Последние три года именно автокаско
играло роль локомотива развития российского
страхования. Неслучайно сейчас, в разгар
финансового кризиса, состояние именно
этого вида страхования, как лакмусовая
бумажка, показывает тенденции всего российского
страхового рынка. По итогам 2008 года кризис
еще не успел оказать существенного влияния
на показатели рынка автокаско.
По предварительным данным
рейтингового агентства «Эксперт РА»,
объем рынка автокаско за 2008 год составил
176 млрд. руб., увеличившись по сравнению
с 2007 годом на 15%. Реальные проблемы впереди:
по прогнозу агентства, за текущий год
российские страховщики соберут взносов
на 25% меньше, чем за год предыдущий (без
учета инфляции). Анализ рынка ОСАГО представлен
на рисунке 8.
Рост рынка автокаско напрямую
зависит от объемов автокредитования
– до финансового кризиса по кредитам
покупалось около половины всех автомобилей.
В настоящий момент банки значительно
ужесточили условия выдачи кредитов на
покупку машины, значительно повысили
их стоимость. Кроме того, в результате
финансового кризиса впервые за несколько
лет упали реальные доходы населения.
Как следствие существенно сократился
спрос на покупку автомобилей, а вместе
с ним и рынок автострахования.
В условиях резкого падения
рынка все проблемы, которые закладывались
в годы «благоденствия», вышли наружу.
Переживут эти трудности далеко не все.
Корень зла – в непозволительно близком
для страховщика горизонте планирования,
который был характерен для многих участников
российского страхового рынка в последние
годы. Значительная часть рыночных игроков
решала исключительно краткосрочные задачи
– привлечение как можно большего числа
клиентов за счет демпинга и запредельных
комиссий страховым посредникам. Тарифы
сознательно устанавливались ниже статистически
обоснованного уровня. Такая модель бизнеса
близка к классическому варианту финансовой
пирамиды, при котором выплаты старым
клиентам осуществляются за счет взносов,
полученных от новых, привлеченных низкой
ценой полиса. Сформированных страховых
резервов при такой тарифной политике,
как только темпы прироста взносов станут
отрицательными, станет недостаточно
для осуществления выплат, что неминуемо
приведет к дефолту страховщика.
Владельцы таких компаний, формулируя
цели их развития и ставя задачи перед
менеджментом, прекрасно понимали, что
долго так работать они не смогут. Расчет
строился на том, чтобы набрать значительный
клиентский портфель и продаться «на пике»
инвестору, обладающему значительными
финансовыми ресурсами. Кризис разрушил
эти планы – выгодно продаться сумели
лишь единицы.
Компании, наращивающие свои
страховые портфели за счет демпинга,
не справившись со своими обязательствами,
будут вынуждены уйти с рынка. Резкое сжатие
банковского канала продаж приведет к
истощению положительных денежных потоков,
поступающих в компанию. В таких условиях
в наилучшем положении окажутся компании,
имеющие высоко диверсифицированные страховые
портфели, как по видам страхования, так
и по каналам продаж.
Важнейший вопрос для развития
рынка – как будет развиваться ситуация
с демпингом в автокаско. Девальвация
рубля уже вызвала рост цен на запчасти
и услуги станций технического обслуживания,
увеличилась средняя величина страховых
выплат. В этих условиях выросла нагрузка
на страховые тарифы. Однако многие страховые
компании, наоборот, пытаясь любыми способами
получить положительные денежные потоки,
снижают страховые тарифы. В подобной
ситуации демпинг – равнозначен самоубийству
и является однозначным признаком резкого
снижения ликвидности страховщика, ухудшения
его финансового состояния.
Казалось бы, кризис должен
был отрезвить любителей демпинга – ведь
встает вопрос фактически о выживании
компании. Однако, по свидетельству большинства
участников рынка, под влиянием кризиса
ситуация с демпингом на рынке автострахования
изменилась в худшую сторону: большее
количество участников рынка стали демпинговать.
Это является однозначным свидетельством
близкого краха многих страховщиков –
в лучшем случае, они будут проданы за
символические деньги более устойчивым
игрокам рынка, в худшем – обанкротятся,
оставив без страховой защиты сотни тысяч
автовладельцев.
Составной частью проблемы
демпинга является и крайне болезненный
вопрос величины комиссий посредников
при продаже полисов автокаско. Увеличение
комиссий без повышения тарифа - это тоже
неоправданный демпинг. Компании, которые
собираются выполнять обязательства перед
своими клиентами, а не стремятся захватить
рынок, набрав убыточный портфель, должны
стараться сохранить или даже сократить
размер комиссий.
Финансовый кризис сыграл важную
очистительную роль для рынка автокаско
– страховщики, которые переживут его,
выйдут из него укрепившимися, перешедшими
на новый уровень развития. Кризисная
ситуация должна способствовать формированию
подходов к решению наиболее фундаментальных
проблем рынка автокаско. Первое место
среди них занимает фактическая вмененность
значительной части формально добровольного
автокаско. Большая часть продаж в период
бурного роста рынка автокаско не была
вызвана осознанием страхователями действительной
потребности в страховой защите. Из-за
этого покупка полиса во многих случаях
воспринималась как неприятный «побор»,
необходимый для получения кредита на
покупку автомобиля. В сочетании с относительно
низкой страховой и финансовой грамотностью
населения это приводило к тому, что в
качестве единственного критерия выбора
страховщика выступала цена, что делало
бессмысленными усилия добросовестных
компаний по развитию процесса урегулирования
убытков – самого главного составного
элемента услуги страхования.
В результате рынок, основанный
на вмененном страховании (при покупке
автомобиля в кредит), стал характеризоваться
низким качеством сервиса, отсутствием
специфических страховых продуктов, ориентированных
на потребности отдельных категорий потребителей,
низким уровень профессиональной подготовки
сотрудников страховых компаний. Решить
все эти проблемы можно только повернувшись
лицом к клиенту, ориентируясь на более
качественный добровольный спрос. Страховщики
должны создавать адекватные страховые
продукты и грамотно их продвигать на
рынке, формировать эффективные продающие
сети, выстраивать тарифную политику в
расчете не на сиюминутный результат,
а на длительную перспективу. Необходимо
сделать так, чтобы страхование воспринималось
в качестве неотъемлемой части цивилизованного
образа жизни. Только компании, которые
смогут решить эти задачи, смогут успешно
работать на рынке в долгосрочной перспективе.
Важную роль в развитии рынка
корпоративного страхования должны сыграть
страховые брокеры. Взаимоотношения между
страховщиками и страховыми брокерами
строятся не на краткосрочной основе получения
сиюминутной выгоды, как обычно бывает
со страховыми агентами в розничном сегменте,
а на базе длительного сотрудничества.
Долгосрочность отношений повышает качество
предлагаемых страховых продуктов как
по стоимости, так и по наполненности услугами.
Брокеры, часто обслуживающие клиентов
и по другим видам страхования, заботясь
о своей репутации, следят за уровнем финансовой
устойчивости страховщиков-партнеров
и стараются не предлагать услуги страховщиков,
которые потенциально могут не исполнить
своих обязательств.
Таким образом, рынок автострахования
является самым рискованным. Снижение
объемов приобретения автомобилей напрямую
снижает доходы компаний. При этом выплаты
могут быть велики. Компании, в которых
доля автострахования превышает 70%, попали
в зону особого риска.
Рынок автострахования охватывает
медленная, но уверенная паника. Объем
поступлений по каско за этот год снизился
на 15-20%, по подсчетам экспертов. Компании
пытаются экономить на выплатах, из-за
чего оказываются вне закона. Лицензии
уже отобрали у 33 компаний, которые работали
в сфере автострахования, и, судя по всему,
на этом репрессии не окончатся.
Компании пытаются вкладывать
деньги в рекламу, делая упор на снижение
цен услуг страхования. При этом платить
клиентам по обязательствам не всегда
получается. Это приводит к судебным тяжбам,
и, как результат, к ликвидации лицензии
или банкротству.
В период падения страхового
рынка в условиях кризиса некоторые страховщики
будут пытаться сохранить приток средств
за счет демпинга. Однако данный путь не
приведет их к успеху. Экономический спад
в России будет довольно продолжительным,
и рано или поздно такие страховые компании
столкнутся с проблемой кассового разрыва.
Страховщики, которые выберут стратегию
демпинга, только отложат проявление своих
фундаментальных проблем с устойчивостью.
2.2 Анализ рынка
ОСАГО в оренбургской области.
Правительство Оренбургской области
организовало «горячие линии» для помощи
гражданам, столкнувшимся с проблемами
при получении полиса ОСАГО, сообщается
на сайте регионального правительства.
На совещании губернатора Оренбургской
области Юрия Берга с надзорными органами
была озвучена информация, что продолжают
поступать «многочисленные жалобы оренбуржцев
на страховщиков, которые либо полностью
отказывают в выдаче полисов ОСАГО, либо
согласны предоставить такую услугу, но
в нагрузку с оформлением договора добровольного
страхования».
Глава области направил руководителям
страховых компаний телеграммы с просьбой
разъяснить ситуацию, на что все компании
ответили, что с выдачей полисов ОСАГО
в регионе проблем нет. «Тем не менее, жалобы
продолжают поступать», - отметил Ю.Берг.
Страховое сообщество переживает сейчас
период значительных перемен, как в жизни
российских страховщиков, так и в деятельности
органов страхового надзора. 2011 год был
ознаменован рядом изменений в законодательстве,
коснувшихся организации страхового надзора
и регулирования страхового рынка, прежде
всего, здесь стоит отметить создание
единого государственного мегарегулятора
финансовых рынков в лице ФСФР.
Кроме того, органы страхового
надзора были наделены новыми полномочиями:
- в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма;
- по применению мер по предупреждению
банкротства;
- по предоставлению кандидатур
арбитражных управляющих и соответствующих саморегулируемых организаций;
- в сфере технического осмотра
транспортных средств.
В 2011 году произошло важное
для региональных страховых организаций
повышение минимальных размеров уставных
капиталов. Выросли тарифы по ОСАГО. Вступил
в силу новый закон об агростраховании.
Начал работать новый вид страхования
– обязательное страхование гражданской
ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии
на таком объекте.
По состоянию на 10 марта 2012 года
на территории Приволжского федерального
округа работали 47 региональных страховых
организаций, 11 страховых брокеров и 1
ОВС. Кроме того, на территории ПФО заключали
договоры 182 федеральных страховщика,
из которых 70 имеют в ПФО лишь агентства
или представительства. Остальные 112 компаний
представлены в округе 677-ю филиалами.
Как видно из диаграммы 1, за
последние 6 лет число региональных страховщиков
сократилось ровно в два раза с 94 в 2006 г.
до 47 в 2012 г. Количество филиалов за прошедший
год сократилось почти на сотню. В частности,
в связи с отзывом лицензий страховой
рынок Приволжского округа покинули 8
филиалов СК «Инногарант», 12 филиалов
СК «Ростра» и 16 филиалов СК «Росстрах».
Диаграмма 1. Количество
региональных страховщиков и филиалов
в ПФО в 2006-2012 гг.
В 2011 году на территории ПФО
страховщики России собрали почти на четверть
больше страховой премии, чем в прошлом
году, получив, таким образом, 197,5 млрд.
рублей. Это самый большой рост премий
среди федеральных округов в 2011 году. В
среднем по России общий рост премий составил
21,3%, в рисковых видах сборы выросли на
18,5%.
Выплаты страховщиков Приволжского
округа увеличились на 20% и составили 152,3
млрд. рублей. В рисковых видах выплаты
составили 40,3 млрд. руб., увеличившись
на 2,4% (в среднем по России – 2%).
По объему собираемой премии
Приволжский федеральный округ стабильно
занимает второе место после Центрального
федерального округа. Доля нашего округа
в общероссийской премии составляет 15,6%.
По-прежнему единственным округом,
где объем премий в рисковых видах страхования
превышает объем обязательного медицинского
страхования, является Центральный федеральный
округ. В остальных округах, в том числе
и в ПФО, картина иная. Так в нашем округе
доля ОМС составляет 57,5%.
2 .3 Проблемы развития
рынка ОСАГО в России.
Можно провести различие между
двумя группами проблем. Рассмотрим не
объективные проблемы, так как они возникают
вследствие того, что Российская Федерация
относится к странам с развивающейся экономикой
(Emerging Markets). Эти проблемы более чем хорошо
известны: низкий объем ВВП на душу населения,
относительно низкий средний доход и уровень
пенсии у основной части населения, слабое
развитие мелкого и среднего бизнеса,
а также среднего класса, зависимость
экономики от экспорта энергоносителей
и проч.