Оптимизация налогообложения в страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Современное рыночное общество невозможно себе представить без страхования, как особого вида экономических отношений. Существует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), страхование является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения в страховании……….……7
Общая характеристика налогообложения страховой организации….7
Понятие и сущность оптимизации налогообложения……………….19
Глава 2. Анализ страховой компании ОАО «СК «Урал – АИЛ»……………..29
2.1 Характеристика страховой компании………………………………..29
2.2 Анализ финансовых показателей и налогообложения результатов деятельности страховой организации….……………………………………….33
Глава 3. Предложения по оптимизации налогов ………..…………………….39
3.1 Методы оптимизации налогообложения для ОАО «СК «Урал – АИЛ»…39
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………...51
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 154.42 Кб (Скачать файл)
  1. Транспортный налог (гл.28 ч.2 НК РФ) – плательщиком являются страховые организации, являющиеся собственниками транспортных средств.

База для исчисления налога определяется по каждому транспортному  средству с каждой лошадиной силы мощности двигателя.

Ставки устанавливаются  законодательными органами власти субъектов  РФ. Для легковых автомобилей – ставка от 5 до 30%, для грузовых автомобилей – ставка от 5 до 17 %. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз.

Налог на приобретение автотранспортных средств платится страховщиками, приобретающими автотранспортное средство путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в  уставной капитал. Объектом налогообложения  является продажная цена приобретаемого автотранспортного средства без  НДС и акцизов. Эти налоги уплачиваются в дорожные фонды.

  1. Земельный налог (гл. 31 ч.2 НК РФ) - налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками  организации и физические лица в  отношении земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных  участков. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая  стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки – 0,3 % и 1,5 %.

Такие налоги, как Единый социальный налог, Налог на доходы физических лиц (НДФЛ и ЕСН)  являются приоритетными. Они же являются самыми объёмными по сумме уплаты. Следовательно, именно эти виды налогов должны подвергнуться оптимизации.

 
    1. Понятие и сущность оптимизации налогообложения

 

"Уменьшение налогов", "уход от налогов", "уклонение  от налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "минимизация  налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. - именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе, явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной российской налоговой системы.

В специальной литературе приводятся схожие определения понятия  «оптимизация налогообложения». Так, например: «Уменьшение налогов (налоговая  оптимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые  позволяют последнему избежать или  в определенной степени уменьшить  его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей» [9].

И.И. Кучеров считает, что  налоговой оптимизацией принято  именовать «... уменьшение размера  налоговых обязанностей посредством  целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование  всех предоставленных законодательством  льгот, налоговых освобождений и  других законных приемов и способов» [30].

 Тяжесть налогового  бремени, наличие достаточно широкого  спектра способов и форм налогового  контроля со стороны государства,  приводит к тому, что налогоплательщик  любыми способами, в том числе  и незаконными, стремится сэкономить  на налогах, а деятельность  исполнительных органов государства,  в свою очередь, направлена, прежде  всего, на выявление таких случаев  "налоговой экономии".

То есть, уменьшение налоговых выплат с одной стороны - это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов это процесс, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство, с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

Противодействие налогам, как  социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет  существовать до тех пор, пока будет  существовать государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога - принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и организаций для государственных (публичных) нужд. Стремление избежать налоговых выплат, есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Эта реакция естественна, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые предусматриваются Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека и организации. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека.

Пока есть государство, пока есть частная собственность, государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять, предпринимая  попытки уменьшить свое налоговое бремя. Государству необходимо признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по борьбе с налогоплательщиками переходить к его регулированию в рамках законодательства.

Решение проблемы уменьшения налогов должно осуществляться путём, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.

При проведении операций по оптимизации налогообложения грань  между внешне законными действиями и налоговыми правонарушениями  является очень тонкой. Возникает вопрос: как различать законные и незаконные действия в налоговых выплатах? Ведь некоторые схемы являются вполне легитимными, в то время как другие - нет.

Налоговая оптимизация - это  уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных  действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством  льгот, налоговых освобождений и  других законных приемов и способов.

Отсюда вытекает главное  отличие налоговой оптимизации  от уклонения от уплаты налогов. В  данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные  законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство.   

В связи с этим такие  действия налогоплательщика не являются налоговым правонарушением, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций[9].

Говоря о различии налоговой  оптимизации и уклонения от уплаты налогов, необходимо отметить, что при  непосредственном уклонении от уплаты налогов снижение размеров налоговых  обязательств достигается путем  нарушения налогового законодательства.

Учитывая направленность действий налогоплательщика при  уменьшении налогов (налоговой минимизации), их содержание и цель, мы видим, что эти действия характеризуются такими признаками, как:

а) активные, волевые и осознанные действия;

б)  действия направлены на снижение размера сумм налога.

То есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Таким образом, налогоплательщик должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступления определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей - основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).

Но, сами по себе неумышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников) повлекшие за собой снижение налоговых выплат не могут рассматриваться в качестве уклонения от налогов или оптимизации, хотя по действующему налоговому законодательству налогоплательщик в этом случае не освобождается от финансовых санкций, предусмотренных законодательством.

Причин, непосредственно  подталкивающих страховые компании и других налогоплательщиков к уклонению от уплаты налогов достаточно много.

Кроме того,  само налоговое  законодательство  дает организациям все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности это обусловлено:

а) наличием в законодательстве налоговых льгот, что заставляет организации искать пути для того, чтобы ими воспользоваться;

б) наличием различных ставок налогообложения, что также толкает налогоплательщиков выбирать варианты для применения более низкого налогового оклада;

в) наличием различных источников отнесения расходов и затрат: себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Данное обстоятельство непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и соответственно размер налога;

г) наличием пробелов в налоговых  законах, объясняемых несовершенством  юридической техники и не разработанностью законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплаты того или иного налога;

д) не четкостью и "расплывчатостью" формулировок налоговых законов, позволяющих по разному толковать одну и ту же правовую норму.

Страховые компании могут встать на путь уклонения от уплаты налогов не только по одной из перечисленных выше причин, а как это чаще всего бывает, сразу из-за нескольких. То есть, указанные причины не являются взаимоисключающими и, образуя определенную совокупность, иногда заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных руководителей организаций.

В зависимости от периода  времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно  классифицировать налоговую оптимизацию  на перспективную и текущую.

Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.

В то же время, текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде.

Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации, составляет налоговое планирование [8].

Современные методы оптимизации  налогообложения не так эффективны, как методы агрессивной оптимизации  и прежде всего это связанно с  тем, что налог на добавленную  стоимость, как косвенный налог, фактически невозможно оптимизировать, не нарушая действующее законодательство.

Современные методы налоговой  оптимизации основаны на сочетании  специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения и ЕНВД) с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым  преимуществом - они законны.

Существует несколько  групп методов налоговой оптимизации:

  • разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;
  • оптимизация через договор;
  • специальные методы оптимизации;
  • применение льгот и освобождений.

Рассмотрим их подробнее.

Формирование учетной  политики страховой организации следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие Главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.

При оптимизации через  договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. На основании этого анализа сделать выбор наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.

Специальные методы включают несколько подгрупп методов –  метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод  оффшора.

Использование льгот и  освобождений предполагает использование  льгот, которые закреплены в Налоговом  Кодексе РФ или в законодательных  актах в области налогообложения  законодательных органов субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Схематически способы  налоговой оптимизации можно  представить в виде схемы (рисунок 1)[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Методы налоговой  оптимизации

Информация о работе Оптимизация налогообложения в страховой организации