Организация и государственное регулирование страхового дела в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы функционирования рынка страховых услуг………………4
1.1Сущность и содержание рынка страховых услуг………………………………...4
1.2Характеристика рынка страховых услуг………………………………………….6
2.Правовое регулирование страховой деятельности…………………………………10
3. Анализ состояния рынка страховых услуг в России………………………………16
3.1 Анализ основных отраслей страхования в России…………………………….16
3.2 Выявление проблем функционирования рынка страховых услуг в России..19
Заключение……………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Титульник.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

4. Инфраструктура.

Удвоение страховых  взносов в условиях старой инфраструктуры существенным образом повысит операционные риски и снизит эффективность  деятельности страховщиков. Страховые  компании уже сейчас должны перестроить все свои бизнес-процессы с учетом роста бизнеса и начать выстраивать инфраструктуру под новые виды страхования.

5. Транспарентность.

На данный момент лишь порядка 10% российских страховщиков публикуют  отчетность на своих официальных  сайтах. Отчетность по МСФО готовят десятки, а публикуют – единицы. Уровень транспарентности в страховой отрасли должен существенно повыситься.

6.Ответственность. 

Введение новых обязательных видов страхования повысит социальную роль страховщиков, как защитников граждан на случай чрезвычайных ситуаций, что потребует от них большей ответственности. Раскрытие мошенничества со стороны руководства страховой компании будет иметь гораздо больший резонанс. Компании должны развивать собственный бизнес на принципах наивысшей добросовестности.

Рассмотрим тенденции  развития в страховании жизни, имущественном  страховании, страховании опасных  промышленных объектов, страховании  строительных рисков, банкостраховании.

Страхование жизни в 2012 году сохраняет нереализованный потенциал, но влияние кризиса не создает условий для его уверенного роста.

Прогнозами экспертов  говорят  о том, что российский страховой рынок восстанавливается  и вырастет на 6-8 процентов в 2009 году, превысив $20 млрд. руб. Как правило, динамика страхового рынка соответствует темпам роста ВВП. Однако дополнительный импульс рынку может дать появление новых видов обязательного страхования.

После аварий на Саяно-Шушенской  ГЭС и шахте Распадская, государство  решило ввести обязательное страхование  опасных промышленных объектов (ОПО), а после пожаров в центральной России - обсуждает введение обязательного страхования имущества. Страхование ОПО вступит в силу в полном объеме в 2012 году и в результате объем страхового рынка увеличится примерно на 5 -10%.

В 2010 году государство оказало беспрецедентную помощь пострадавшим от пожаров, это очень важный социальный сигнал, но, в то же время, есть понимание, что нужен рыночный механизм покрытия подобных рисков. Поэтому правительство сейчас прорабатывает закон о введении обязательного страхования имущества.

До 2009 года рынок страхования  строительных рисков показывал уверенный  и стабильный рост до 30% ежегодно. По предварительным данным, объем рынка  страхования СМР (строительно-монтажных  работ) по итогам 2009 г. составил 12,8 млрд. руб., снизившись по сравнению с 2008 г. на 15%. Снижение произошло как из-за уменьшения уровня инвестиций в жилищном и коммерческом строительстве, связанного с финансовыми трудностями девелоперских компаний, так и с сокращением инвестиций в инфраструктурное строительство. Общее сокращение объема финансирования объектов транспортной инфраструктуры в 2009 г. составило 28%. Нельзя не отметить снижение тарифов на страхование СМР, в целом по рынку падение составило 20-25%. Однако в более долгосрочной перспективе, они должны вернуться к прежнему уровню, что необходимо для восполнения недополученных страховых резервов. В 2009 г. в связи с введением саморегулирования в строительной отрасли, на рынке страхования строительных рисков появился новый сегмент - страхование ответственности членов СРО (саморегулируемых организаций).

Одним из перспективных  направлений развития страхования  СМР по-прежнему остается совершенствование  методологии оценки рисков технологически сложных и уникальных строительных объектов. Повышение эффективности страховой защиты, точности «настроек» страхового покрытия может стать способом оптимизации условий договоров страхования и конкурентным преимуществом для страховщиков в условиях падения тарифов, снижения спроса и сужения рынка.

Рынок банкострахования сократился на 8% в 2011 году по сравнению с 2010 годом, а общий объем рынка составил 81 млрд. рублей. Розничное банкострахование в 2011 году сократилось на 10%, страхование юридических лиц через банки – на 7%, страхование рисков банков – на 2%. Объемы этих секторов составили соответственно 64, 15 и 4 млн. рублей.

По сравнению со значительными  объемами «свернутого» кредитования, рынок банкострахования удержался  от резкого падения благодаря  поступлению страховых премий по среднесрочным и долгосрочным договорам, заключенным до кризиса.

По мнению «Эксперт РА», наиболее перспективными видами банкострахования в следующие годы, кроме популярных розничных видов, будут страхование  залогов, товаров и имущества  юридических лиц через банки, а также ВВВ, страхование эмитентов банковских карт, D&O. Если розничные виды страхования росли благодаря росту потребления, то такие комплексные виды страхования как ВВВ (Banker’s Blanket Bond), страхование эмитентов банковских карт, D&O (Directors & Officers) являются качественно иными продуктами. Спрос на них будет обуславливаться развитием финансовой системы и необходимостью повышения уровня риск-менеджмента.

Положительной тенденцией на рынке страхования является появление  прямого страхования. Прямое страхование  – это  новый тип услуги для страхователей, удаленное оформление полиса, и новые стандарты андеррайтинга для страховщиков, а именно, более высокая сегментация рынка, учет большего числа тарифных факторов, возможность оперативно оценивать спрос на различные продукты страхования и его эластичность, большая гибкость в ценовой политике.

По оценкам «Эксперт РА», доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков более чем  в 2 раза превышает среднерыночный уровень (94% против 44,0% по данным за 1-ое полугодие 2011 года). В долгосрочной перспективе расходы прямых страховщиков ниже, чем у традиционных компаний. В странах, где доля прямого страхования невелика, деятельность прямых страховщиков является неэффективной, несмотря на более низкие расходы на ведение дела.

Развитие прямого страхования зависит от изменений в законодательстве (отмены обязательной документарной формы полиса), качества услуг и надежности прямых страховщиков. Как показывает мировая практика, экономия от масштаба у прямых страховщиков возможна после охвата более 5% страхового рынка.

По прогнозам «Эксперт РА», в 2012 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 2,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 130%, в 2011 году – 3,1 млрд. рублей (+70%). В 2012 году доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае, если законодательство не изменится) или 12% (в случае, если полисы разрешат выписывать в электронном виде).

Положительное влияние  кризиса, на котором настаивают прямые страховщики, заключается в изменении потребительского поведения страхователей в пользу принятия более активной позиции при выборе страховой компании и снижении расходов на рекламу и маркетинг.

 

3.2. Проблемы  развития страхового рынка РФ

В сложных условиях  мирового финансового кризиса страховщикам стало необходимым переориентировать свою маркетинговую политику на страхователей – обновляют и расширяют линейки страховых продуктов, создают бюджетные продукты, более активно используют франшизу, развивают прямое страхование. Если ранее высокие комиссии страховым посредникам позволяли быстро нарастить рыночную долю, то в условиях кризиса возможности посредников существенно сократились, при этом участились случаи их недобросовестного поведения.

Изменилась и основная стратегия собственников страховых компаний. Если до кризиса они были ориентированы на захват рыночной доли и последующую продажу компании, то теперь главная цель – выживание, а основные целевые показатели – ликвидность, убыточность, рентабельность. В результате оптимизации бизнес-процессов в 2009 г. был отмечен всплеск реструктуризации страховых групп, объединений страховых компаний под одним юридическим лицом (реструктуризация системы «Росгосстрах», группы «МСК»).

Изменились ориентиры  и у страхнадзора. Если раньше усилия ФССН почти полностью были направлены на пресечение деятельности схемных компаний, то теперь надзор переориентировался на борьбу с неплатежеспособными страховщиками. В условиях отсутствия адекватных инструментов раннего выявления финансовых затруднений у страховщиков практически единственным основанием приостановления и отзыва лицензии у неплатежеспособных компаний стали жалобы страхователей, говорится в исследовании агентства.

 «Эксперт РА» выделил  5 угроз, поджидающих рынок при  введении новых видов страхования:

1. Необязательность выполнения. Предпосылки: при введении обязательных  видов страхования не будет  предусмотрен механизм контроля  наличия полиса и ответственность  за его отсутствие. Вывод: необходимо  создать эффективный механизм принуждения и контроля.

2. Обязательные убытки. Предпосылки: тарифы, фиксированные  на законодательном уровне в  обязательных видах страхования,  окажутся заниженными. Вывод:  необходимо максимально точно  просчитать тарифы и предусмотреть  механизмы их корректировки их в зависимости от среднерыночной убыточности.

3. Нестандартное страхование  (для страхования крупных рисков). Предпосылки: будут разработаны  такие правила обязательного  страхования, которые не будут  соответствовать международным  стандартам (пример: страхование ответственности по госконтрактам, действующие в настоящее время правила сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой). Вывод: необходимо проводить проверку на соответствие правил страхования мировым стандартам.

4. «Рынок лимонов». Предпосылки: введение новых обязательных видов страхования не будет сопровождаться ростом реальной финансовой устойчивости страховщиков, надежность страховщика – не будет ключевым параметром его выбора. Вывод: необходимо повысить требования к надежности страховых компаний, использовать рейтинги надежности при выборе страховщика.

5. Возращение к схемам. Предпосылки: при стимулировании  спроса на страхование с помощью  налоговых льгот, дотаций и  других преференций появятся  страховые схемы или присвоения бюджетных средств. Поэтому необходимо тщательно проверять все принимаемые законы в области стимулирования страхования. ФССН должен продолжать борьбу со схемными страховыми компаниями, лишать их лицензии за финансовое мошенничество.

На сегодняшний день мошенничество в сфере страхования, методы его распознавания и предотвращения являются наиболее обсуждаемой и актуальной проблемой в кругу специалистов российского страхового рынка. Страховое мошенничество совершается в области, связанной с заключением, действием и выполнением договоров об обязательном или добровольном страховании. Так, например, в 2009 г. Службой безопасности СК «МАКС» рассмотрено около 8 тыс. выплатных дел, в ходе изучения которых было вскрыто более 250 случаев страхового мошенничества. Это позволило предотвратить незаконные выплаты на 45 млн. руб. Кроме того, было проведено более 2000 предстраховых проверок, на основании которых отказано в заключении договора страхования в 160 случаях.

Одной из главных проблем  рынка, конечно, является отсутствие простого перечня и учета его участников. Ни страховщики, ни государственные статистические органы - никто точно не знает, какое количество, на сегодняшний день, работает компаний и индивидуальных предпринимателей - страховых агентов.

Отсутствие такого перечня (реестра) приводит и к беспрепятственному появлению недобросовестных игроков, и к замедлению развития рынка страховых посредников. И страховщик, и клиент должны иметь возможность получить информацию о страховом посреднике, давно ли он работает на рынке, какова его история, действительно ли он является профессиональным страховым посредником и можно ли ему доверять.

Одновременно к числу  важнейших задач развития страхования  в России можно отнести повышение  уровня капитализации страховых  компаний, повышение инвестиционной привлекательности российских страховых компаний, улучшение качества страховых услуг, повышение страховой культуры населения. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования, создание и развитие современной инфраструктуры страхового рынка, создание единых баз данных страховых компаний. Требуется создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы.

По нашему мнению также  одной из проблем развития страхового рынка России является низкий уровень  развития рынка страхования жизни, который абсолютно не развит и оценивается в 60 млрд. долл. США. Для развития этого сегмента страхового рынка необходимо внесение изменений на законодательном уровне, чтобы сделать этот вид страхования обязательным для организаций с опасными условиями труда, например, таких как добыча полезных ископаемых, строительство, химические производства и другие, где страхователем будет выступать предприятие, а выгодоприобритателем застрахованный или его родственники. Решение этой проблемы позволило бы снять рисковую нагрузку с предприятий, а также создать дополнительную социальную защиту для сотрудников опасных предприятий.

Прогноз роста российского  страхового рынка должен опираться  на общий прогноз экономического развития. В целом прогнозы роста  российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными. На основании этих предпосылок можно попытаться оценить потенциал роста российского страхового рынка на ближайшие годы.

Из этого прогноза, в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать роста премий на 11–13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше – до 15% в год.

Ожидаемые темпы роста  страховой премии в ближайшие годы останутся довольно скромными, нельзя ожидать бурного роста российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в предкризисные годы. А внутренние основания экономического роста являются весьма слабыми. Для того чтобы обеспечить реальное увеличение страховой премии, требуется быстрый рост производства, денежной массы и доходы, превосходящие потребности предприятий и населения. В этом случае избыточные (по сравнению с первоочередными нуждами) ресурсы будут направляться, в том числе и на страхование. Однако в ближайшие несколько лет мировая и российская экономики будут находиться в целом в состоянии медленного, неустойчивого роста. Так что заметного реального роста страхового рынка в России в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.

Информация о работе Организация и государственное регулирование страхового дела в РФ