Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 117.34 Кб (Скачать файл)

Удельный вес микроорганизаций и малых организаций в основных экономических показателях приведено в приложении Б.

Общий уровень развития малого бизнеса в Республике Беларусь по сравнению с другими странами остается одним из самых низких. В расчёте на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трёх малых предприятий, а с учётом индивидуальных предпринимателей - около 22 субъектов малого бизнеса.

При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы. Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.

Приведём основные административные барьеры, которые стоят на пути развития малого предпринимательства:

- сложность и высокая  стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства;

- несовершенство  системы  лицензирования предпринимательской  деятельности;

- сложность и высокая  стоимость процедуры сертификации  и стандартизации продукции, товаров  и услуг;

- усложненный доступ к  получению государственных заказов;

- проблемы приобретения  помещений и имущества в собственность;

- высокая стоимость аренды  имущества, находящегося в республиканской  и коммунальной собственности;

- действующая система  налогообложения субъектов хозяйствования;

- недостаток собственных  средств, необходимых для начала  предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ  к кредитным ресурсам [19, с.181].

Начиная с 1990 по 2001 гг. в Республике Беларусь реформированы, а также отчуждены 4990 объектов (1250 - республиканской, 3740 - коммунальной собственности). В том числе созданы 1353 акционерных общества, 714 предприятий выкуплены арендными и трудовыми коллективами, 1312 - проданы с аукционов и по конкурсу. Реформировано более 70 процентов перерабатывающих предприятий и сервиса в АПК [20].

Из года в год ОАО были рентабельнее госпредприятий, а зарплата работников в среднем на треть выше. По Гражданскому кодексу госпредприятия должны стать или унитарными, или казенными. У государства в собственности более 10 тыс. предприятий, а для страны с 10 млн. населения это избыточно. Необходимо сократить это количество путем преобразования через разгосударствление, то есть передать функции управления физическим или юридическим лицам в результате акционирования.

Предприятия преобразуются в АО с долей государства 100 процентов, а затем приватизация - продажа акций за деньги и в обмен на чеки «Имущество». Следует отметить, что при приватизации проявлялись ведомственные интересы, чтобы сохранить подчиненные объекты. Так, в республиканской собственности было 137 производственных объединений, в основном в Минпроме и Минсельхозпроде. В соответствии с Гражданским кодексом были изменены формы объединений и концернов. Там, где есть АО, можно создавать холдинговые компании (центральные компании), которые получают в управление пакеты акций. Такая структура управляема, позволяет решать стратегические задачи. Первый холдинг был создан на базе райагропромтехники Могилевщины [21, с.15].

Анализируя проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь мы делаем следующие выводы:

- как и несколько лет  назад проблемы у белорусских  предпринимателей всё те же - высоки  ставки налогов и частые изменения  в налоговой отчётности, нестабильное  и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную  деятельность, низкий покупательный  спрос, проверки контролирующих  органов и давление со стороны  местных властей. Органы государственного  управления создали уникальную  ситуацию, когда предприниматели  полностью зависят от власти, выступая в роли просителей  лицензий, сертификатов, разрешений  и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны. Частые изменения в «правилах игры» не способствуют уверенности и возможности планировать бизнес на средне- и долгосрочную перспективу;

- несмотря на снижение  финансовых издержек, связанных  с потерей большого количества  времени на регистрацию, по сравнению  с 1999-2000 гг., издержки входа на  рынок остаются высокими, превышая  показатели ближайших соседей  Беларуси (Польши, Литвы, России и  Украины);

- сложные и дорогостоящие  процедуры регистрации бизнеса  в Беларуси объясняются борьбой  чиновников с фирмами-однодневками. Однако высокие налоги являются  одним из основных факторов, препятствующих  развитию малых предприятий. Желание  минимизировать налоговые платежи  будет и дальше способствовать  различным формам существования  теневого рынка и бегству капитала;

- одним из наиболее  деструктивных факторов в развитии  малых предприятий является отсутствие  уверенности их руководителей  в завтрашнем дне. Около половины  руководителей крупных и мелких, старых и новых, столичных и  региональных, торговых и производственных  предприятий не могут прогнозировать  развитие собственного бизнеса  в самой ближайшей перспективе;

- возможности предпринимателей  лоббировать собственные интересы в одиночку сильно ограничены. Однако 80 процентов малых предприятий не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение и (или) нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня.

Для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к частному бизнесу - важному источнику долгосрочного экономического роста в Беларуси.

Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие её потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и её стабильного роста по нашему мнению требует:

- формирования стабильных  и прозрачных условий хозяйственной  деятельности, сокращения административных  барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;

- внедрения эффективных  механизмов финансовой поддержки  предпринимателей, обеспечивающих  их доступ к банковским кредитным  ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;

- переориентации налоговой  системы с преимущественно косвенного  налогообложения на прямое, постепенной  отмены оборотных платежей, взимаемых  непосредственно с выручки от  реализации товаров и услуг, сокращения  за счет этого количества видов  налогов и сборов, а также снижения  налоговой нагрузки на субъекты  хозяйствования;

- дальнейшего развития  и усиления потенциала предпринимательской  инфраструктуры.

Для стимулирования развития частного сектора в Республике Беларусь предполагается:

- упростить процедуры  регистрации и ликвидации предприятий  путём введения уведомительного, а не разрешительного принципа  регистрации, осуществления регистрации  по домашнему адресу, установления  низких размеров уставного фонда  и обеспечения права свободного  выбора видов экономической деятельности;

- определить единый перечень  документов для регистрации;

- закрепить принцип «одного  окна», включая постановку субъекта  хозяйствования на учёт в налоговые  и другие органы;

- внести изменения в  Налоговый кодекс, упрощающие систему  налогообложения и снижающие  налоговую нагрузку на предприятия;

- законодательно запретить  все формы административного  регулирования цен и тарифов, кроме узкого перечня товаров  и услуг;

- существенно сократить  количество лицензируемых видов  деятельности;

- либерализовать законодательство в сфере сертификации продукции, работ, услуг (упрощение порядка сертификации и удешевление её процедуры);

- провести ревизию законодательства  о приватизации, чтобы придать  новый импульс процессам трансформации  формы собственности;

- активизировать системы  государственной поддержки предпринимательства  путём оказания содействия местным  властям в создании инфраструктуры, а также поддержки консультационных  и информационных услуг в сфере  бизнеса [22, с.58-59].

 

3.3 Поддержка и  стимулирование малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

 

 

Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

- право граждан и юридических  лиц заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущество;

- защита прав и законных  интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с  законодательством Республики Беларусь  и договорами;

- научно-техническая, правовая  поддержка предпринимательской  деятельности;

- страхование предпринимательского  риска;

- запрет вмешательства  собственника и любого третьего  лица в деятельность предпринимателя  после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных  в контракте (договоре)[14].

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

- создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

- реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

- организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

Важнейшими принципами государственного регулирования и  поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

  • обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
  • участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Главная задача государственных органов – это координация всех структур в данной области деятельности, разработка предложений по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных программ развития малого бизнеса, в том числе инновационных и инвестиционных, организация и изучение новых форм предпринимательства, разработка рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций.

Правовое регулирование сферы малого бизнеса является одним из основных направлений деятельности государства по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Беларусь. Основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие сферу малого предпринимательства:

- Закон Республики Беларусь  от 01.07.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.) № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 г. (с изменениями и дополнениями от 03.05.2012 г.) № 1721 «О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы»;

Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства