Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:34, курсовая работа
Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39)[1]. Это право имеют все граждане нашей страны (как работающие, так и неработающие). При этом долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Однако, бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.
С 1993 года в нашей стране появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.
В Российской Федерации медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. В их основу положены разные организационно-правовые и экономические принципы. Целевое предназначение обязательного медицинского страхования (ОМС) – удовлетворение минимально необходимой потребности населения в медицинской помощи за счет дополнительных сумм налогов и иных финансовых источников, позволяющих распределить бремя затрат на медицинскую помощь. Добровольное медицинское страхование (ДМС) реализуется на возмездных началах и позволяет получить дополнительные медицинские услуги, сверх гарантированных. Добровольное медицинское страхование по общему правилу признается личным, однако можно встретить мнение, что его следует признать имущественным, поскольку объектом страхования является имущественный интерес застрахованного в сохранении своего имущества при возникновении потребности в медицинской помощи. С такой точкой зрения можно согласиться только частично, поскольку основной интерес застрахованного лица заключается, прежде всего, в получении качественной медицинской помощи.
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что в настоящее время медицинское страхование может по праву считаться одним из столпов страхового рынка России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%. В основном это обязательное медицинское страхование, однако и добровольное медицинское страхование вносит свой вклад в развитие рынка. Ежегодный прирост объемов ДМС оценивается в 25-30% и обеспечивается, прежде всего, за счет корпоративных клиентов. Кроме того, компенсацию медицинских расходов обеспечивают полисы страхования от несчастных случаев и полисы страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам. С учетом этих составляющих доля его в общем объеме сборов страховых премий, по оценкам, превышает 35%.[2]
Объектом представленной работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере медицинского страхования в России.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования ОМС и ДМС в современных российских условиях.
Целью работы является обобщение действующего законодательства по данному вопросу, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
- выявить правовые и организационные аспекты ОМС и ДБС;
- рассмотреть проблемы, существующие в практике реализации ОМС и ДБС;
- выявить проблемы взаимодействия ОМС и ДБС.
При выполнении данной работы автор руководствовался действующим законодательством, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.
В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы: диалектический, структурный, системный, сравнительный, анализ и синтез.
Введение
Глава 1. Обязательное медицинское страхование в России
1.1 Правовые и организационные особенности ОМС
1.2 Проблемы развития ОМС в России
Глава II. Добровольное медицинское страхование в России
2.1 Правовые и организационные особенности ДМС
2.2 ДМС и ОМС: проблемы взаимодействия
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Курсовая работа: Обязательное и добровольное медицинское страхование в России
План
Введение
Глава 1. Обязательное
медицинское страхование в
1.1 Правовые и организационные особенности ОМС
1.2 Проблемы развития ОМС в России
Глава II. Добровольное
медицинское страхование в
2.1 Правовые и организационные особенности ДМС
2.2 ДМС и ОМС: проблемы взаимодействия
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Введение
Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39)[1]. Это право имеют все граждане нашей страны (как работающие, так и неработающие). При этом долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Однако, бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.
С 1993 года в
нашей стране появилась страховая
система здравоохранения, при которой
средства на здравоохранение формируются
за счет отчислений предприятий, учреждений,
организаций всех форм собственности,
взносов индивидуальных предпринимателей.
Переход к страховой медицине
обусловлен спецификой рыночных отношений
в здравоохранении. Медицинское
страхование позволяет человеку
сопоставить необходимые
В Российской
Федерации медицинское
Актуальность
темы данной работы объясняется тем,
что в настоящее время
Объектом представленной работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере медицинского страхования в России.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования ОМС и ДМС в современных российских условиях.
Целью работы является обобщение действующего законодательства по данному вопросу, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
- выявить
правовые и организационные
- рассмотреть проблемы, существующие в практике реализации ОМС и ДБС;
- выявить проблемы взаимодействия ОМС и ДБС.
При выполнении данной работы автор руководствовался действующим законодательством, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.
В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы: диалектический, структурный, системный, сравнительный, анализ и синтез.
Глава 1. Обязательное
медицинское страхование в
1.1 Правовые и организационные особенности ОМС
Обязательное
медицинское страхование (ОМС), будучи
составной частью государственного
социального страхования, обеспечивает
всем гражданам минимальный
Кроме того, цель
обязательного медицинского страхования
также состоит в сборе и
капитализации страховых
Обязательное
медицинское страхование носит
всеобщий характер. Статья первая Закона
о медицинском страховании
Правовыми основами обязательного медицинского страхования являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая, глава 48);
- Закон
Российской Федерации от 28.06.1991 года
N 1499-1 «О медицинском страховании
граждан в Российской
- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- Федеральный
закон от 16.07.1999 года № 165-ФЗ
«Об основах обязательного
- Постановление Правительства РФ от 23.01.1992 года № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»;
- Типовые
правила обязательного
утвержденные
Федеральным фондом ОМС 03.10.
К субъектам
обязательного медицинского страхования
относятся страховые
Страховая медицинская организация действует на основании лицензии, и помимо обязательного медицинского страхования имеет право осуществлять только добровольное медицинское страхование.
Страхователями по обязательному медицинскому страхованию являются[3]:
- работодатели
и иные плательщики единого
социального налога, заключившие
договор обязательного
- органы
исполнительной власти
- Пенсионный
фонд РФ, заключивший договор
обязательного медицинского
- Фонд обязательного
медицинского страхования
Плательщики
ЕСН заключают договор
У плательщиков
ЕСН есть выбор - вместо заключения
договора обязательного медицинского
страхования и уплаты взноса страховой
медицинской организации
Застрахованные
получают полисы обязательного медицинского
страхования непосредственно у
страховой медицинской
В случае если
органы исполнительной власти субъектов
РФ заключают договор
Если органы
исполнительной власти субъекта РФ не
заключают договоры обязательного
медицинского страхования со страховой
медицинской организацией, то они
перечисляют платежи на обязательное
медицинское страхование
В ситуациях,
когда органы исполнительной власти
субъекта РФ не заключили договоры
обязательного медицинского страхования
со страховой медицинской
Пенсионный
фонд РФ заключает договоры обязательного
медицинского страхования со страховыми
медицинскими организациями в качестве
страхователя в отношении пенсионеров.
Страховые медицинские
Фонд обязательного медицинского страхования является страхователем работающего и неработающего населения, в отношении которого не заключены договоры обязательного медицинского страхования плательщиками ЕСН, органами исполнительной власти субъектов РФ, Пенсионным фондом РФ.
В рамках своих
обязанностей как страхователя Фонд
обязательного медицинского страхования
осуществляет учет лиц, подлежащих обязательному
медицинскому страхованию. Плательщики
ЕСН, органы местной администрации
и Пенсионный фонд РФ обязаны предоставлять
Фонду обязательного
Таким образом,
у Фонда обязательного
Информация о работе Обязательное и добровольное медицинское страхование в России