Финансовая устойчивость страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовой устойчивости страховой компании: раскрытие сути явления, воздействующих факторов и возможностей управления ими, а также методики мониторинга платежеспособности и финансовой устойчивости страховщика. Страховой рынок является важной сферой финансово-кредитной системы страны. Специфика страхового дела и его социально-экономическое значение требует усиленного внимания к организации работы страховщиков, их устойчивости и платежеспособности, возможности отвечать по своим обязательствам. Особенно остро данная проблема стоит в условиях кризиса.

Файлы: 1 файл

Финансовая устойчивость страховой компании.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Основным признаком ликвидности служит формальное превышение оборотных активов страховщика над краткосрочными пассивами. Коэффициент текущей ликвидности отражает достаточность оборотных средств у страховой организации, которые могут быть использованы в случае предъявления к ней требований по всем существующим обязательствам, в том числе при наступлении страховых случаев. Он должен быть не менее 0,5. В 2008 и 2009 годах показатель текущей ликвидности ОСАО "РЕСО-Гарантия" соответствует заданному нормативу – 0,51 и 0,69 соответственно (таблица Ж.3). То есть компания предприняла дополнительные меры по повышению коэффициента путем увеличения объема инвестирования средств в депозитные вклады.

В 2007 году компании присвоен индивидуальный рейтинг надежности «Национальным Рейтинговым Агентством» "ААА" - максимальный уровень надежности". В ноябре 2008 г. РЕСО-Гарантия вошла в топ-40 списка "The Best Russian Brands 2008".

В январе 2009 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило рейтинг надежности ОCАО "РЕСО-Гарантия" на уровне А++ "Исключительно высокий уровень надежности". В апреле 2010 года этот рейтинг был подтвержден.

Таким образом, страховая компания ОСАО "РЕСО-Гарантия" является одной из крупнейших на российском рынке страхования и отличается высоким уровнем финансовой устойчивости. Она обладает одним из самых больших среди российских страховщиков уставным капиталом – 3,1 млрд. руб., что делает ее устойчивой к негативным внешним воздействиям. Показатели достаточности собственных средств свидетельствуют, что размер собственного капитала компании соответствует объему принятых обязательств и достаточно покрывает сформированный объем страховых резервов, а объем заемных средств невысок.

Однако показатели убыточности показывают, что расходы страховой компании на ведение дела, а также объем страховых выплат увеличиваются непропорционально увеличению объема страховых взносов. Вследствие этого убыточность компании возрастает в последние два года. Показатели рентабельности в данный период также имеют негативную динамику. Так, показатель рентабельности страховой и финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует, что прибыль до налогообложения компании снижается по отношению к ее доходам. То есть расходы компании увеличились в 2008 и 2009 годах непропорционально изменению полученных доходов. Соответственно текущая платежеспособность компании также снизилась.

Однако успешная инвестиционная деятельность компании позволила ей завершить финансовый 2009 год с положительным результатом и в целом сохранить финансовую устойчивость на достигнутом уровне в условиях стабильного развития экономики. [6, c. 74-76, 8, c. 41-42, 12, 13]

 

3 Мероприятия по укреплению финансовой  устойчивости страховой организации

 

 

Как показала практика, финансовая устойчивость страховой организации становится вопросом ее выживания, так как в сегодняшних условиях нестабильного рынка банкротство может выступать как вероятный результат хозяйственно-финансовой деятельности страховщика. В этих условиях существенно возрастает роль и значение анализа финансового состояния страховых организаций и, прежде всего, той его части, которая основывается на данных баланса и отчета. Такой анализ представляет большой интерес для страхователей, для коммерческих партнеров страховой организации, для банков, клиентами которых являются страховые организации, а также для самооценки самих страховых организаций и анализа их дочерних организаций и филиалов. [10]

Границами финансовой устойчивости субъекта рынка являются критические точки, при достижении которых количественные изменения финансовых ресурсов порождают качественный скачок, который изменяет, в частности, не только качество финансовых ресурсов, но и финансовую устойчивость.

Нижняя граница финансовой устойчивости — та, за которой финансовое состояние утрачивает требуемое рыночной средой качество, что проявляется в утрате признаков финансовой устойчивости (платежеспособности и способности к развитию), ведет к изменению статуса хозяйствующего субъекта. Например, при количественных изменениях, которые приводят к падению объема финансовых ресурсов ниже критического, предприятие утрачивает не только платежеспособность и способность к самовоспроизводству, но и финансовую самостоятельность. Это в свою очередь может означать также утрату хозяйственной и юридической самостоятельности.

Количественные изменения финансового состояния со знаком "плюс" также в итоге могут привести к изменению качества; например, мелкий предприниматель становится крупным с соответствующим изменением хозяйственного и финансового механизма, включая налогообложение, юридический статус и т.д. Однако в том случае, когда количественные изменения подготовили переход в другой статус, но такой переход не происходит, может наблюдаться ситуация, когда несоответствие качества и количества (величины финансовых возможностей качеству их реализации) приводит к утрате стимула к развитию.

Переход из одного качественного состояния в другое происходит в форме скачка или преодоления порога, отсюда и показатели оценки устойчивости в основном должны иметь "пороговый" характер.

Лежащий в основе страховых операций страховой риск объективно обусловливает повышение требований к качеству финансовых ресурсов страховой компании. Эти требования позволяют наряду с платежеспособностью и способностью к развитию выделить специфический признак финансовой устойчивости, присущий только страховой компании: соответствие количества и качества ресурсов величине и структуре принятого страхового риска, что в первую очередь означает возможность выполнения обязательств страховщика перед страхователями.

Состояние устойчивости (неустойчивости) страховой компании формируется под воздействием факторов, различных по характеру (экономические, политические, географические и т.д.) и по степени влияния. Для изучения влияния факторов на устойчивость страховой организации их необходимо предварительно классифицировать.

В зарубежном страховом менеджменте активно используется классификация факторов по возможности управления ими. С этих позиций факторы устойчивости могут быть поддающимися и не поддающимися управлению. При этом принято выделять так называемое "ядро" управляемых факторов, прочие управляемые факторы и рыночные (частично управляемые и неуправляемые) факторы.

К "ядру" относятся: страховой продукт, система организации продаж и формирования спроса, гибкая система тарифов и собственная инфраструктура страховщика. К прочим управляемым факторам относятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы страховой компании. В совокупности все эти факторы взаимосвязаны между собой, и изменения одного из них отражаются на всех прочих. К частично управляемым рыночным факторам относят рыночный спрос, конкуренцию, инфраструктуру страховой компании, ноу-хау в страховых услугах. К неуправляемым рыночным факторам относят государственное устройство и политическую систему, социально-этическое окружение, конъюнктуру мирового страхового рынка.

Такая классификация отвечает реальным практическим потребностям страховых менеджеров, которые разрабатывают стратегию поведения компании на рынке, в том числе — с целью повышения финансовой устойчивости.[10, 11]

Устанавливаемые для компании цели и ключевые результаты можно разделить на те, которые относятся к финансовой стороне деятельности страховой компании, и те, которые относятся к показателям стратегической деятельности страховщика. Достижение приемлемых финансовых показателей является основой и источником поддержания и улучшения положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Стратегические же цели должны быть сфокусированы на конкуренции и на создании сильной конкурентной позиции в выбранной сфере деятельности. Стратегические и финансовые цели тесно между собой переплетаются, но попытаемся разграничить некоторые из них.

Стратегические цели: увеличение доли рынка, занятие господствующего положения, повышение качества страховых услуг, предлагаемых страхователю; снижение издержек по сравнению с другими конкурентами; расширение ассортимента предлагаемых страховых услуг; укрепление репутации компании среди клиентов; открытие новых каналов продаж.

Финансовые цели: увеличение темпов роста страховой премии; повышение рентабельности; повышение прибыльности отдельных видов страхования; повышение доходности от размещения средств страховых резервов.

Хотя стратегические и финансовые цели тесно переплетены, в некоторых случаях менеджеры могут оказаться в затруднительном положении, когда нужно сделать выбор между возможностью повышения краткосрочных финансовых показателей и действиями по упрочению позиций страховой компании в долгосрочной перспективе. Выбор в данном случае будет зависеть от каждой конкретной ситуации, но необходимо помнить, что если компания добилась хороших финансовых результатов и ей не грозит кризис в случае их снижения, важность решения задач по укреплению конкурентной позиции страховщика в долгосрочной перспективе превышает необходимость улучшения текущих финансовых показателей.

Четко сформулированные долгосрочные цели позволяют решить две важные задачи:

1) планирование основных показателей  на несколько лет вперед, что позволяет определить, какие меры необходимо принять уже сейчас, чтобы обеспечить достижение этих показателей;

2) менеджеры имеют возможность  оценить свою текущую деятельность с точки зрения долгосрочных перспектив. [14]

Современный зарубежный менеджмент активно использует исследовательский прием "испытания компании на прочность кризисом". Прием основан на утверждении, что во время кризиса воздействие факторов на финансовую устойчивость проявляется ярче, рельефнее. Считается, что экономическим кризисам принадлежит роль своеобразных экзаменов, которые должно выдержать любое предприятие. Трудности же, переживаемые предприятием во время кризисов, являются моделью тех проблем, которые встают перед ним в сложной обстановке. В кризисной ситуации наиболее ярко видна роль того или иного фактора в обеспечении "выживаемости", устойчивости компании. Методику "кризиса как экзамена" использует "Стандарт энд Пурс" при определении рейтинга страховой компании. Для этого анализируется сценарий кризиса (способность страховой фирмы справиться с кризисом), а также шесть ключевых понятий: управление, капитал, страхование, перестрахование, страховой полис, доход. [12, 14]

Оценку финансовой устойчивости страховщика затрудняет отсутствие достаточно разработанной и обоснованной методики ее расчета. Нет единого мнения по поводу весомости (значимости) того или иного показателя, а также нормативных значений, которые служили бы ориентиром. Трудности в разработке достаточной методологической базы связаны с неоднородностью страхового рынка; нормативные значения показателей должны быть разработаны для определенных групп страховщиков, отличающихся общими признаками.

Западные экономисты считают, что финансово-оперативные показатели являются указателями наиболее болезненных мест в деятельности страховых организаций, которые нуждаются в более подробном анализе. Этот анализ, в свою очередь, может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента.

Так, в ряде случаев, та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой практики отдельной страховой организации; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в силу, например, специализации деятельности многих страховых организаций; фактически достигнутый уровень предшествующих лет мог быть не оптимальным для потребностей страховой организации, существовавших в те годы, или мог быть оптимальным для предшествующих лет, но совершенно не соответствовать требованиям текущего периода.

С другой стороны, очевидно, что ни один из методов анализа не может учесть все многообразие деятельности страховых организаций, каждый из них выполняет свои функции, и с этой точки зрения значимость коэффициентов для общей оценки финансового состояния страховых организаций не вызывает сомнений. Аналитическая ценность показателей и коэффициентов подтверждается, в частности, тем, что в западных странах существуют специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям, а также рейтинги страховых компаний. Такие издания помогают потребителям отчетности ориентироваться в огромном количестве страховых компаний и фирм, позволяют оценить деятельность конкретной страховой компании и определить ее место (рейтинг) среди аналогичных компаний страны и мирового рынка. [10]

Итак, при расчете показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность страховых организаций, наиболее весомыми параметрами можно считать: объем страховых премий, собранных компанией, страховые выплаты, собственный капитал, кредиторская задолженность организации, расходы, связанные со страховой и общей финансово-хозяйственной деятельностью, а также инвестиционные активы и доходы от вложений средств. Соответственно, для укрепления финансовой устойчивости, компания должна разработать стратегию и тактику развития, где количественно-целевыми ориентирами будут данные показатели.

Кризисные в экономике России поставил перед страховщиками задачу пересмотра проводимой политики, совершенствования технологии ведения деятельности. На первый план выходит задача удержания клиентов, то есть требуется повышение качества обслуживания. С учетом размеров компании и филиальной сети необходимо выявить потенциальные внутренние ресурсы для развития компании, провести дополнительный мониторинг убыточных предприятий, разработать подробные рекомендации для их укрепления (например, о переориентировании страхового портфеля). В ряде случаев может быть принято решение о ликвидации убыточных направлений деятельности.

Для повышения качества обслуживания клиентов целесообразно создание отдела, занимающегося исследованиями в области работы со страхователями. В его задачи может входить: рассмотрение и анализ жалоб клиентов в отношении обслуживания; анализ страховых услуг, предоставляемых конкурентами, и их отношения с клиентами; разработка и совершенствование способов работы с клиентами, системы взаиморасчетов. При этом для эффективности работы в данном направлении необходимо достигнуть единого стандарта обслуживания клиентов во всех филиалах и пунктах продаж компании. В результате успешной работы объем страховых премий должен возрасти в большей степени, чем управленческие расходы, что положительно повлияет на показатели убыточности. Стоит учесть, что результаты данного мероприятия будут получены в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Финансовая устойчивость страховой компании