Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;
провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 117.34 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Опыт Франции.

 
Для Франции поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из главных задач правительства. Оно совместно с министерствами разрабатывает программы помощи, тем самым стимулируя малые и средние предприятия улучшать производство, вводить инновации, создавать новые рабочие места. Эффективность данной политики подтверждена достигнутыми результатами, а именно в малый бизнес Франции вовлечено более половины от общего числа занятого населения. Свое развитие малое предпринимательство во Франции получило во многом благодаря крупным компаниям. Буквально двадцать лет назад малые предприятия могли работать на устаревшем оборудовании. Сейчас ситуация качественно изменилась в связи с тем, что гигантам невыгодно производить все самостоятельно и они привлекают малые предприятия для производства отдельных элементов для производства. Малое предпринимательство выступает в качестве подрядчиков или субподрядчиков, обеспечивая крупные компании комплектующими материалами, осуществляя ремонтные работы, некоторые технические услуги. В свою очередь, крупные компании помогают малым, передавая технологии, инновации, сырье, материалы и так далее. Данный тандем качественно улучшил состояние малого и среднего предпринимательства на французском рынке. Также малые предприятия активно проявляются в сфере сервиса. Широко распространены кафе, табачные лавки, небольшие магазины и закусочные. Встречаются комбинированные предприятия, например кафе и табачная лавка, как правило, принадлежащие одному хозяину. Все это показывает, что сегодня малые и средние предприятия все стабильнее чувствуют себя на рынке. Но им сложно конкурировать с крупными предприятиями, развиваться на их фоне. В связи с этим необходима поддержка и на государственном уровне. Государственная политика Франции, финансируемая совместно из государственного бюджета, бюджета ЕС и частных источников, в области содействия малому и среднему предпринимательству согласуется с регионами и ставит своей целью: создание и рост новых малых и средних предприятий; экономическое развитие регионов и увеличение занятости населения, стимулирование инновационной деятельности; совершенствование системы предоставления услуг по развитию бизнеса малых и средних предприятий для повышения их конкурентоспособности. Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. 

Во Франции работают гарантийные фонды, которые оказывают помощь в поиске источников финансирования начинающим предпринимателям. Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенного налогообложения для малых предприятий. К примеру, вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых двух лет работы полностью освобождаются от налога на доходы и только начиная с шестого года существования выплачивают этот налог в полной мере. (электронный источник Все о финансах для малого бизнеса. URL: http://www. ccifr. ru/uploaded/100125_1.pdf.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное  регулирование малого и среднего  предпринимательства в Республике  Беларусь

 

3.1 Становление  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь

 

Для Беларуси малое и среднее предпринимательство имеет глубокие исторические традиции. Ведь большинство наших предков вовсе не являлись потомственными магнатами, которым принадлежали огромные земли, приносящие немалые доходы. Для простого человека, особенно в сельской местности, главным источником дохода оставалась продукция собственного труда, которая затем продавалась на ярмарках и торжищах. Отношение людей к торговле было уважительным, поскольку она позволяла зарабатывать деньги на жизнь. Корни свободного предпринимательства на белорусской земле уходят в XIX век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского дома.

В 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на вытеснение частного капитала. Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.

Предпринимательство в Республике Беларусь до 1 июля 1990 г. официально не признавалось. Именно с этого времени началось в республике становление предпринимательства.

Термин «малое предпринимательство» впервые был введен в обращение Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях» где оговаривалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от формы собственности, в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота. Постепенно начал складываться негосударственный сектор нашей экономики, основу которого составили преимущественно малые предприятия. Условия их становления оказались нелегкими. Предприниматели столкнулись с психологическим неприятием населения, недоброжелательством государственных органов и руководителей хозяйственных структур, их противоречивой сдерживающей политикой, отсутствием у наших предпринимателей навыков поведения и деятельности в конкурентной среде.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.

В современных условиях, когда хозяйственная активность в реальном секторе экономики несколько снизилась, продолжение политики, направленной на достижение устойчивого экономического роста, требует мобилизации всего имеющегося в нашей стране потенциала. Факторы (преимущественно экстенсивного характера), которые в прошлые годы позволили обеспечить существенную положительную динамику ВВП и ряда других макроэкономических показателей, постепенно утрачивают свое значение.

Это естественный процесс. Однако для придания новых импульсов процессам экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо на смену одним механизмам, достаточно успешно стимулировавшим экономический рост в течение ряда лет, вывести на первый план другие рычаги, которые пока в полной мере не задействованы.

Такими инструментами, могут быть, прежде всего, всемерная поддержка развития предпринимательства и активизация процесса преобразования отношений собственности. Очевидно, что здесь таятся большие возможности для выхода отечественной экономики на новые, более высокие рубежи. Поэтому реализация данных возможностей в ближайшей перспективе по существу становится жестким императивом [6, с. 5].

Характеризуя развитие малого и среднего предпринимательства в Беларуси можно выделить следующие периоды развития субъектов малого предпринимательства:

1)1988-1991 гг. - период перестроечных  процессов в экономике Советского  Союза как этап становления  субъектов малого предпринимательства;

2)1992-1995 гг. - период функционирования  субъектов малого предпринимательства  в нормативно-правовом поле, неадаптированном  к данным субъектам хозяйствования. С 1994 г. важной государственной целью  было провозглашено создание  в стране социально-ориентированной  рыночной экономики с эффективной  системой государственного управления;

)1996-1998 гг. - характеризуется формированием  нормативно-правового законодательства, ориентированного на специфичность  субъектов малого предпринимательства. Основным недостатком данного периода является периодическое изменение подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для предпринимательства на существующую в Беларуси налоговую систему, которая требует реформирования;

)1998 г. по настоящее время - период  деятельности субъектов малого  предпринимательства в рамках  жесткого государственного регулирования.

Таким образом, история развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. В истории развития малого предпринимательства в Республике Беларусь можно выделить 4 периода.

 

3.2 Проблемы развития  малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.

 

При рассмотрении малого и среднего бизнеса как взаимозависимого компонента рыночной экономической системы, очевидно, что максимально реализовать его потенциал возможно только в том случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой глобальной задачи в значительной мере принадлежит компетенции правительства, зависит от проводимой государственной экономической политики, степени её протекционизма по отношению к малому и среднему бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определённых этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

История развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого и среднего бизнеса.

В настоящее время малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь испытывает чрезвычайно большие трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился на границе - выпуск 15 процентов годового валового продукта страны. При этом цифра 15 процентов, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство ещё не приступило к решению своих стратегических задач - удовлетворять вопросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес даёт не менее половины ВВП [18].

Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства ещё не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг.

При этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором всё-таки была занята определённая часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за всё возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объём производства, чтобы обеспечить прибыль финансовую поддержку своего бизнеса. Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами [19, с.180].

В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствия опыта и знаний в предпринимательской деятельности. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.

За 2013 год в Республике Беларусь зарегистрировано 91 596 микроорганизаций и малых организаций. Лидером по количеству данных субъектов предпринимательской деятельности за 2013 г. является сфера торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 34,4 процента. [17]

По итогам 2013 года удельный вес малого предпринимательства Республики Беларусь в валом внутреннем продукте составил 15,2 процента (2009г. – 11,4 процента, 2010 г. – 12,3 процента, 2011 г. – 14,5 процента, 2012 г. – 15,0 процента). [17]

На 1 января 2014 г. в Республике Беларусь хозяйственную деятельность осуществляли 91,6 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1% к общему количеству организаций малого предпринимательства), 11,8 тыс. малых организаций (12,9% к общему количеству). По сравнению с 1 января 2013 г. количество организаций малого бизнеса увеличилось на 10,9%. 

По итогам 2013 года на долю микроорганизаций и малых организаций приходилось 15,1% валового внутреннего продукта, 19,4% средней численности работников организаций, 9,5% общего объема промышленного производства, 27,9% объема внешней торговли товарами [17].

Количество микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности приведено в приложении А.

Информация о работе Теоретические основы малого и среднего предпринимательства