Пенсионное страхование в России: финансовое обеспечение, стратегия управления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:41, диссертация

Описание работы

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ, механизмов финансового обеспечения, стратегий управления и развития пенсионного страхования в России.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертационного исследования в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание и дать поэлементную характеристику пенсионных систем;
- уточнить экономическое содержание, определить качественные свойства и место пенсионного страхования в системе финансовых отношений;
- исследовать основы финансового обеспечения пенсионного страхования;
- дать характеристику содержания и принципов организации финансового менеджмента пенсионных фондов;
- проанализировать финансовые потоки пенсионного страхования с позиции объекта управления;
- исследовать систему государственного регулирования пенсионного страхования;
- уточнить природу пенсионного риска и его место в системе пенсионных отношений;
- произвести оценку существующего состояния системы государственного пенсионного страхования в России;
- сформулировать стратегию и механизмы формирования доходных источников государственного пенсионного страхования;
- разработать концептуальные основы повышения результативности и эффективности использования средств обязательного пенсионного страхования;

Файлы: 1 файл

MuravlevaTV.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Пенсионное страхование является частью системы финансов страны, а  в России - преимущественно государственных финансов. Поэтому к управлению финансовыми потоками пенсионного страхования также возможно и необходимо применение менеджеристких подходов. В тоже время финансовому менеджменту пенсионных фондов присущи некоторые специфические особенности, а именно: одновременное существование государственного (Пенсионный фонд РФ) и негосударственных пенсионных фондов, гибкость управления финансовыми ресурсами пенсионных фондов с учётом ситуации на финансовом рынке; учёт при принятии решения фактора пенсионных рисков; ориентация при принятии решений не на прибыль, а на доход, и выполнение пенсионных обязательств. С учетом вышесказанного под финансовым менеджментом пенсионных фондов следует понимать систему управления финансовыми ресурсами пенсионного фонда, путем принятия эффективных решений по его доходам и расходам, активам и пассивам, направленных на обеспечение финансовой устойчивости фонда, полное и своевременное выполнение им своих пенсионных обязательств, используя элементы, методы и инструменты корпоративного финансового менеджмента с учетом социальной специфики.

Можно выделить систему целей финансового  менеджмента пенсионных фондов, которая различается по степени формализации и возможностям количественной оценки. Причём система целей финансового менеджмента различаются для ПФР, который является государственным, и для негосударственного пенсионного фонда (НПФ), который, не является государственным, но также имеет статус некоммерческой организации. Однако конечной целью деятельности всех пенсионных фондов является обеспечение своевременной и полной выплаты пенсий, а также обеспечение доходности и сохранности пенсионных накоплений. Эта и другие цели конкретизируются в задачах финансового менеджмента пенсионных фондов, к которым можно отнести следующие: стратегическое и тактическое планирование доходов и расходов пенсионных фондов, мобилизация финансовых ресурсов, инвестирование и распределение финансовых ресурсов, аудит использования финансовых ресурсов, обеспечение финансовой устойчивости пенсионного фонда.

Финансовый менеджмент в пенсионных фондах базируются на двух группах  принципов - общих принципах хозяйственного расчёта (без рентабельности) и специальных  принципах. К общим принципам хозяйственного расчета применительно к пенсионному страхованию относятся: самоокупаемость, самофинансирование, деление капитала на собственный и привлечённый, наличие страховых резервов и др. В отношение ПФР принцип самофинансирования в части пенсионных выплат сейчас не соблюдается. Дефицит бюджета ПФР в 2009 г. составил более 400 млрд руб. Специальными принципами организации финансового менеджмента пенсионных фондов являются: взаимосвязь финансового менеджмента с общей системой управления пенсионными фондами; комплексный характер принятия финансовых и инвестиционных решений; динамизм финансового управления в пенсионном страховании; альтернативный подход в принятии и реализации управленческих решений; ориентация на стратегические цели развития; минимизация пенсионных рисков; государственное регулирование основной деятельности и др..

Объектом финансового менеджмента  пенсионного фонда выступают  потоки его финансовых ресурсов (доходов), формируемых и используемых в  пенсионном страховании. Они образуют входящие и исходящие финансовые потоки пенсионного страхования, являющиеся основными в составе финансовых потоков пенсионных фондов. Из них наиболее значимыми являются потоки, связанные с поступлением страховых взносов и пенсионными выплатами. Поэтому важнейшей задачей финансового менеджмента выступает обеспечение сбалансированности по объёму и синхронизация по времени поступлений страховых взносов и пенсионных выплат.

В финансовом менеджменте пенсионных фондов предлагается использовать ряд  показателей, имеющих ключевое значение для управления потоками финансовых ресурсов: объём пенсионных резервов; объём пенсионных накоплений; имущество для обеспечения уставной деятельности; объём денежных (финансовых) потоков. Абсолютная величина этих показателей и динамика их изменения в течение года характеризуют (при прочих равных условиях) результативность работы пенсионного фонда за определённый период (год, квартал, месяц). Особое место в системе этих показателей занимают показатели потока денежных средств.

Поток денежных средств - это объём  финансовых ресурсов, который получает и выплачивает пенсионный фонд в течение конкретного периода времени. Именно через финансовые потоки реализуются функции пенсионного страхования. Функция образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов опосредует входящие финансовые потоки (приток денежных средств), а функция использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов и функция замещения заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста опосредуют и реализуются через исходящие финансовые потоки пенсионных фондов (отток денежных средств).

Финансовые потоки пенсионного  фонда разнообразны, они включают в себя многочисленные потоки, которые  можно классифицировать по ряду признаков: объёму финансовых ресурсов; направленности движения финансовых потоков; видам деятельности; методам расчёта и достаточности объёма; методам оценки и непрерывности формирования во времени; форме осуществления; предсказуемости; и т.д. Управление финансовыми потоками пенсионных фондов базируются на определённых принципах: принцип информативной достоверности, принцип обеспечения достаточности финансовых ресурсов для лицензирования и обеспечения уставной деятельности НПФ, принцип обеспечения сбалансированности финансовых потоков; принцип обеспечения эффективности управления финансовыми потоками и принцип обеспечения ликвидности.

Финансовые потоки пенсионного  фонда находятся в постоянном движении, что сопровождается сменой их видов и форм, называемой оборотом активов или финансовым циклом. Колебание остатков денежных средств можно интерпретировать как результат осуществления финансовой политики пенсионного фонда в сфере управления активами и пассивами. Деятельность пенсионного фонда, направленная на осуществление пенсионного страхования, требует, чтобы денежные средства переводились в различные активы, которые обращаются в дебиторскую задолженность в процессе привлечения пенсионных взносов и инвестирования

Денежные (финансовые) потоки связывают  три вида деятельности: основную или обычную (страховую), инвестиционную и финансовую. Для того, чтобы эффективно управлять финансовыми потоками, необходимо знать, из каких элементов они состоят и какие виды деятельности их формируют.

Для оценки объема и структуры финансовых потоков пенсионных фондов можно применять методику, используемую для этих целей в корпоративном финансовом менеджменте. Источником информации может служить отчёт Федерального казначейства (ФК) о движении денежных средств в части ПФР, отчёт о движении средств самого ПФР, а также отчёты о движении средств НПФ. Рассмотрим порядок применения названной методики на примере ПФР по показателям (статьям) отчета ФК о движении денежных средств.

d + Δ+d - Δ_d = d1

где: d0 - остатки денежных средств пенсионного фонда на начало отчётного периода (строка 010 отчёта ФК); d1 - остатки денежных средств пенсионного фонда на конец отчётного периода (строка010 отчёта ФК); Δ+d -поступление денежных средств за период (код строки 010 отчёта ФК); Δ_d -выбытие (расход) денежных средств за период (код строки 210 отчёта ФК).

Движение денежных средств в  необходимо рассчитывать по поступлению  и выбытию средств в разрезе  текущей (основной, обычной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Δ+d = Δ+текd + Δ+инвd + Δ+финd;

Δ d = Δ текd + Δ инвd + Δ финd;

Δ+ dчис = (Δ +текd + Δ+инвd + Δ+финd) - (Δ текd + Δ инвd + Δ финd)

где: Δ+ dчис - чистый денежный поток ПФР; Δ+текd, - поступление денежных средств от текущей деятельности ПФР (код строк 020 отчёта ФК): поступления страховых платежей, доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления из бюджетов; Δ_текd - выбытие денежных средств от текущей деятельности ПФР (код строки 220 отчёта ФК): расходы на выплату пенсий и пособий, на обслуживание долговых обязательств, расходы на оплату труда сотрудникам, на приобретение работ и услуг (связи, транспорта, аренды и пр.); Δ+инвd - поступление денежных средств от инвестиционной деятельности ПФР (от реализации нефинансовых активов) (код строки 130 отчёта ФК); Δ инвd - выбытие денежных средств от инвестиционной деятельности ПФР (приобретение нефинансовых активов) (код строки 310 отчёта ФК); Δ+финd - поступление денежных средств от финансовой деятельности ПФР (код строки 150 отчёта ФК): поступления от реализации ценных бумаг и иных финансовых активов; Δ финd - выбытие денежных средств от финансовой деятельности ПФР (код строки 330 отчёта ФК): расходы на приобретение ценных бумаг и прочих активов.

Далее предлагается проанализировать структуру поступления финансовых ресурсов за период, определяемую пропорциями , , , и структуру выбытия финансовых ресурсов , , .

Показателем экономического эффекта  в деятельности пенсионного фонда  выступает чистый денежный поток как разница между совокупными объёмами входящего и исходящего финансового потока. Рост чистого финансового потока в отчётном периоде характеризует базу его формирования в последующем периоде. При отрицательном значении чистого денежного потока пенсионный фонд не сможет осуществлять в полном объёме пенсионные выплаты и (или) другие виды деятельности. В этом случае необходимо проанализировать чистые финансовые потоки по отдельным видам деятельности и по результатам этого анализа может быть принято решение о сворачивании инвестиционной и финансовой деятельности для обеспечения основной текущей деятельности фонда:

 = Δ+текd - Δ текd;

 = Δ+инвd - Δ инвd;

 = Δ+финd - Δ финd.

Денежным потокам пенсионного  фонда присуща обычно неравномерность  поступления и расходования денежных средств по временным интервалам, что приводит к формированию определённых объёмов временно свободных денежных активов, которыми необходимо управлять путем инвестирования, в противном случае они будут обесцениваться. Поэтому важным направлением обеспечения эффективности управления финансовыми потоками является эффективное инвестирование временно свободных средств с целью получения инвестиционного дохода.

Большое внимание в работе уделяется  оптимизации финансовых потоков  как обязательного атрибута финансового  менеджмента. Оптимизация финансовых потоков - это процесс выбора с учетом определенных критериев наилучших вариантов поступлений и направлений средств при планировании, регулировании и исполнении финансовых планов.

Целями оптимизации финансовых потоков пенсионных фондов являются: обеспечение сбалансированности финансовых потоков; обеспечение синхронности формирования финансовых потоков во времени; обеспечение роста положительного чистого финансового потока в пенсионном фонде; обеспечение устойчивого роста инвестиционного потока.

Основными объектами оптимизации являются: положительный и отрицательный чистый финансовый поток, временно свободные остатки денежных активов. На оптимизацию финансовых потоков оказывают влияние внешние (законодательство, налогообложение, состояние рынка ценных бумаг, система проведения расчётных операций) и внутренние факторы (жизненный цикл пенсионного страхования, особенности применения пенсионных схем, инвестиционная политика пенсионного фонда, уровень административных расходов и пр.) влияющие на объём и характер их формирования во времени, которые подробно раскрываются в работе.

С момента создания системы пенсионного  страхования в стране возникает  вопрос о степени и форме государственного вмешательства. Государственное регулирование пенсионного страхования представляет собой элемент (функцию) управления, реализуемого через комплекс мер государства (законодательных, контролирующих, экономических, организационных и т.п.) в области целенаправленного воздействия на пенсионные отношения. Основными инструментами государственного регулирования пенсионного страхования являются: система законодательства, прямое финансирование в виде дотаций, система лицензирования и налогообложения, финансовое стимулирование участия в дополнительных программах пенсионного страхования.

Особое место в управлении пенсионным страхованием занимает управление рисками. Система рассмотренных в работе рисков представлена на Рис.2.

Под пенсионным риском понимается вероятность  потери доходов работником в связи с его возрастом и невозможностью участия в трудовом процессе, вероятность потери работодателя от изменения ставок страховых взносов, вероятность потерь Пенсионного фонда от неуплаты страховых взносов и низкого уровня инвестиционного дохода, вероятность потери пенсионеров от несвоевременной и (или) неполной выплаты пенсий.

Рис.2. Классификация рисков пенсионного  страхования

Методы управления пенсионными  рисками зависят вида пенсионного  риска. Риски системы пенсионного страхования трудноуправляемы и зависят от проводимой в стране социальной политики. Риски институтов и риски участников поддаются управлению и в значительной степени зависят от конкретных субъектов пенсионного страхования.

3. Разработка методологических  подходов и механизмов формирования  стратегии финансового обеспечения и управления финансовыми потоками государственного пенсионного страхования.

В мировой практике обычно используют два критерия оценки финансового  состояния пенсионного страхования в стране: покупательная способность пенсии и коэффициент замещения утраченного заработка. По сути своей эти показатели характеризуют оценку финансовой способности системы пенсионного страхования выполнять функцию замещения заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (наступлении страхового случая. Однако это односторонний подход, рассматривающий пенсионную систему только с позиции получателя пенсии. Для более полной оценки финансового состояния действующей пенсионной системы (преимущественно пенсионного страхования) в работе предлагается ввести третий критерий: финансовая устойчивость государственного пенсионного страхования. Именно с помощью данного критерия возможно оценить полноту реализации пенсионным страхованием первых его двух функций: образования финансовых ресурсов (доходов) и использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов.

Информация о работе Пенсионное страхование в России: финансовое обеспечение, стратегия управления и развития