Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ состояния государственного регулирования страхования в РФ и разработка путей его совершенствования.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- дать оценку месту и роли государственного регулирования страхования;
- проанализировать современное состояние и перспективы страхового рынка в РФ;
- изучить государственную политику по надзору за страховой деятельностью (формирование страховых тарифов, особенности налогообложения страхования, контроль за инвестиционной деятельность страховщиков);
- проанализировать законодательные пути совершенствования государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в РФ

1.1. Этапы становления страховой деятельности в РФ

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие страховую деятельность в РФ

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

2.1. Анализ страхового рынка РФ в 2010 -2011 гг.

2.2. Тенденции развития страхования в 2012г.

2.3. Формирование тарифов и особенности
налогообложения страхования на российском страховом рынке

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования страхования

3.2. Последствия вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование страховой деятельности.doc

— 764.50 Кб (Скачать файл)

оплата услуг банков и других кредитных учреждений, связанных  с осуществлением страховой деятельности, включая операции по обслуживанию выплат страхователям, расчетному и другим счетам, выдаче и приему наличных денег;

д) расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы в  пределах действующих норм и нормативов, исчисленных с учетом отраслевых особенностей;

е) расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков  строгой отчетности, квитанций и  т.п.;

ж) оплата консультационных и информационных услуг, а также  аудиторских услуг, оказанных с  целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;

з) расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли  и убытков.

Расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления  страховой деятельности, в том числе автомобильного транспорта для перевозки документов и материальных ценностей.

Другие расходы, связанные  со страховой деятельностью:

а) суммы процентов  по депо премий по рискам, переданным в  перестрахование;

б) убытки от реализации основных средств, ценных бумаг;

в) убытки от реализации нематериальных активов, малоценных и  быстроизнашивающихся средств, иных материальных ценностей;

г) убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

д) отрицательная курсовая разница по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

е) некомпенсируемые убытки от стихийных бедствий;

ж) при покупке иностранной  валюты: превышение курса покупки  над курсом Центрального банка Российской Федерации;

з) налоговые платежи: сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, другие налоги и сборы, относимые в соответствии с действующим законодательством на финансовые результаты деятельности, а также налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог, дополнительные платежи в бюджет, исчисленные исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ Российской Федерации, за пользование банковским кредитом;

и) прочие расходы и  потери, относимые в соответствии с действующим законодательством  на финансовые результаты.

Для целей налогообложения  налогом на прибыль фактические  финансовые результаты подлежат корректировке:

прибыль уменьшается  на суммы положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных  курсовых разниц), образовавшихся в  отчетном периоде, по всем счетам бухгалтерского учета, по которым отражаются операции в иностранной валюте;

прибыль уменьшается  на суммы доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и  иным ценным бумагам, принадлежащим  страховой организации;

учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью основных фондов и иного имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль;

не подлежат налогообложению  доходы в виде положительных разниц от переоценки государственных краткосрочных  облигаций (ГКО) (убытки, полученные в  виде отрицательной разницы от переоценки ГКО не уменьшают налогооблагаемую базу).

произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке  лимитов, норм и нормативов. Имеются  в виду такие фактически произведенные  страховой организацией расходы, как  связанные с содержанием служебного автотранспорта, связанные со служебными командировками, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, представительские расходы, оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, расходы, связанные с оплатой процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных активов). Расходы на рекламу разрешено включать в себестоимость страховых услуг в полной сумме (по факту), а при налогообложении на суммы расходов сверх установленных норм и нормативов увеличивать налогооблагаемую прибыль.

Для исчисления страховыми организациями предельных размеров представительских расходов, расходов на рекламу в качестве объемного показателя используется сумма поступивших страховых взносов по страхованию и перестрахованию.

Налог на добавленную  стоимость. В отношении страховых  организаций действуют льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость. Согласно подпункту «е» п. 12 раздела 5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11 октября 1995г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (в редакции изменений и дополнений) от налога на добавленную стоимость освобождаются «операции по страхованию и перестрахованию».

Согласно подпункту  «ж» пункта 12 раздела 5 Инструкции № 39 от налога на добавленную стоимость  освобождаются «операции, связанные  с обращением валюты, денег ... а также  ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), кроме брокерских и иных посреднических услуг...», что актуально для страховых организаций в плане освобождения от налога на добавленную стоимость полученных доходов от инвестирования средств страховых резервов в ценные бумаги, валютные ценности, депозитные банковские вклады, «денежную наличность».

Если страховая организация  оказывает услуги по сдаче имущества  в аренду, консультационные услуги по страхованию и другие платные  услуги, оказывать которые ей не запрещено действующим законодательством, то объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания данных услуг.

В облагаемый налогом  на добавленную стоимость оборот включаются:

средства, полученные от других организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды организаций, средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности); доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи); средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение договорных обязательств;

суммы авансовых платежей (предварительной оплаты), поступившие  на расчетный счет под выполнение работ (услуг), не являющихся операциями по страхованию и перестрахованию.

Страховая организация  является плательщиком налога на добавленную  стоимость при безвозмездной  передаче имущества, работ, услуг как  передающая сторона.

Не облагаются налогом  на добавленную стоимость средства, перечисляемые головной организации, минуя счета реализации, обособленными подразделениями из прибыли, оставшейся в их распоряжении после расчетов с бюджетом по налогам, «для осуществления централизованных функций по управлению всеми структурными подразделениями, входящими в состав головной организации, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов)». Не облагаются налогом на добавленную стоимость также средства, перечисляемые головной организацией своим обособленным подразделениям (филиалам) «из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению» (пункт 10 раздела 4 Инструкции № 39).

Сбор за использование  наименований «Россия», «Российская  Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Согласно Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11 мая 1993г № 21 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний» (в редакции последующих изменений и дополнений) страховые организации, использующие указанные наименования, слова и словосочетания в своих названиях, уплачивают данный сбор по ставке 0,5 процента от выручки, полученной от реализации страховых услуг. Наличие в названиях организаций имен учредителей (собственников), использовавших в них указанные наименования и образованные на их основе слова и словосочетания, не является основанием для взимания с этих организаций данного сбора.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Налогооблагаемой базой для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы для страховщиков является выручка от реализации страховых услуг.

 

 

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

 

3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования страхования

 

Индустриально развитыми  странами накоплен богатый опыт государственного регулирования страхового рынка, который  частично используется в отечественной практике. Данная часть посвящена анализу особенностей государственного регулирования современных зарубежных страховых рынков, при этом основной акцент будет сделан на систему страхового надзора (как наиболее регламентированную, нормативно-оформленную сферу деятельности национальных регулирующих органов), а также кратко отмечены остальные регулирующие инструменты и рычаги.

Необходимость использования  западного опыта обусловлена  рядом причин. Во-первых, исторически  страховая система России всегда формировалась с некоторым отставанием по сравнению с индустриально развитыми странами. Особенно усилился разрыв за период государственной страховой монополии 1918-1988г. Сейчас мы делаем только первые шаги по преодолению этого отставания, эти шаги тормозятся внутренними негативными процессами отечественного страхового рынка.

Во-вторых, в современных  условиях страхование в отдельной  стране не может развиваться изолированно, без участия в международном  перераспределении рисков через  каналы перестрахования. Россия, в силу ее исторических и географических особенностей обладающая крупными рисками, требующими адекватной перестраховочной защиты, все больше вовлекается в мировые процессы перераспределения рисков.

В-третьих, в современной  страховой деятельности участвуют многочисленные международные страховые и перестраховочные организации, обладающие развитой сетью филиалов, дочерних компаний и представительств в разных странах мира. Именно эти организации являются признанными лидерами сегодняшнего рынка. В преддверии допуска иностранных компаний на российский страховой рынок и предстоящего соперничества между ними и отечественными страховщиками, зарубежный опыт организации страхового дела становится особенно ценным.

В-четвертых, на современном  этапе, в связи с происходящими процессами глобализации рыночной экономики (и страхового рынка, в частности), государственное регулирование выходит за рамки национальных страховых систем. В значительной части регулирующие функции переносятся на межгосударственный уровень (в частности, в максимальной степени это реализовано в Европейском сообществе). Россия, по мере ее интеграции в международный страховой рынок, сталкивается с необходимостью внедрения международных стандартов страхового дела и его регулирования.

Мировая практика выработала два принципиальных подхода к  государственному регулированию страхового рынка. Каждый из подходов реализуется  в рамках определенной системы права  – «континентальной» и «англо-американской».

Система «континентального» права («романо-германская» или «кодифицированная», существующая в Германии, Франции, Италии, Испании, Японии и других странах) основана на строгой законодательной регламентации деятельности субъектов рынка, при этом основными источниками права являются законы и кодексы. В рамках континентальной системы права действует модель жесткого регулирования страхового дела (континентальная модель), характеризующаяся детальной регламентацией всех сторон деятельности страховщиков и систематическим контролем за соблюдением законодательства при проведении страховых операций [57, 108].

Для континентальной  модели регулирования страхования, в особенности для ранних этапов ее развития, были характерны такие  формы регулирования, как утверждение  органами страхового надзора страховых  тарифов или установление рамок колебания тарифов, утверждение содержания типовых форм договоров страхования, проверка исполнения бизнес-планов, надзор за текущими операциями, регулярные проверки страховых компаний и т.п. Забегая вперед, отметим, что именно эту модель регулирования при переходе к рынку в начале 90-х гг. стала развивать Россия.

Основную черту «англо-американской»  системы права (системы «общего» или «прецедентного» права, действующей  в США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах) юристы видят в том, что в ней закон не является единственным преобладающим источником права, наряду с ним важную роль играет судебный прецедент. Большинство сторон хозяйственной жизни не кодифицировано. Законодательство определяет наиболее общие условия, правовые рамки экономической деятельности, без детальной регламентации. В рамках данной правовой системы строится либеральная модель регулирования страхования, в которой основное внимание уделяется контролю финансового состояния компаний на основе изучения их отчетности; отсутствует жесткая регламентация страховых операций, утверждение страховых тарифов и.п.

Либеральная модель имеет  две разновидности - децентрализованную и централизованную. Различия в степени  централизации государственного регулирования  страхования обусловлены принципами государственного устройства страны (федеративное или унитарное государство).

Децентрализованная модель государственного регулирования (США) соответствует принципам экономического федерализма. Каждый штат имеет собственную, автономную страховую систему и, соответственно, собственный орган страхового надзора, устанавливающий нормативы страховой деятельности в штате и контролирующий отчетность функционирующих в штате страховщиков. Единого органа страхового надзора нет. На федеральном уровне регулируются лишь отдельные участки деятельности страховых компаний, основные же регулирующие действия осуществляются органами страхового надзора в штатах. Большая часть нормативов и требований к страховщикам не унифицирована. Децентрализованное регулирование приводит к тому, что в разных штатах страховщики поставлены в совершенно различные по некоторым позициям условия.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности