Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа
Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;
Введение
Малое и среднее предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого может оказать едва ли не решающее воздействие на будущее Республики Беларусь. Он является основой современной модели экономики, в значительной степени обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество внутреннего валового продукта.
Малые и средние предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых стран. Они являются необходимым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики.
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью малого и среднего предпринимательства в концепции экономического роста государства. При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.
Объект исследования - малое и среднее предпринимательство как сектор экономики.
Предмет исследования - малое и среднее предпринимательство: зарубежный опыт и проблемы его развития в Республике Беларусь.
Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;
рассмотреть становление малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;
изучить современное состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;
определить направления совершенствования государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Данная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты проблемы достижения конкурентной продукции на мировых рынках, во втором - анализируется конкурентоспособность продукции в развитых странах; в третьем разделе речь идет о проблеме достижения конкурентной продукции РБ на мировых рынках.
В процессе написания работы использована учебная литература по исследуемой теме, нормативно-правовые акты в области малого предпринимательства, а также периодические издания.
1. Теоретические
основы малого и среднего
1.1 Понятие и правовые аспекты малого и среднего предпринимательства
Как явствует из самого определения, «малое и среднее предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях) [1, c. 9].
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [2, с. 16].
Существует несколько подходов к определению малого бизнеса:
) по количеству занятых;
) по торговому обороту;
) по стоимости активов (т.е. всего того, что есть в данной фирме).
В разных странах количественные показатели заметно отличаются. В США малый бизнес - это все компании, в которых работает менее 500 человек. Американцы выделяют также микробизнес - менее 5 занятых. В Японии предельное число занятых для малого бизнеса - 300 человек или стоимость активов не больше 100 тысяч долларов. При этом существуют разные количественные показатели для розничной и оптовой торговли. Для России малый бизнес - это компании с числом занятых менее 200, в оптовой торговле - менее 50, в розничной - менее 15 [1, c. 13].
Численность работающих в малых предприятиях определяется исходя из действующего порядка исчисления среднесписочной численности. Критерий отнесения к малым предприятиям в Республике Беларусь:
Таблица 1.1 - Критерий отнесения к малым предприятиям в Республике Беларусь
Отрасль |
Численность работающих, чел. |
промышленность |
До 200 |
Наука и научное обслуживание |
До 100 |
Строительство и другие отрасли производственной сферы |
До 50 |
Розничная торговля |
До 25 |
Другие отрасли непроизводственной сферы |
До 25 |
Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и ее важнейшей составляющей - малого и среднего предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования:
- адекватность основам
формирование государственных органов на функциональной основе, позволяющей существенно сократить использование командно-распорядительных методов управления;
отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйствующих субъектов, косвенное регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности;
гарантированность свобод предпринимательской деятельности и реализации прав собственности всех субъектов хозяйствования.
Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы:
обеспечение экономической свободы предпринимательства;
создание четких, равных «правил игры» для всех субъектов хозяйствования на всем экономическом пространстве Республики Беларусь;
формирование механизма государственного регулирования предпринимательства [4, c. 453].
Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:
органы управления;
финансовые организации;
общественные объединения.
К органам управления малым и средним предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.
Министерства и другие центральные органы
управления, местные исполнительные и
распорядительные органы осуществляют
меры по размещению заказов на производство
и поставку продукции субъектами малого
и среднего предпринимательства для государственных
нужд, оказывают поддержку их внешнеэкономической
деятельности, помогают в подготовке и
переподготовке, повышении квалификации
кадров, разрабатывают и осуществляют
меры по созданию информационной инфраструктуры
для получения экономической, правовой,
производственно-
Непосредственное регулирование малого и среднего предпринимательства в республике осуществляют:
Министерство экономики и его структурные подразделения в регионах (областные территориальные комитеты и территориальный комитет г. Минска);
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки;
центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры;
общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и др.).
Основными задачами Министерства в области предпринимательской деятельности являются:
- разработка предложений и
- разработка совместно с
выработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов предпринимательства;
защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов предпринимательства;
обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства;
разработка предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств;
совершенствование системы и механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства;
организация мероприятий по обеспечению
субъектов предпринимательства современным
оборудованием и технологиями, созданию
сети технопарков, лизинговых фирм, производственно-
Итак, малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих. К органам управления малым и средним предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.
1.2 Роль малого
и среднего
Значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Субъекты малого и среднего предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых и средних предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый и средний бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране [1, с. 12].
Малый и средний бизнес может стать также основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого и среднего бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т.е. начато реальное становление рынка.
Единственным приоритетом в развитии предпринимательства в современных условиях должно стать производство, что не означает сдерживание других видов предпринимательской деятельности. Причем развитие многообразных форм предпринимательства должно сопровождаться постоянным отслеживанием и отработкой тактических шагов по стимулированию определенных его видов сугубо экономическими методами, иначе возникает опасность усиления теневых и криминальных процессов.
В то же время при определенных условиях развитие малого и среднего бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодоления спада производства, экономического и социального кризиса, а в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.
Становление и развитие малого и среднего бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. В странах Европейского союза на долю малых и средних предприятий приходится 63-67% ВВП и свыше 70% работающего населения, в США - 50-52% ВВП и 54% работающего населения, в Японии - 52-55 и 78% соответственно.
Наибольшее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказывают следующие факторы:
Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства