Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:47, курсовая работа
Описание работы
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ любой договор считается заключенным с момента согласования сторонами его существенных условий. Особенностью договора ОСАГО (см. прил. 2) является определение всех его существенных условий в Федеральном законе от 25.04.2002 г. № 40ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО). В силу ст. 942 ГК РФ для любых договоров имущественного страхования, к которым относятся и договоры страхования ответственности, существенными являются условия об объекте страхования, страховом риске, страховой сумме и сроке действия. Объектом страхования в данном случае являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности вследствие причинения вреда другим лицам в ходе эксплуатации транспорта.
Содержание работы
1. Теоретические основы организации ОСАГО…………………………...3 1.1 Экономическое содержание и небходимость ОСАГО………………..3 1.2 Правовые основы организации ОСАГО………………………………..9 1.3 Порядок заключения и исполнения договора страхования ОСАГО..14 2. Анализ современного состояния ОСАГО……………………………...21 2.1 Оценка ОСАГО на отечественном страховом рынке……………….21 2.2 Анализ рынка ОСАГО в оренбургской области……………………...26 2.3 Проблемы развития рынка ОСАГО в России………………………...28 3. Направление развития ОСАГО в России………………………………31 Заклюение…………………………………………………………………...41 Список использованных источников……………………………………..42 Приложение А………………………………………………………………44 Приложение Б………………………………………………………………45
Однако в связи с вступлением
в силу Закона об изменении технического
осмотра от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ и исключением
процедуры выдачи талонов технического
осмотра основанием для заключения договора
ОСАГО в этой части будет представление
страхователем диагностической карты
- документа, содержащего сведения о соответствии
транспортного средства обязательным
требованиям безопасности транспортных
средств (за исключением случаев, когда
в соответствии с законодательством в
области технического осмотра транспортных
средств транспортное средство не подлежит
техническому осмотру или его проведение
не требуется, либо порядок и периодичность
проведения технического осмотра устанавливаются
Правительством Российской Федерации,
либо периодичность проведения технического
осмотра такого транспортного средства
составляет шесть месяцев, а также за исключением
случаев, предусмотренных в п. 3 ст. 10 Закона
об ОСАГО).
Кроме того, до 1 августа 2015 г.
при заключении договора обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств наряду
с диагностической картой, содержащей
сведения о соответствии транспортного
средства обязательным требованиям безопасности
транспортных средств, допускается предъявление
талона технического осмотра или талона
о прохождении государственного технического
осмотра транспортного средства, выданных
до дня вступления в силу Закона об изменении
технического осмотра от 28 июля 2012 г. N
130-ФЗ (п. 8 ст. 5 данного Закона).
При заключении договора страховщик
вправе провести осмотр транспортного
средства по месту жительства страхователя
(по месту нахождения юридического лица),
если иное не вытекает из соглашения сторон
(п. 19 Правил ОСАГО). Однако не совсем понятен
смысл этой обязанности, ибо вред, причиненный
имуществу страхователя, обязательным
страхованием не покрывается. Хотя страховщик
может пожелать убедиться в соответствии
транспортного средства заявленным о
нем сведениям.
В случае изменения у страхователя
сведений, указанных в заявлении о заключении
договора обязательного страхования,
страхователь обязан незамедлительно
уведомить об этом в письменной форме
страховщика.
В частности, если при заполнении
заявления о заключении договора обязательного
страхования транспортное средство не
зарегистрировано в ГИБДД, то соответствующая
строка заявления и полиса не заполняется.
После государственной регистрации транспортного
средства и получения государственного
регистрационного знака страхователь
обязан сообщить номер государственного
регистрационного знака в течение 3 рабочих
дней страховщику, который на основании
полученных данных вносит соответствующую
запись в бланк страхового полиса и включает
сведения в автоматизированную систему
страхования (п. 17 Правил ОСАГО).
Соответственно, при получении
от страхователя сообщения об изменении
указанных в заявлении сведений страховщик
вносит изменения в страховой полис обязательного
страхования. Можно предположить, что
в случае если это влечет изменение страховых
тарифов (например, по причине того, что
страхователь решил изменить договор
без ограничения лиц, допущенных к управлению
транспортным средством), то страхователь
должен будет уплатить дополнительные
страховые взносы.
Закон возлагает на владельцев
транспортных средств, используемых для
перевозок пассажиров по маршрутам регулярного
сообщения, обязанность по информированию
пассажиров об их правах и обязанностях,
вытекающих из договора обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средства (п.
6 ст. 15 Закона об ОСАГО). Эта обязанность
похожа на обязанность перевозчика информировать
пассажиров о правилах перевозки.
Требования к информированию
пассажиров об их правах и обязанностях
по обязательному страхованию будут устанавливаться
федеральным органом исполнительной власти
в области транспорта.
Подтверждением заключения
договора об ОСАГО является выдача страхователю страхового
полиса, что является акцептом страховщика.
В нем на основании заявления страхователя
определены и рассчитаны все необходимые
условия страхования. Значение полиса
заключается еще и в том, что он удостоверяет
(легитимирует) личность страхователя
(выгодоприобретателя, застрахованного
лица) для порядка осуществления страховых
выплат в связи с наступившим страховым
случаем.
Страховой полис по обязательному
страхованию выдается на каждое транспортное
средство, в том числе прицеп. В отличие
от российской системы обязательного
страхования, относящейся к европейской
континентальной системе, в американской
системе страхования страховой полис
приобретается каждым водителем один
раз, безотносительно к количеству имеющихся
у него автомобилей.
Бланк страхового полиса обязательного
страхования является документом строгой
отчетности, имеет единую форму на всей
территории Российской Федерации и утверждается
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере страховой деятельности
(п. 24 Правил ОСАГО). Форма полиса утверждена
Приказом Министерства финансов РФ от
01.07.2009 N 67н "Об установлении формы заявления
о заключении договора обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств, формы
страхового полиса обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств, формы документа,
содержащего сведения о страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств по договору обязательного страхования"
(зарег. в Минюсте РФ от 28.07.2009 N 14427) (с изм.
от 02.08.2011).
Как и в отношении формы заявления
на страхование, до момента вступления
в силу Изменений, внесенных в Правила
ОСАГО Постановлением Правительства РФ
от 08.08.2009 N 653 (Постановление Правительства
РФ от 08.08.2009 N 653 "О внесении изменений
в Правила обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств"), форма страхового
полиса утверждалась Правительством РФ
и устанавливалась в приложении N 2 к Правилам
ОСАГО. Анализ формы страхового полиса
по новому Приказу Минфина РФ и прежней
формы страхового полиса показывает их
практически полную идентичность.
В страховом полисе указываются
сведения о страхователе, страховщике,
сроке страхования, модели транспортного
средства, лицах, допущенных к управлению,
периоде использования транспортного
средства, размерах страховой суммы, определении
страхового случая, информация о техническом
осмотре, особые отметки.
В развитие нормы ст. 940 ГК РФ
о том, что страховой полис должен быть
подписан обеими сторонами, либо быть
подписанным страховщиком и иметь письменное
подтверждение страхователя о принятии
страхового полиса и иных необходимых
документов страховой полис, в Правилах
ОСАГО закреплено положение об обязательном
его подписании обеими сторонами.
В форме бланка полиса имеется
отметка о том, что при заключении договора
обязательного страхования страхователю
должны выдаваться Правила обязательного
страхования, а кроме того - перечень представителей
страховщика в субъектах Российской Федерации
и бланки извещения о ДТП. Данная отметка
появилась в связи с принятием Изменений
в Правила ОСАГО от 29 февраля 2008 г. и является
реализацией п. 2 ст. 943 ГК РФ о том, что вручение
правил страхования должно удостоверяться
записью в договоре. Несмотря на то что
Правила ОСАГО представляют собой нормативный
правовой акт, обязательный для применения
(с учетом того, что в них регламентируются
все особенности порядка заключения и
исполнения договора об обязательном
страховании), об этом должен быть извещен
страхователь.
2. Анализ современного
состояния ОСАГО.
2.1 Оценка ОСАГО
на отечественном страховом рынке
Автострахование – самый крупный
сектор российского открытого рынка страхования.
В 2009 г. автострахование обеспечило около
65% всех страховых сборов на открытом рынке
– порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Для сравнения,
в странах Центральной и Восточной Европы
доля автострахования в общих страховых
сборах не превышает 45-50%, Западной Европы
и США – 10-20%.
Последние 3-4 года автострахование
обеспечивает порядка 80% всего прироста
страховых премий в России. Из общего прироста
реальных страховых сборов по сравнению
с 2009 г. – $2,8 млрд. – на долю автострахования
пришлось порядка $2,3 млрд.
Это наиболее быстрорастущий
вид страхования. С 2009 г. по 2010 г. его сборы
выросли почти в 5 раз – с $0,6 млрд. до $2,9
млрд., что соответствует среднегодовому
темпу прироста 123%. За этот же период реальные
сборы по страхованию имущества в среднем
росли на 21% в год, по страхованию жизни
– на 48%, по прочим видам страхования –
на 18%. Ключевую роль в быстром росте автострахования
сыграло введение ОСАГО в 2003 г. Однако
и без учета сборов по „автогражданке“
добровольное автострахование росло на
45-50% в год (см. рис.1).
В ближайшие 5-6 лет рост рынка
автострахования продолжится, хотя и более
медленными темпами. Среднегодовой рост
рынка может составить как минимум 17%,
а общие сборы по автострахованию на конец
этого периода могут достичь порядка $7,6
млрд.
При этом основной движущей
силой, обеспечивающей рост сборов по
автострахованию до 2012 г., будет развитие
добровольного автострахования. ОСАГО
уже практически достигло «точки насыщения»,
т.к. на конец 2009 г., по различным оценкам,
было застраховано порядка 80-90% автомобилей
(и практически 100% автомобилей стоимостью
свыше $10 тыс.). В 2005-2010 гг., как видно из
рисунка 2, ожидается роста сборов по добровольному
автострахованию в среднем на 26% в год,
по ОСАГО – на 7% в год.
Основные факторы, определяющие
динамику автострахования, по мнению экспертов
– доля застраховавшихся автомобилистов,
а также рост и структура автопарка.
В отличие от ОСАГО в отношении
добровольного автострахования специалисты
отмечают существенный потенциал увеличения
доли застрахованных. Рост количества
автомобилей и качественное улучшение
автопарка окажут положительный эффект
на развитие и добровольного автострахования,
и ОСАГО.
Доля автомобилей, застрахованных
одновременно и по „каско“, и по ОСАГО,
вырастет с 5-7% сегодня до 14-16% в 2010 г.
В Западной Европе и США этот
показатель находится на уровне 500-750. Учитывая
совершенно иной масштаб расстояний в
России по сравнению с Западной Европой,
можно говорить об огромном неудовлетворенном
спросе на автомобили
При реализации макроэкономического
прогноза, предусматривающего рост доходов
населения на уровне 4-8% в год, тренд увеличения
легкового авто-парка в ближайшие 5-6 лет,
скорее всего, сохранится.
К 2013 г. количество легковых
автомобилей в России может достигнуть
34 млн. шт., и она сможет догнать по уровню
обеспеченности автомобилями Латвию и
Хорватию сегодня
Если укрепление «страховой
культуры» в России будет происходить
такими же темпами, как и в других развивающихся
странах, то уже к 2010 г. доля застрахованных
автомобилей может составить не менее
14-16% против 5-7% в 2004 г.
Системные ошибки рынка автострахования,
закладывавшиеся в период благоденствия,
в 2009 году стали причинами кризиса на этом
рынке.
Ошибка первая – ориентация
на вмененное страхование. Рост рынка
автострахования был вызван бумом кредитования.
При этом добровольный сегмент рынка автострахования
практически не развивался. В результате
рынок стал характеризоваться низким
качеством сервиса, отсутствием специфических
страховых продуктов, ориентированных
на потребности отдельных категорий потребителей,
низким уровень профессиональной подготовки
сотрудников страховых компаний.
Ошибка вторая – непозволительно
близкий горизонт планирования. Значительная
часть рыночных игроков решала исключительно
краткосрочные задачи – привлечение как
можно большего числа клиентов за счет
демпинга и запредельных комиссий страховым
посредникам. Тарифы сознательно устанавливались
ниже статистически обоснованного уровня.
Такая модель бизнеса близка к классическому
варианту финансовой пирамиды, при котором
выплаты старым клиентам осуществляются
за счет взносов, полученных от новых,
привлеченных низкой ценой полиса.
Последствие первое – рынок
автострахования в наибольшей степени
пострадает от кризиса. По прогнозам «Эксперт
РА» в результате резкого сжатия рынка
кредитования, объем рынка автострахования
в 2009 году по сравнению с 2008 годом упал
на 25% или на 44 млрд. рублей. Те, кто страховал
свои автомобили в рамках вмененного страхования,
с выплатой кредитов откажутся от услуг
страховых компаний. Справиться с падением
взносов страховщики смогут только повернувшись
лицом к клиенту, ориентируясь на более
качественный добровольный спрос.
Последствие второе – в 2009 году
произошел целый ряд громких банкротств
автостраховщиков. По оценке «Эксперт
РА», под влиянием кризиса ситуация с демпингом
на рынке автострахования изменилась
в худшую сторону: большее количество
участников рынка стали демпинговать.
Девальвация рубля уже привела к существенному
увеличению средней величины страховых
выплат. «Эксперт РА» предупреждает: в
текущей ситуации демпинг является однозначным
признаком резкого снижения уровня ликвидности
активов страховщика, ухудшения его финансового
состояния.