работы. В большинстве случаев начальник подразделения не является руководителем группы [1, c. 69].
Группа по совершенствованию процесса создается для повышения качества его функционирования и повышения эффективности процесса, охватывающего деятельность нескольких подразделений. В группу совершенствования процесса входят опытные, квалифицированные специалисты из каждого подразделения, участвующего в процессе, и вспомогательных служб. Члены группы и ее председатель назначаются руководством организации.
Целевая группа формируется руководством высшего звена, когда возникает серьезная проблема, требующая немедленного решения, поскольку она может застопорить деятельность организации, привести к остановке предприятия или крупной производственной линии. В группу входят высококвалифицированные специалисты, отбираемые для изучения и решения конкретной проблемы. Как правило, их временно освобождают от основной работы для выполнения обязанностей членов целевой группы.
Группы по совершенствованию деятельности подразделений состоят из работников того или иного подразделения. Их задача заключается в определении направлений и выработке средств, с помощью которых все работники могут способствовать повышению качественного уровня и эффективности работы данного подразделения.
Руководитель подразделения, как правило, является председателем группы, но со временем им может стать подготовленный и способный работник, не относящийся к административному персоналу. Группа выявляет проблемы, которые приводят к ошибкам, а также; факторы, которые снижают эффективность работы подразделения. Затем она разрабатывает и проводит корректирующие мероприятия для устранения препятствий, мешающих повышению эффективности и безошибочной работе подразделения.
Группа несет ответственность за установление целей совершенствования в рамках подразделения и определение мероприятий, которые позволят группе выполнить поставленные задачи. Руководитель подразделения отвечает за формирование группы по совершенствованию деятельности подразделения. Требуется активное участие в работе группы всех работников подразделения.
В управлении качеством немалую роль играют заседания персонала организации. Собрание работников подразделения необходимо организовывать непосредственно на рабочем месте, чтобы можно было исследовать конкретную проблему или без задержки взять выборку определенных единиц продукции. Такие короткие совещания надо проводить регулярно.
Для организации работы групп необходимо подготовить начальный этап деятельности группы. Все работники должны иметь соответствующую подготовку, обеспечивающую принятие ими повышенной ответственности. Обычно группа по совершенствованию деятельности подразделения проходит в своем развитии три стадии: 1) осознание и обучение; 2) понимание; 3) решение проблем и принятие решений.
Стадия осознания и обучения охватывает следующие аспекты:
1. Понимание целей организации.
2. Понимание
процесса улучшения
3. Обоснование стандарта «безошибочная работа» как нормы.
4. Методы сбора и классификации данных.
5. Методы выявления
проблем (метод «мозгового
6. Методы анализа проблем.
7. Документальное представление результатов.
8. Результаты оценки.
9. Контрольные цифры и выборочный контроль.
Стадия понимания. Анализ деятельности подразделения (АДП) – первое основное средство, которое помогает работникам подразделения понять свою причастность к процессу улучшения его деятельности. Анализ помогает оценить всю деятельность подразделения, определить основные виды работ, а затем подробно рассмотреть каждый из них. При этом главное внимание уделяется отношениям между поставщиком и потребителем и работам, осуществляемым в рамках самого подразделения.
В результате проведения АДП группой разрабатывается соответствующий документ. АДП опирается на предпосылку, что все подразделения и исполнители получают исходные материалы для своей работы из других источников (поставщиков), обрабатывают их, тем самым, увеличивая их ценность, и передают результаты проделанной работы своим потребителям. Такая концепция предполагает, что каждый работник является потребителем результатов труда другого работника и в свою очередь имеет потребителя, которому передает результаты своего труда. При этом каждый несет ответственность за качество своего труда [1, c. 67].
Перед анализом
заполняется специальная форма,
в которой указывается
Прежде всего, составляется список всех исходных материалов. Разумеется, под материалами следует понимать и собственно материалы, и различного вида информацию, и энергоресурсы. Каждый материал исследуется с точки зрения того, насколько точно установлены требования к нему, как осуществляется обратная связь с «поставщиком». Если нет обратной связи с «поставщиком» или системы установления требований к результатам его работы, то подобные системы должны быть установлены. Подразделение ответственно за понимание «поставщиком» требований к нему. Он должен знать, как используются результаты его работы.
Затем подразделение должно четко определить содержание своей деятельности с точки зрения увеличения ценности исходного материала. После этого определяется конечный результат конкретной работы, в какой форме он выражается и кто его «потребитель».
Следующим этапом является установление требований к результатам по каждому виду работ с точки зрения их «потребителя». Это достигается на совместном заседании группы по усовершенствованию деятельности с «потребителями». Именно «потребитель» устанавливает, чего же он ждет от подразделения. Между «потребителями» и «поставщиками» в рамках организации должны существовать тесные рабочие контакты.
Когда требования к результатам работы, а также критерии их оценки установлены, составляется документ, который подписывают и «поставщик» и «потребитель», удостоверяя тем самым, что это совместный документ и что обе стороны согласны с его содержанием [7, c. 97].
Результаты анализа должны проверяться каждые полгода и, по крайней мере, раз в два года следует проводить повторный анализ.
В результате проведения АДП готовится перечень показателей, характеризующих качество работы подразделения. Группа должна отобрать от трех до пяти основных показателей, которые называются «показателями совершенствования». По ним строят графики, которые вывешиваются в каждом подразделении. На каждом графике должны быть показаны данные, полученные, по крайней мере, за шесть месяцев, и заданный уровень качества работы. При достижении контрольных цифр по какому-либо показателю в течение трех месяцев подряд должны быть установлены новые контрольные цифры.
Могут устанавливаться два вида нормативов — уровень качества работ, соответствующий ожиданиям потребителей, и более жесткие контрольные развитию нормативы, именуемые перспективными целями. Такая схема препятствует тенденции к прекращению деятельности по усовершенствованию, как только промежуточная цель достигнута. Показатели должны обновляться и пересматриваться на заседаниях группы.
Стадия решения проблем и принятия решений. Теперь работники организации готовы к наиболее продуктивной стадии работы групп по совершенствованию деятельности подразделений. Группа отбирает перспективные цели как совокупность показателей качества работы подразделения. Затем с помощью методов решения проблем группа разрабатывает план, позволяющий подразделению достичь или даже превзойти эти цели; намечает новые цели совершенствования, и после этого весь цикл начинается с начала.
Каждый раз при решении проблемы группа должна провести оценку повышения качества или снижения издержек. Эта оценка в виде отчета представляется в руководящий совет по улучшению деятельности [8, c. 310].
Группа по совершенствованию деятельности подразделения способствует правильному пониманию работниками подразделения их участия в общем деле и подтверждает реальную заинтересованность руководства в процессе улучшения. Другим, более значимым, фактором является воздействие коллектива на результаты деятельности индивидуального исполнителя. Работники подразделения стараются подтянуть тех, кто портит общую картину, повысив тем самым качество и производительность труда. Помимо этого группа по совершенствованию деятельности подразделения позволяет неформальным лидерам коллектива влиять на руководство при установлении заданий, производственных норм и при планировании работ. Вовлекая неформального лидера в процесс улучшения работы, руководство приобретает союзника, который в некоторых случаях может оказывать существенное влияние на работников подразделения.
Итак, можно выделить следующие выгоды и преимущества:
1) все сотрудники активно участвуют в процессе улучшения работы;
2) работники, определяющие успех процесса, могут поощряться руководством;
3) вырабатываются
черты характера, присущие
4) разрабатываются
методы решения проблем,
5) руководитель подразделения сохраняет роль лидера подразделения;
6) у работников
подразделения повышается
7) работники самостоятельно регулируют деятельность подразделения;
8) система деятельности позволяет разработать реалистичные требования к результатам труда, согласованные с «потребителями» и «поставщиками» и служащие интересам «потребителей»;
9) создается система критериев для оценки основных видов деятельности в рамках подразделения;