Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – Анализ медицинского страхования России, проблемы и возможные пути его развития.
Исходя из этого, были поставлены следующие основные задачи:
1.Рассмотреть социально-экономическую природу медицинского страхования.
2.Рассмотреть организацию медицинского страхования в России.
3.Определить перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования.
4.Определить возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Социально-экономическая природа медицинского страхования…....6
1.1.Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования………………………………………………..6
1.2.Принципы организации медицинского страхования………………..9
1.3.Финансирование медицинского страхования……………………….12
Глава 2.Организация медицинского страхования в России…………………..15
2.1.Система обязательного медицинского и ее особенности (ОМС)……............................................................................................15
2.2.Добровольное медицинское страхование и его особенности (ДМС)………………………………………………….....…………..……23
2.3.Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования……………………………………………….30
Глава 3.Медицинское страхование за рубежом…………..…………………....33
3.1.Зарубежный опыт медицинского страхования…………………..….33
3.2.Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России……………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….41
Договор медицинского страхования должен содержать:
- наименование сторон;
- сроки действия договора;
- численность застрахованных;
- размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
- перечень медицинских услуг
соответствующих программам
- права, обязанности,
Каждый гражданин, в отношении
которого заключен договор медицинского
страхования или который
Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет соглашение о медицинском страховании граждан.[1]
1.3. Финансирование медицинского страхования.
Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.
По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалификационной медицинской помощи.
Основными источниками лечебно-
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
- средства республиканского
- средства государственных и
общественных организаций (
- личные средства граждан;
- безвозмездные и (или)
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- иные источники, не
Из этих источников формируются:
- финансовые средства
- финансовые средства
Финансовые средства государственной
системы ОМС предназначены для
реализации государственной политики
в области обязательного
В России финансовые средства системы (ОМС) формируются из двух источников:
- платежи из бюджета;
- отчисления предприятий,
Добровольное медицинское
В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако можно отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.
Тарифы на медицинские услуги в
системе обязательного
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда (в настоящее время в размере 5,1%) в соответствии с Федеральным законом 03.12.2011 N 379-ФЗ.[2]
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций. Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.
Глава 2. Организация медицинского страхования в России.
2.1. Система обязательного медицинского страхования и её особенности (ОМС).
Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет достаточно давнюю традицию. Еще в Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получении травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья.
В настоящее время в РФ существует целая система медицинского страхования состоящая из трех уровней:
- Первый уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. Финансовые средства фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий (0,2% от ФОП), взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ и других источников, определяемых законодательством РФ.
- Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень – основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляется сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:
- части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на ОМС работающего населения;
- средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения;
- других источников, предусмотренных законодательством РФ.
В целом, и Федеральный, и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
- Третий уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – территориальными фондами ОМС.
Принятие в 1991 году Федерального закона
«О медицинском страховании
Средства системы ОМС при всех издержках постоянно, целенаправленно и стабильно поступали на счета медицинских учреждений для выплаты заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов. Опыт прошедших лет подтвердил правильность выбора страховой модели.
Однако за 15 лет успешного внедрения «смешанной» модели финансирования здравоохранения накопилось множество проблем, которые требуют своего разрешения. «Бюджетно-страховая» модель финансирования здравоохранения свою историческую миссию выполнила.
Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.
В старой бюджетной структуре
Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных).
Рис. 1 Расходы на медицинские услуги.
В 2008 г., как и в предыдущем году,
сохранялся высокий темп прироста финансирования
здравоохранения из федерального бюджета:
в номинальном выражении
Начавшийся финансовый кризис не сказался на размерах затрат на здравоохранение из федерального бюджета в 2008 г.
Утвержденный бюджет на 2009 г. отразил достаточно оптимистичную позицию государства: ассигнования на здравоохранение запланированы в размере 272,2 млрд руб., что означает практически сохранение прошлогоднего уровня затрат в реальном выражении. А при утверждении в декабре 2008 г. Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2009 г. Правительство продемонстрировало совершенно неоправданный оптимизм в отношении возможностей финансирования этой программы за счет средств региональных бюджетов и платежей работодателей на обязательное медицинское страхование. Подушевой норматив затрат на предоставление бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год был увеличен в 1,7 раза - с 4,5 тыс. руб. в 2008 г. до 7,6 тыс. руб. в 2009 г. Такого роста затрат за 1 год трудно было бы ожидать даже при благоприятной экономической ситуации. В сложившейся бюджетной системе формальное увеличение данного норматива вряд ли оказало бы серьезное влияние на органы власти субъектов РФ, побуждая их к пересмотру бюджетных приоритетов в пользу здравоохранения. А в условиях вызванного кризисом сокращения доходов региональных бюджетов в 2009 г. такое решение девальвирует значимость проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В 2008 году основными доминантами изменений в системе здравоохранения были реализация Национального проекта "Здоровье", завершение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, а также разработка новой концепции развития здравоохранения.
Национальный проект "Здоровье", первоначально рассчитанный на 2 года - 2006- 2007 гг., был продолжен в 2008 г. Но внимание к нему средств массовой информации резко ослабло после проведения президентских выборов. Размеры финансирования проекта из федерального бюджета уменьшились со 116,0 млрд руб. в 2007 г. до 100,2 млрд руб. в 2008 г. С учетом затрат из средств Федерального фонда ОМС и Фонда социального страхования общие расходы на проект составили 118,8 млрд руб. в 2008 г. по сравнению со 139,5 млрд руб. в 2007 г. 7 Все это подтверждает, что проект преследовал прежде всего краткосрочные политические цели.[11]