Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа
Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;
Удельный вес микроорганизаций и малых организаций в основных экономических показателях приведено в приложении Б.
Общий уровень развития малого бизнеса в Республике Беларусь по сравнению с другими странами остается одним из самых низких. В расчёте на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трёх малых предприятий, а с учётом индивидуальных предпринимателей - около 22 субъектов малого бизнеса.
При этом три четверти из них
сосредоточены в столице и областных центрах
страны, а основной сферой приложения
является розничная торговля. Участие
субъектов малого предпринимательства
в решении таких актуальных задач, как
разработка и внедрение инновационных
технологий и развитие экспорта, формирование
нового экономического профиля регионов
и обеспечение эффективной занятости
населения в малых городах и сельской
местности, пока незначительно. По мнению
аналитиков, причины этого можно разделить
на две группы. Первая группа касается
сферы взаимоотношений предпринимателей
с государством. Усиление государственного
регулирования экономических процессов
привело к усложнению и удорожанию процедур
создания бизнеса, возвело множество административно-
Приведём основные административные барьеры, которые стоят на пути развития малого предпринимательства:
- сложность и высокая
стоимость процедуры
- несовершенство системы
лицензирования
- сложность и высокая
стоимость процедуры
- усложненный доступ к
получению государственных
- проблемы приобретения
помещений и имущества в
- высокая стоимость аренды
имущества, находящегося в
- действующая система
налогообложения субъектов
- недостаток собственных
средств, необходимых для начала
предпринимательской
Начиная с 1990 по 2001 гг. в Республике Беларусь реформированы, а также отчуждены 4990 объектов (1250 - республиканской, 3740 - коммунальной собственности). В том числе созданы 1353 акционерных общества, 714 предприятий выкуплены арендными и трудовыми коллективами, 1312 - проданы с аукционов и по конкурсу. Реформировано более 70 процентов перерабатывающих предприятий и сервиса в АПК [20].
Из года в год ОАО были рентабельнее госпредприятий, а зарплата работников в среднем на треть выше. По Гражданскому кодексу госпредприятия должны стать или унитарными, или казенными. У государства в собственности более 10 тыс. предприятий, а для страны с 10 млн. населения это избыточно. Необходимо сократить это количество путем преобразования через разгосударствление, то есть передать функции управления физическим или юридическим лицам в результате акционирования.
Предприятия преобразуются в АО с долей государства 100 процентов, а затем приватизация - продажа акций за деньги и в обмен на чеки «Имущество». Следует отметить, что при приватизации проявлялись ведомственные интересы, чтобы сохранить подчиненные объекты. Так, в республиканской собственности было 137 производственных объединений, в основном в Минпроме и Минсельхозпроде. В соответствии с Гражданским кодексом были изменены формы объединений и концернов. Там, где есть АО, можно создавать холдинговые компании (центральные компании), которые получают в управление пакеты акций. Такая структура управляема, позволяет решать стратегические задачи. Первый холдинг был создан на базе райагропромтехники Могилевщины [21, с.15].
Анализируя проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь мы делаем следующие выводы:
- как и несколько лет
назад проблемы у белорусских
предпринимателей всё те же - высоки
ставки налогов и частые
- несмотря на снижение финансовых издержек, связанных с потерей большого количества времени на регистрацию, по сравнению с 1999-2000 гг., издержки входа на рынок остаются высокими, превышая показатели ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, России и Украины);
- сложные и дорогостоящие
процедуры регистрации бизнеса
в Беларуси объясняются
- одним из наиболее
деструктивных факторов в
- возможности предпринимателей лоббировать собственные интересы в одиночку сильно ограничены. Однако 80 процентов малых предприятий не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение и (или) нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня.
Для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к частному бизнесу - важному источнику долгосрочного экономического роста в Беларуси.
Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие её потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и её стабильного роста по нашему мнению требует:
- формирования стабильных
и прозрачных условий
- внедрения эффективных
механизмов финансовой
- переориентации налоговой
системы с преимущественно
- дальнейшего развития
и усиления потенциала
Для стимулирования развития частного сектора в Республике Беларусь предполагается:
- упростить процедуры
регистрации и ликвидации
- определить единый перечень документов для регистрации;
- закрепить принцип «одного
окна», включая постановку субъекта
хозяйствования на учёт в
- внести изменения в
Налоговый кодекс, упрощающие систему
налогообложения и снижающие
налоговую нагрузку на
- законодательно запретить все формы административного регулирования цен и тарифов, кроме узкого перечня товаров и услуг;
- существенно сократить
количество лицензируемых
- либерализовать законодательство в сфере сертификации продукции, работ, услуг (упрощение порядка сертификации и удешевление её процедуры);
- провести ревизию
- активизировать системы
государственной поддержки
3.3 Поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
- право граждан и юридических
лиц заниматься
- защита прав и законных
интересов всех
- научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- страхование
- запрет вмешательства
собственника и любого
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
- создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
- реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
- организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Важнейшими принципами государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
Главная задача государственных органов – это координация всех структур в данной области деятельности, разработка предложений по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных программ развития малого бизнеса, в том числе инновационных и инвестиционных, организация и изучение новых форм предпринимательства, разработка рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций.
Правовое регулирование сферы малого бизнеса является одним из основных направлений деятельности государства по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Беларусь. Основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие сферу малого предпринимательства:
- Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.) № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 г. (с изменениями и дополнениями от 03.05.2012 г.) № 1721 «О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы»;
Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства