Обязательное и добровольное медицинское страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39)[1]. Это право имеют все граждане нашей страны (как работающие, так и неработающие). При этом долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Однако, бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.
С 1993 года в нашей стране появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.
В Российской Федерации медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. В их основу положены разные организационно-правовые и экономические принципы. Целевое предназначение обязательного медицинского страхования (ОМС) – удовлетворение минимально необходимой потребности населения в медицинской помощи за счет дополнительных сумм налогов и иных финансовых источников, позволяющих распределить бремя затрат на медицинскую помощь. Добровольное медицинское страхование (ДМС) реализуется на возмездных началах и позволяет получить дополнительные медицинские услуги, сверх гарантированных. Добровольное медицинское страхование по общему правилу признается личным, однако можно встретить мнение, что его следует признать имущественным, поскольку объектом страхования является имущественный интерес застрахованного в сохранении своего имущества при возникновении потребности в медицинской помощи. С такой точкой зрения можно согласиться только частично, поскольку основной интерес застрахованного лица заключается, прежде всего, в получении качественной медицинской помощи.
Актуальность темы данной работы объясняется тем, что в настоящее время медицинское страхование может по праву считаться одним из столпов страхового рынка России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%. В основном это обязательное медицинское страхование, однако и добровольное медицинское страхование вносит свой вклад в развитие рынка. Ежегодный прирост объемов ДМС оценивается в 25-30% и обеспечивается, прежде всего, за счет корпоративных клиентов. Кроме того, компенсацию медицинских расходов обеспечивают полисы страхования от несчастных случаев и полисы страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам. С учетом этих составляющих доля его в общем объеме сборов страховых премий, по оценкам, превышает 35%.[2]
Объектом представленной работы выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере медицинского страхования в России.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования ОМС и ДМС в современных российских условиях.
Целью работы является обобщение действующего законодательства по данному вопросу, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
- выявить правовые и организационные аспекты ОМС и ДБС;
- рассмотреть проблемы, существующие в практике реализации ОМС и ДБС;
- выявить проблемы взаимодействия ОМС и ДБС.
При выполнении данной работы автор руководствовался действующим законодательством, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.
В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы: диалектический, структурный, системный, сравнительный, анализ и синтез.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обязательное медицинское страхование в России
1.1 Правовые и организационные особенности ОМС
1.2 Проблемы развития ОМС в России
Глава II. Добровольное медицинское страхование в России
2.1 Правовые и организационные особенности ДМС
2.2 ДМС и ОМС: проблемы взаимодействия
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

 

У населения  преимущества страховой медицины тоже не находят понимания в силу их неочевидности. Главные из этих преимуществ  могут быть поняты лишь на макроэкономическом уровне. Во-первых, это создание собственной, независимой от бюджета финансовой базы здравоохранения. Во-вторых, изменение  направленности движения финансовых потоков  в сторону потребителей, чтобы  деньги шли в медицину вслед за пациентом. В принципе это должно способствовать повышению качества медицинских услуг и созданию в этой сфере ситуации, отдаленно  напоминающей конкуренцию. Практика введения родовых сертификатов показала, что  фактор заинтересованности медицинского учреждения в клиентах может работать достаточно эффективно. Третье преимущество состоит в возможности эффективного контроля качества медицинского обслуживания со стороны страховой организации. Но это возможно, если страховщик стоит на стороне застрахованного, не ограничиваясь интересами экономии затрат.

 

Серьезной проблемой  ОМС является хроническое недофинансирование, связанное с платежами органов  исполнительной власти за неработающее население. Эти платежи должны базироваться на стоимости территориальных программ ОМС. Однако до сих пор отсутствуют  регламентирующие документы по расчету  нормативов платежей. Фактически они  вносятся исходя из разницы между  стоимостью территориальной программы  и взносами хозяйствующих субъектов, которые составляют 3,1% от фонда оплаты труда. Поэтому чем больше средств  на ОМС платят работодатели за работающих лиц, тем меньше взносы местных органов  за неработающее население. В результате доля средств, поступающих на страхование  неработающего населения, составляет немногим более 30%, тогда как неработающее население составляет 55% всей численности  населения РФ[10]. Таким образом, страховую  медицину искусственно держат на голодном пайке, существенно сокращая возможности  улучшения качества медицинского обслуживания.

 

медицинский страхование добровольный обязательный

 

 

Глава 2. Добровольное медицинское страхование в России

 

2.1 Правовые  и организационные особенности  ДМС

 

В отличие  от обязательного, добровольное медицинское  страхование основано на принципе свободы  договора, означающего добровольное принятие решения страхователем  о заключении договора, отсутствие законодательно закрепленного размера  страховых взносов и т.п. В ряде случаев страховые полисы добровольного  медицинского страхования продаются  гражданам в медицинских учреждениях  в день обращения граждан за медицинской  помощью, однако это не изменяет его  добровольного характера.

 

Особенностью  такого договора, является обязанность  медицинского учреждения предоставлять  застрахованному контингенту качественную медицинскую помощь в объеме, определяемом программой добровольного медицинского страхования, а страховой медицинской  организации – оплачивать стоимость  оказанной медицинской помощи.

 

Добровольное  медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности  страховщика по страховым выплатам в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванного его обращением в медицинское учреждение за медицинскими услугами, включенными в определенную программу медицинского страхования. В системе добровольного медицинского страхования взаимоотношения между  страховщиком и медицинским учреждением  складываются на основе соответствующего договора, в котором стороны самостоятельно определяют порядок взаиморасчетов за оказанные медицинские услуги.

 

Дополнительные  медицинские и иные услуги (сверх  социально гарантированного объема, определяемого базовой программой и составленными на ее основе территориальными программами государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи) предоставляются гражданам на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1)[11]. Это позволяет удовлетворять индивидуальные потребности граждан в медицинских услугах в той части, которые превышают минимально необходимые потребности, признанные обществом и государством самостоятельно, в расчете на более высокую квалификацию врачей. Таким образом, оказание медицинской помощи на платной основе не противоречит действующему законодательству.

 

Добровольное  медицинское страхование может  быть коллективным и индивидуальным. Следует отметить, что на российском страховом рынке доминирует практика заключения коллективных договоров. Это  вызвано, прежде всего, такими факторами, как низкая платежеспособность потенциальных  индивидуальных страхователей, невысокая  страховая культура потенциального индивидуального потребителя. При  заключении коллективных договоров  медицинского страхования индивидуальные полисы обычно выдаются каждому застрахованному  лицу, однако это не значит, что с  ними заключают отдельные договоры страхования. Такие полисы следует  рассматривать как документы, удостоверяющие право пользования соответствующим  медицинским учреждением.

 

Договор добровольного  медицинского страхования является смешанным, поскольку помимо собственно страховых услуг он включает также  условие об оказании других видов  услуг, в частности, осуществление  контроля за объемом, сроками и качеством  медицинского обслуживания, обоснованности оказанного лечения и т.д.

 

По своей  правовой природе - это всегда возмездная сделка. Однако его возмездность заключается  в обязанности страхователя вносить  страховые взносы, а не в обязанности  оплачивать медицинские услуги. Договор  добровольного медицинского страхования  часто заключается в форме  коллективного страхования, где  в качестве страхователя выступают  предприятия и организации, заключающие  договор со страховщиком о страховании  своих работников или иных физических лиц (например, членов семей работников). Ставки страховых взносов по коллективному  страхованию обычно ниже, чем по индивидуальному.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» договор медицинского страхования  считается заключенным с момента  уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено  иное. Таким образом, можно придти к выводу о том, что этот договор  является реальным (хотя эта норма  носит диспозитивный характер). Как  и в отношении любого другого  договора для него предусмотрена  обязательная письменная форма, при  несоблюдении которой он будет признан  недействительным. Для заключения договора страховой медицинской организации  с медицинским учреждением, как  правило, используется типовая форма  такого документа, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. N 41, с учетом Правил добровольного  медицинского страхования (имеются  у каждой страховой медицинской  организации), положений ГК РФ и собственного опыта практической работы страховой  организации на рынке медицинского страхования.

 

Особенностью  добровольного медицинского страхования  является также субъектный состав. Субъектами данного договора здесь  являются: страховщик, страхователь и  так называемые третьи лица. Правовое положение этих лиц в договоре страхования, их основные права и  обязанности регулируются Гражданским  кодексом РФ, Законом о медицинском  страховании граждан в Российской Федерации.

 

Как следует  из ч. 3 ст. 2 Закона «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» страхователями при добровольном медицинском  страховании выступают отдельные  граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. В период действия договора добровольного медицинского страхования  при признании судом страхователя недееспособным либо ограниченным в  дееспособности его права и обязанности  переходят к опекуну или попечителю, действующему в интересах застрахованного. Термин предприятие здесь не совсем корректен, поскольку правильнее было бы говорить "юридические лица".

 

Источниками средств в добровольном медицинском  страховании являются средства предприятий, учреждений, организаций, а также  личные средства граждан. На отношения  по добровольному медицинскому страхованию  распространяется закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в том случае, если страхователем  по договору выступает физическое лицо. Отсюда вытекают права страхователя - потребителя услуги на предоставление ему услуги соответствующего объема и качества, установленного договором  и стандартами, на безопасность услуги, на информацию об исполнителе, услугах.

 

Согласно ст. 14 Закона «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» страховыми медицинскими организациями  выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством  Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления  медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Страховые медицинские  организации не входят в систему  здравоохранения. Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют  права быть учредителями страховых  медицинских организаций.

 

Органы управления здравоохранением и медицинские  учреждения имеют право владеть  акциями страховых медицинских  организаций. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским  учреждениям, не должна превышать 10 процентов  общего пакета акций страховой медицинской  организации.

 

Страховые медицинские  организации (страховщики) должны иметь  государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским  страхованием. Государственная лицензия на право заниматься медицинским  страхованием выдается органами Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью в соответствии с  законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности.

 

Застрахованное  лицо в данном случае - это лицо, имущественные  интересы которого, связанные с жизнью или здоровьем, должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования. Замена застрахованного лица в договорах добровольного медицинского страхования, в том случае, если оно прямо названо в договоре, не может происходить без его согласия. Очевидно, что в том случае, когда застрахованное лицо иным образом индивидуализируется в договоре, его замена может происходить и без его согласия. Например, если в договоре личного страхования работодателем застрахованы работники определенных категорий.

 

Поскольку объектом добровольного медицинского страхования  является страховой риск, связанный  с затратами на оказание медицинской  помощи при возникновении страхового случая (ст. 3 Закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации») возникает вопрос о том, является данный вид страхования  имущественным или личным. Как  уже было отмечено, этот вопрос не получил  однозначного решения.

 

В соответствии со ст. 970 ГК РФ правила, предусмотренные  гл. 48 "Страхование" ГК РФ, применяются  к договорам ДМС субсидиарно, т.е. постольку, поскольку законом  об этом виде страхования не предусмотрено  иное. В соответствии с нормами  п. 1 ст. 934 ГК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"[12] медицинское  страхование является разновидностью личного страхования. Согласно же абз. 2 п. 1 ст. 927 ГК договоры личного страхования  являются публичными договорами

 

Публичным договором  признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий  ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная  торговля, перевозка транспортом  общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения публичного договора, кроме  случаев, предусмотренных законом  и иными правовыми актами.

 

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются  одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом  и иными правовыми актами допускается  предоставление льгот для отдельных  категорий потребителей.

 

Никаких специальных  льгот ни в Законе о медицинском  страховании, ни в других правовых актах  не установлено. Однако известно, что  договоры добровольного медицинского страхования не заключаются с  любым и каждым на одинаковых условиях. Во всех стандартных правилах добровольного  медицинского страхования имеются  положения, согласно которым не могут  страховаться по этой системе престарелые  и тяжело больные люди. Как правило, на страхование не принимаются граждане, состоящие на учете в психоневрологических, туберкулезных, кожно-венерологических диспансерах, ВИЧ-инфицированные, инвалиды I группы и некоторые иные категории  граждан

 

Статья 2 Закона "О медицинском страховании  граждан в РФ" устанавливает  в качестве субъектов медицинского страхования медицинские учреждения. При этом под медицинскими учреждениями понимаются: имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские  и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую  помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Информация о работе Обязательное и добровольное медицинское страхование в России