Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:34, курсовая работа
Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39)[1]. Это право имеют все граждане нашей страны (как работающие, так и неработающие). При этом долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Однако, бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.
С 1993 года в нашей стране появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.
В Российской Федерации медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. В их основу положены разные организационно-правовые и экономические принципы. Целевое предназначение обязательного медицинского страхования (ОМС) – удовлетворение минимально необходимой потребности населения в медицинской помощи за счет дополнительных сумм налогов и иных финансовых источников, позволяющих распределить бремя затрат на медицинскую помощь. Добровольное медицинское страхование (ДМС) реализуется на возмездных началах и позволяет получить дополнительные медицинские услуги, сверх гарантированных. Добровольное медицинское страхование по общему правилу признается личным, однако можно встретить мнение, что его следует признать имущественным, поскольку объектом страхования является имущественный интерес застрахованного в сохранении своего имущества при возникновении потребности в медицинской помощи. С такой точкой зрения можно согласиться только частично, поскольку основной интерес застрахованного лица заключается, прежде всего, в получении качественной медицинской помощи.
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что в настоящее время медицинское страхование может по праву считаться одним из столпов страхового рынка России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%. В основном это обязательное медицинское страхование, однако и добровольное медицинское страхование вносит свой вклад в развитие рынка. Ежегодный прирост объемов ДМС оценивается в 25-30% и обеспечивается, прежде всего, за счет корпоративных клиентов. Кроме того, компенсацию медицинских расходов обеспечивают полисы страхования от несчастных случаев и полисы страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам. С учетом этих составляющих доля его в общем объеме сборов страховых премий, по оценкам, превышает 35%.[2]
Объектом представленной работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере медицинского страхования в России.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования ОМС и ДМС в современных российских условиях.
Целью работы является обобщение действующего законодательства по данному вопросу, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
- выявить правовые и организационные аспекты ОМС и ДБС;
- рассмотреть проблемы, существующие в практике реализации ОМС и ДБС;
- выявить проблемы взаимодействия ОМС и ДБС.
При выполнении данной работы автор руководствовался действующим законодательством, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.
В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы: диалектический, структурный, системный, сравнительный, анализ и синтез.
Введение
Глава 1. Обязательное медицинское страхование в России
1.1 Правовые и организационные особенности ОМС
1.2 Проблемы развития ОМС в России
Глава II. Добровольное медицинское страхование в России
2.1 Правовые и организационные особенности ДМС
2.2 ДМС и ОМС: проблемы взаимодействия
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Существующая
в настоящее время система
фондов обязательного медицинского
страхования (ФФОМС и ТФОМС) не обеспечивает
должного уровня организации обязательного
медицинского страхования. Территориальные
фонды обязательного
Средства Фонда
обязательного медицинского страхования
являются государственной
Средствами
обязательного медицинского страхования
управляют Федеральный фонд ОМС
и территориальные фонды ОМС,
которые созданы на основании
«Положения о Федеральном фонде
обязательного медицинского страхования»
и «Положения о территориальном
фонде обязательного
В основе положении о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.
В отличие
от государственных финансовых органов,
которые решают множество проблем,
возникающих в национальном хозяйстве
страны и отдельных ее регионов,
и при необходимости используют
средства бюджета здравоохранения
на другие нужды, фонды ОМС занимаются
финансированием только медицинской
помощи, тем самым гарантируют
целевое их использование. При этом
территориальные фонды ОМС
Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией. Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации. Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории. Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования. В составе правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено участие двух представителей страхователей.
Правление фонда
обязательного медицинского страхования
работает на общественных началах. Страхователи
в составе правления фонда
участвуют в определении
Обязательное
медицинское страхование
В соответствии
со ст. 9 Закона «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
у страхователя есть право выбора
страховой медицинской
Право страхователя на осуществление контроля за выполнением условий договора обязательного медицинского страхования может быть реализовано им путем организации и осуществления собственных проверок исполнения условий договора. Страхователь может поручить проведение проверки компетентной независимой экспертной организации (например, проверить соответствие установленным требованиям условий оказания медицинской помощи застрахованным и др.).
Страхователь
обязан вносить страховые взносы
на ОМС в порядке, установленном
действующим законодательством. В
случае невыполнения данной обязанности
взносы могут быть взысканы в принудительном
порядке. Механизм принудительного
взыскания взносов предусмотрен
Законом «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
и установлен «Положением о порядке
уплаты страховых взносов в
Страхователь
обязан заключить договор
С момента
расторжения трудового договора
обязанности работодателя (как страхователя)
по обязательному медицинскому страхованию
перед работником прекращаются и
переходят к другому
Договор ОМС
заключается в интересах
Страховой медицинский полис является документом, удостоверяющим факт заключения договора по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию (п. 2 ст. 940 ГК РФ[6]). Поскольку договор страхования может быть заключен путем вручения страховщиком страхователю страхового полиса, страховой полис в данном случае должен содержать все существенные условия договора страхования, предусмотренные ст. 942 ГК РФ, в частности сведения:
- о застрахованном лице;
- о характере
события, в случае наступления
которого в жизни
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора;
- а также
иные условия, предусмотренные
в ст. 4 Закона «О медицинском
страховании граждан в
Форма страхового
медицинского полиса и Инструкция по
его ведению утверждены Постановлением
Правительства РФ от 23.01.1992 года № 41.
Утвержденная Правительством РФ форма
страхового полиса по обязательному
медицинскому страхованию практически
не отличается от формы страхового
полиса по добровольному медицинскому
страхованию и не содержит обязательных
сведений, предусмотренных
Страховой медицинский
полис является документом, подтверждающим
то, что страховщик, выдавший данный
полис, будет оплачивать медицинскую
помощь, оказанную застрахованному
гражданину. Типовыми правилами обязательного
медицинского страхования (п. 6.2) предусмотрено,
что в случае необходимости получения
медицинской помощи застрахованным,
не имеющим возможности предъявить
полис обязательного
В соответствии
с п. 6.1 Типовых правил обязательного
медицинского страхования граждан
в Российской Федерации, утвержденных
Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования 03.10.2003[7], страховой
медицинский полис
Особо необходимо
оговорить положение
Права иностранных граждан на получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования определяются для неработающих граждан характером их проживания на территории Российской Федерации (постоянным или временным), а для работающих на территории Российской Федерации иностранных граждан - правом работы на предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от характера проживания на территории Российской Федерации.
Работающие на территории Российской Федерации иностранные граждане подлежат обязательному медицинскому страхованию независимо от факта постоянного проживания на территории Российской Федерации. Работодатель платит единый социальный налог (в рамках которого и предусмотрены отчисления в фонд обязательного медицинского страхования) с вознаграждения, выплачиваемого работнику - иностранному гражданину, равно как и с вознаграждения, выплачиваемого работнику - гражданину Российской Федерации.
1.2 Проблемы развития ОМС в России
Несмотря на
то, что закон об ОМС действует
с 1992 г., сама концепция страховой
медицины далеко не бесспорна и очевидна
для организаторов системы
Такая ситуация
связана с тем, что в настоящее
время в законодательстве, регулирующем
осуществление обязательного
Информация о работе Обязательное и добровольное медицинское страхование в России