Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 117.34 Кб (Скачать файл)

скачок, произошедший в развитии инфраструктуры и средств связи;

повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

уменьшение габаритов и стоимости информационных систем, упрощение их использования;

способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

сокращение рабочей смены как дополнительный стимул создания предприятий малого и среднего бизнеса;

большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

расширение сферы услуг, базирующейся на предприятиях малого и среднего бизнеса [1, с. 16-18].

Малые и средние предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют ряд преимуществ:

1.ориентация производителя в  основном на региональный рынок;

2.поддержание занятости населения  и создание новых рабочих мест;

.выполнение вспомогательных функций  по отношению к крупным производителям;

.небольшой первоначальный объем  инвестиций.

У предприятий малого и среднего бизнеса меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда. Малые и средние предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.

Но, обладая указанными преимуществами, малые и средние предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого и среднего бизнеса сопровождается разорением многих существующих. У малых и средних предприятий есть несколько слабых мест:

1.низкая возможность накопления  капитала;

2.проигрыш в управленческих  возможностях по сравнению с  крупными предприятиями;

.невыгодные позиции в конкурентной  борьбе;

.ограниченные возможности в  получении кредита;

.начало деятельности малого  бизнеса.

Таким образом, высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и определяет роль малых и средних предприятий в развитии экономики страны.

2. Анализ зарубежного  опыта государственного регулирования  малого и среднего предпринимательства

 

2.1 Опыт Соединенных  Штатов Америки (США)

предпринимательство экономика государственный

Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость

В 1953 году в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

помощь в получении кредита для бизнеса;

техническая и информационная поддержка малых предприятий;

предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес -важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала [5, c. 15].

Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса [5, c. 16].

По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долл.

Основой современного законодательства по МБ является Закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими.

Администрация наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.

Управление финансирования и инвестиционной деятельности Администрации предоставляет структурам малого бизнеса прямые, совместные - с частными банковскими структурами - займы, а также гарантии под займы малых предприятий у частных банковских структур, содействуя тем самым переоснащению производства, его расширению, приобретению оборудования, сырья и материалов, осуществлению НИР.

Администрация по делам малого бизнеса сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг, и с крупными частными подрядчиками федерального правительства при разработке политики, способствующей расширению участия субъектов МБ в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса (организация и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций, выпуск информационных материалов и пособий, выделение средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса). Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе.

Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса; практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.

Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.). К 2005 г. свыше 3 млн. МП принадлежали представителям национальных меньшинств [5, c. 18].

 

2.2 Опыт Германии

 

В 90-х гг. XX в. развитие малого и среднего бизнеса стало одной из главных задач стран ЕС в связи с продемонстрированными им возможностями выживания в условиях экономического кризиса. В документе о политике в области малого предпринимательства, представленном в 1995 г. на сессии Европейского совета в Мадриде, подчеркивалось, что целенаправленная помощь малым и средним предприятиям является наиболее выгодным способом создания новых рабочих мест [4, с. 55].

При наличии определенной специфики в большинстве стран ЕС

имеются похожие частные институты поддержки:

торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу (МСБ) к капиталу и финансированию;

частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.

Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX века Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: региональную систему поощрений, систему поощрений инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях [4, с. 57].

Практика фискальных льгот и дотаций применяется, как правило, для возрождения пришедших в упадок регионов. Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги.

В январе 1990 года правительство г. Бонна объявило об открытии льготных кредитов для содействия развитию малого бизнеса на территории бывшей ГДР. При полном выкупе предприятий Немецкий кредитный банк предоставлял новым владельцам кредит под залоговую стоимость земельного участка (6,5% с отсрочкой погашения долга на два года). С середины 1990 года в новых землях наблюдается:

неуклонный рост числа малых фирм;

развитие экспорта - улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источников;

оказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований [4, с. 57];

повышение конкурентоспособности - улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Отметим, что экономика Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Успешному функционированию малого бизнеса во многих промышленно развитых странах способствует мощная государственная поддержка.

Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства