Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 03:46, реферат
Под внутрифирменным предпринимательством понимается реализация предпринимательских целей внутри существующей коммерческой организации, выпускающей определенную продукцию (работы или услуги), в которой руководителем создаются условия для выдвижения и реализации новаторских предпринимательских идей по коммерциализации новых технических, технологических и иных достижений, выделяются ресурсы (интракапитал) для их реализации, и оказывается всесторонняя помощь для практической реализации идеи.
Внутрифирменное предпринимательство можно рассматривать как деятельность по производству и реализации продукции (работ) на основе интеграции предпринимательской инициативы и возможностей коммерческой организации. Человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках действующей организации – это интрапренер.
1. Внутрифирменное
Под внутрифирменным предпринимательством понимается реализация предпринимательских целей внутри существующей коммерческой организации, выпускающей определенную продукцию (работы или услуги), в которой руководителем создаются условия для выдвижения и реализации новаторских предпринимательских идей по коммерциализации новых технических, технологических и иных достижений, выделяются ресурсы (интракапитал) для их реализации, и оказывается всесторонняя помощь для практической реализации идеи.
Внутрифирменное
предпринимательство можно
Сущность деятельности интрапренера состоит в том, что он не ждет каких-либо изменений в деятельности организации и лишь потом реагирует на них соответствующим образом, а «заставляет» происходить выгодные для коммерческой организации изменения, то есть перестраивает обычный процесс в предпринимательский, инновационно-интрапренерский.
Главной целью внутрифирменного предпринимательства является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности общества в рамках существующей коммерческой организации, а главной целью интрапренера – максимизация возможностей предпринимательства в условиях действующей коммерческой организации.
Цели внутрифирменного предпринимательства формируется в условиях внутренней среды коммерческой организации под воздействием внешней среды. Это может быть:
- потребность
в получении денежных средств
для устойчивого развития
- потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития коммерческой организации;
- желание
получить дополнительную
Целью внутрифирменного предпринимательства является обеспечение интересов организации и интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
Для развития внутрифирменного предпринимательства в действующей организации традиционного типа необходимо обеспечить дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для предпринимательской деятельности.
В задачи интрапренера может входить:
1. Реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг).
2. Поиск новых методов организации производства и новых технологий.
Разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание при этом новых рынков, характеризующихся совершенно новыми кривыми спроса и предложения.
То есть, одной из главных задач развития внутрифирменного предпринимательства является создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, и реализация новаторских способностей.
Необходимо учитывать данные исследований в области оценки человеческих способностей с точки зрения потенциальных созидателей (в частности интрапренеров).
Для обеспечения успеха интрапренера необходимо знать его возможности в решении актуальных задач, стоящих перед организацией, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей. Интрапренеру в свою очередь необходимо определить, следует ли ему устанавливать партнерские отношения с коммерческой организацией или лучше вести частную предпринимательскую деятельность. Интрапренер должен обладать определенными личностными качествами.
При реализации внутрифирменного предпринимательства каждый работник имеет свою часть обязанностей, за которые он отвечает, в то же время каждый зависит от остальных в деле достижения наилучших результатов.
Поскольку
предпринимательская организация должна
осуществлять множество действий, и все
они носят различный характер, постольку
внутри организации также должен использоваться
принцип разделения функций по внутрифирменному
предпринимательству, и на основе этого
разделения устанавливается специализация
интрапренеров и группирование остальных
работников в фирме в соответствии с различными
направлениями внутрифирменного предпринимательства
и их стадиями.
Структура внутрифирменного предпринимательства
определяется путем разработки целостной
схемы производительного процесса в рамках
предпринимательской организации,
который включает в себя полный набор
направлений интрапренерства, без реализации
которых невозможно эффективное достижение
целей предпринимательской организации.
Развитие
внутрифирменного предпринимательства
в организации предполагает выделение
таких ориентиров, как новаторство и динамизм.
Новаторство – базовая характеристика
в описании предпринимателя, но проявляться
она может в разных формах. Новаторский
дух проявляется в форме находки. Чаще
всего такая находка связана с профилем
деятельности предпринимательской организации.
Новаторский дух может затрагивать различные
стороны деятельности организации: от
обновления продукции до изменения управленческой
политики.
При реализации внутрифирменного предпринимательства
незаменимым оказывается такое качество
человека, как способность к мобилизации
(динамизм деятельности), под которой понимается
способность приведения всех имеющихся
возможностей в активное состояние, то
есть в состояние готовности к действиям.
Мобилизационные (или организаторские) способности включают умения:
- сконцентрироваться на какой-то идее, действии или событии;
- мобилизовать необходимые ресурсы в нужных форме, качестве и количестве;
- мобилизовать существующие связи, контакты, отношения.
Способность к мобилизации является результатом комбинации природной предрасположенности и приобретенного профессионального опыта.
Указанные элементы подводят к еще одной характеристике на основе новаторства и динамизма, а именно – к развитию, когда мобилизация внутренних способностей и качеств приводит к новому состоянию интрапренера, способствующему рождению предпринимательской идеи.
Поскольку внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство) трактуется как активность по развитию предпринимательской деятельности внутри большой корпорации, то и механизм интрапренерства должен не только создавать возможности для творческого поиска, включать соответствующее вознаграждение для интрапренеров, всемерно стимулировать их деятельность и обеспечивать защиту от бюрократических препон внутри фирмы. Что касается вознаграждения за идеи внутрифирменного предпринимательства, то соответствующим вознаграждением для работника может стать новая должность после удачной реализации предпринимательской идеи и соответственно возросший личный доход.
В таких организациях мотивация работников на творческое сотрудничество, будет одной из главных задач, что и ведет к достижению целей внутрифирменного предпринимательства.
Создание условий для «включения» творческой энергии работников – сильный стимулирующий фактор поиска талантливых сотрудников внутри предпринимательской организации. Поэтому необходимо осознанное отношение менеджеров к творческому капиталу предпринимательской организации, представленному ее работникам.
Доминирующей мотивацией является развитие сильных сторон персонала, когда недостатки будут просто перекрываться возрастающими достоинствами. Необходимо постоянно диагностировать сильные качества людей, всячески их развивать и стимулировать эффективное применение, так как талантливый работник требует творческой работы. Исследуя элементы внутрифирменного предпринимательства, можно сказать, что все они направлены на выявление и развитие в сотрудниках организации необходимых творческих навыков, способствующих реализации собственных идей производства и реализации продукции.
В соответствии с основными фазами становления внутрифирменного предпринимательства весь процесс совершенствования предпринимательской организации складывается из следующих стадий:
- анализ
предпосылок для развития
- создание условий для формирования внутрифирменного предпринимательства;
- создание структуры внутрифирменного предпринимательства;
- формирование системы взаимосвязи и взаимодействия партнеров в рамках внутрифирменного предпринимательства.
Таким образом, сущность внутрифирменного предпринимательства можно характеризовать с двух точек зрения:
- с
точки зрения
- с
точки зрения субъекта
2. Государственная поддержка малого бизнеса
В соответствии с федеральным Законом " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации " под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государства, средних и крупных предприятий не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере, оптовой торговле - 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Важно отметить, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малым предприятиям присущ ряд заметных недостатков. В первую очередь - это минимальный стартовый капитал, невозможность самостоятельного решения капиталоемких задач, более высокий уровень риска, отсутствие или недостаток управленческого опыта у большинства собственников-организаторов бизнеса.
Для нейтрализации этих и других негативных сторон необходима государственная поддержка малого бизнеса. Именно государство должно создать такие экономические, социальные и правовые условия, при которых реализуемый положительный потенциал малого предпринимательства перекрывает его негативные свойства. Сложилось достаточное разнообразие форм государственной поддержки малого бизнеса. В числе основных: налоговые льготы; субсидии; гарантированные кредиты; долевое участие; кадровая и консалтинговая поддержка; организационное содействие в выходе на внешний рынок; инфраструктурное обеспечение. Рассмотрим содержание некоторых из них.
Финансовая поддержка малого бизнеса государством связана с использованием им стимулирующей функции налогов. На практике это выражается, во-первых, в реализации предприятиями прав на прямой вычет суммы расходов (или ее части) целевого характера из суммы налоговых обязательств, Во-вторых, в использовании компаниями ускоренной амортизации основного капитала.
Гарантированные кредиты - наиболее распространенная форма государственной финансовой поддержки. Ссуды предоставляются частными заимодавцами, а участие государства заключается в гарантии, и его средства используются только в случае невыполнения должником обязательств по погашению ссуды. Видами деятельности, на которые могут предоставляться ссуды, отличаются разнообразием: приобретение недвижимости, находящейся у заемщика, но ему не принадлежащей, приобретение машин и оборудования; образование оборотного капитала.
Финансируемые государством программы подготовки кадров предназначаются для оказания помощи малым фирмам в решении проблемы обучения кадров, необходимых при расширении, переоснащении действующих или создании новых предприятий. Такие программы могут предусматривать, например, предоставление фирме прямой финансовой помощи на покрытие части издержек на обучение или повышение квалификации работников без отрыва от производства.
Широко используемыми нетрадиционными источниками финансирования являются лизинг, франчайзинг, фонды венчурного капитала.
Предприятие обращается в лизинговую компанию, которая специально приобретает это оборудование в свою собственность, а затем передает его предприятию в аренду (во временное платное пользование). Таким образом, лизинг выступает формой не просто аренды, но и целевого финансирования. Заинтересованность малого предприятия как лизингополучателя проявляется, во-первых, в том, что он, не прибегая к заемным средствам и не увеличивая свой капитал, может приводить в движение большее количество факторов производства. Во-вторых, у него появляется возможность осуществления технического перевооружения на основе использования прогрессивной и дорогостоящей техники без больших начальных капиталовложений, что играет важную роль при необходимости структурной перестройки производства. В-третьих, машины и оборудование, полученные по лизингу, не фиксируются на балансе арендатора, а следовательно, последний может экономить суммы, равные налогу на имущество. В-четвертых, варьируя состав и сроки лизингового договора, предприниматель может успешно бороться с моральным износом технических средств. В-пятых, при стабильных лизинговых платежах он может уменьшить неблагоприятное воздействие инфляции и роста величины банковского процента. Существенным является и то, что весь размер лизинговых платежей включается в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем.