Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:41, диссертация
Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ, механизмов финансового обеспечения, стратегий управления и развития пенсионного страхования в России.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертационного исследования в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание и дать поэлементную характеристику пенсионных систем;
- уточнить экономическое содержание, определить качественные свойства и место пенсионного страхования в системе финансовых отношений;
- исследовать основы финансового обеспечения пенсионного страхования;
- дать характеристику содержания и принципов организации финансового менеджмента пенсионных фондов;
- проанализировать финансовые потоки пенсионного страхования с позиции объекта управления;
- исследовать систему государственного регулирования пенсионного страхования;
- уточнить природу пенсионного риска и его место в системе пенсионных отношений;
- произвести оценку существующего состояния системы государственного пенсионного страхования в России;
- сформулировать стратегию и механизмы формирования доходных источников государственного пенсионного страхования;
- разработать концептуальные основы повышения результативности и эффективности использования средств обязательного пенсионного страхования;
- в результате сравнительного анализа распределительной и накопительной систем финансирования пенсионных выплат доказана необходимость создания комбинированной пенсионной системы, включающей в себя и распределительные, и накопительные элементы, которые должны взаимно дополнять друг друга, страхуя от последствий финансовых кризисов, влияния демографического фактора и пр.;
- дана развернутая характеристика сущности пенсионного страхования в системе финансовых отношений, основанная на понимании пенсионного страхования как частной финансовой категории в особой страховой форме, в том числе, сформулированы функции: образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов, использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов, замещения пенсией заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая); уточнены принципы пенсионного страхования (нуждаемости, субсидиарности и всеобщности), а также роль по отдельным направлениям: производственная, политическая, демографическая и социальная;
- разработаны основы (понятие, экономическое содержание и источники) финансового обеспечения пенсионного страхования как системы обеспечения доходными источниками и финансирования расходов по выплате пенсий по старости, инвестиционных и административно-управленческих расходов;
- сделан и обоснован вывод о недопустимости преобладания в России одного института пенсионного страхования - государственного обязательного пенсионного страхования, и о необходимости ускоренного развития добровольного пенсионного страхования путём комбинации его различных форм (частно-государственное софинансирование, негосударственное обязательное пенсионное страхование, добровольное дополнительное пенсионное страхование и негосударственное добровольное пенсионное страхование) для построения сбалансированной системы пенсионного страхования.
2. Разработаны основы и методологические подходы к организации финансового менеджмента пенсионных фондов, в том числе:
- обоснована возможность и объективная необходимость перехода от административного управления государственным пенсионным фондом к управлению на основе концепции менеджеризма; раскрыто содержание (сущность, структура, цель, задачи, принципы, уровни и технологические этапы) финансового менеджмента пенсионного фонда как системы управления финансовыми ресурсами пенсионного фонда путем принятия эффективных решений по его доходам и расходам, активам и пассивам, направленных на обеспечение финансовой устойчивости фонда, полное и своевременное выполнение им своих пенсионных обязательств, используя элементы, методы и инструменты корпоративного финансового менеджмента с учетом социальной специфики;
- дана характеристика и классификация финансовых потоков пенсионных фондов, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов пенсионного фонда по различным признакам: направленности движения, объему, по видам деятельности (оперативной, текущей, инвестиционной), по форме осуществления, по методам оценки и пр.;
- определены принципы управления финансовыми потоками пенсионных фондов, включающие: принцип достоверности финансовой отчётности, принцип обеспечения достаточности финансовых ресурсов для лицензирования и осуществления уставной деятельности пенсионных фондов, принцип сбалансированности финансовых потоков, принцип эффективности управления финансовыми потоками, принцип обеспечения ликвидности финансовых потоков; раскрыты внешние и внутренние факторы, влияющие на финансовые потоки пенсионных фондов;
- предложена уточненная и адаптированная к пенсионным фондам методика определения входящих и исходящих потоков финансовых ресурсов по направлениям деятельности (оперативной, текущей и инвестиционной) с целью принятия решений по управлению финансовыми потоками пенсионного фонда;
- раскрыто содержание государственного регулирования пенсионного страхования как элемента (функции) управления, реализуемого через комплекс мер государства (законодательных, контролирующих, экономических, организационных и т.п.) в области целенаправленного воздействия на пенсионные отношения; обобщены и уточнены формы, методы и инструменты государственного регулирования пенсионного страхования (финансово-правовое обеспечение, прямое бюджетное финансирование, обязательное резервирование средств, лицензирование, налогообложение, финансовое стимулирование участия в дополнительных программах пенсионного страхования и др.);
- дана расширенная трактовка пенсионных рисков не только как рисков застрахованных лиц, но и рисков пенсионной системы и всех ее субъектов, включая риски страхователя (работодателя), страховщиков (пенсионного фонда) и получателей пенсий (пенсионеров), определено место в системе управления пенсионными отношениями; предложена авторская классификация пенсионных рисков по субъектам страхования, включающая: риски самой системы пенсионного страхования, риски институтов пенсионного страхования и риски участников (страхователей, застрахованных и пенсионеров), и предложены методы по их минимизации в зависимости субъекта страхования, вида риска и степени его управляемости.
3. Предложены методологические подходы и механизмы формирования стратегии финансового обеспечения и управления финансовыми потоками государственного пенсионного страхования, в частности:
- определены приоритетные направления формирования стратегии развития государственного пенсионного страхования в России с позиций повышения эффективности и результативности его финансового обеспечения и управления финансовыми потоками: существенное снижение зависимости ПФР от субсидий федерального бюджета на покрытие дефицита его бюджета и повышение финансовой (доходной) самостоятельности бюджета ПФР, передача полномочий по сбору взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органам, привлечение к участию в уплате страховых взносов наемных работников, корректировка программы софинансирования пенсионных накоплений и др.;
- предложено дополнить критерии, принятые для оценки финансового состояния пенсионной системы в мировой практике (покупательная способность пенсии и коэффициент замещения утраченного заработка), критерием оценки финансовой устойчивости государственного пенсионного страхования; разработана система оценки финансовой устойчивости пенсионной системы, включающая показатели ее платёжеспособности, соотношения собственных и привлечённых доходов, отношения пенсионных активов к ВВП;
- доказана налоговая природа страховых взносов на пенсионное страхование, учитывая наличие у них всех признаков платежей налогового типа (обязательности в законодательно-правовой форме, индивидуально безвозмездного характера, отчуждения денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства, наличия законодательно установленных элементов налогообложения);
- обоснована необходимость передачи полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам с учетом их сущности как налоговых платежей в страховой форме и с позиций обеспечения более эффективного контроля страховых взносов, прозрачности фискальных правоотношений и полноты поступлений во внебюджетные фонды;
- обоснована необходимость и предложен механизм привлечения к участию в уплате страховых взносов наёмных работников путём выделения в общей ставке (тарифе) взноса на пенсионное страхование (26%) ставки, уплачиваемой работником в размере 2% от заработной платы, при снижении на 2% ставки налога на доходы физических лиц;
- предложен комплекс рекомендаций и мер по корректировке базовых условий государственной программы софинансирования пенсионных накоплений, предполагающей применение дифференцированного подхода к участникам программы в зависимости от пола и возраста, процедур и механизмов наследования пенсионных накоплений, упрощённой процедуры участия в программе отдельных категорий застрахованных лиц, а также снятие жёстких ограничений и применение гибкой, многовариантной системы пенсионных выплат по данной программе;
- определены и дополнены факторы, влияющие на результативность и эффективность использования средств обязательного пенсионного страхования: увеличение численности пенсионеров и старение населения, увеличение пенсий, изменение обязательств ПФР по выплате накопительной части трудовой пенсии, осуществление ежемесячных и других денежных выплат нестрахового характера, наличие и количество льготных категорий получателей пенсий, уровень расходов на администрирование и материально-техническое обеспечение ПФР; и предложены пути нивелирования негативного влияния названных факторов;
- разработаны основы и определены резервы повышения эффективности и результативности использования средств обязательного пенсионного страхования, в частности: соблюдение принципа адекватности пенсионных выплат произведённым страховым взносам, введение гибкого пенсионного возраста, сокращение административных расходов ПФР, отделение от средств обязательного пенсионного страхования выплат нестрахового характера, усиление роли участия регионов в задаче адресного повышения пенсий до уровня прожиточного минимума пенсионера;
- обоснована необходимость перевода пенсий за выслугу лет на страховые принципы путём развития и стимулирования профессиональных пенсионных систем; разработана модель финансирования профессиональных пенсионных систем за счёт солидарного участия работников, работодателей и государства в лице Пенсионного фонда РФ;
- разработан и предложен к практическому применению алгоритм поэтапного введения "гибкого" пенсионного возраста, основанный на британской модели и имеющий в основе право застрахованного лица самостоятельно выбирать время выхода на пенсию, при этом первый этап предполагает стимулирование работников к более позднему выходу на пенсию с учётом отработанного стажа, а второй этап - полную отмену возрастных границ выхода на пенсию;
4. Разработаны основы, стратегические направления и финансовые механизмы развития системы негосударственного пенсионного страхования, в том числе:
- уточнена экономическая сущность и роль негосударственного пенсионного страхования в пенсионной системе России как дополнительного, по отношению к государственному, института пенсионного страхования, требующего ускоренного развития;
- выделены основные этапы и факторы, влияющие на развитие негосударственного пенсионного страхования в России, а также определены приоритетные направления его стратегического развития: снижение рисков негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и повышение надёжности фондов, введение дифференцированного подхода к участникам системы негосударственного пенсионного страхования в зависимости от целей и возраста потенциальных пенсионеров, реформирование системы налогообложения НПФ и др.;
- предложен алгоритм выбора будущим пенсионером варианта инвестирования пенсионных взносов по дополнительному пенсионному страхованию между инвестированием в рамках государственной управляющей компании, НПФ и (или) управляющей компанией в зависимости от целей и предпочтений инвестора;
- разработана классификация НПФ в зависимости от учредителей, степени открытости, количества привлечённых участников и объёма накопленных резервов;
- предложена система налогообложения НПФ, заключающаяся в замене налога на прибыль организаций минимальным налогом на страховые выплаты, предложен механизм его взимания по основным элементам налогообложения;
- для повышения сохранности пенсионных накоплений предложена трёхуровневая система государственных гарантий, включающая более жесткие требования к страховым резервам и размерам собственного капитала, а также создания гарантийного перестраховочного фонда;
- предложена комплексная методика оценки и управления рисками негосударственного пенсионного страхования, основанная на дифференцированном подходе к формированию инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда в зависимости от целей и возраста потенциального пенсионера.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены и получили апробацию в тезисах, статьях и выступлениях на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: "Финансовый механизм и его правовое регулирование" (Саратов, СГСЭУ, 2003 г.), "Финансовые проблемы обеспечения устойчивого роста современной экономики" (Гатчина, ЛОИЭФ, 2006 г.), I Всероссийская научно-практическая конференции "Тенденции развития финансов: теория и практика" (Пенза, ПГПУ, 2008 г.), 8 Научно-практическая конференция "Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов" (Петрозаводск, ПГУ, 2008 г.), Межвузовская научно-практическая конференция "Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права" (Саратов, СГАП, 2008 г.), Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие финансовой системы страны" (Ижевск, УГУ, 2008 г.), I Всероссийская научно-практическая конференция "Тенденции развития финансов: теория и практика" (Пенза, ПГПУ, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы налоговой политики" (Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2009 г.), Первый Украинско-Российский симпозиум "Теория и практика налоговых реформ" (Харьков, 2009 г.), Международная научно - практическая конференция "Тенденции и перспективы развития современного общества" (Саратов, СГСЭУ, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция "Становление и перспективы развития наноиндустрии в ноосферной экономике: институциональный аспект" (Саратов, СГСЭУ, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция "Конкурентоспособность и инновационное развитие Украины: Проблемы науки и практики" (Харьков, ХНЭУ, МОН Украины, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция "Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России" (Воронеж, ВГУ, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция "Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право" (Саратов, С-ЗГЗТУ, СГСЭУ, Академия управления, 2010 г.), Международная научно- практическая конференция "Новые тенденции в экономике и управлении организацией" (Екатеринбург, УФУ, ИЭ УОРАН, 2010 г.), Международная научно-практическая конференция "Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право" (Саратов, СГСЭУ 2010 г.), Международная научно-практическая конференция "экономика регионов и её способность выживания в кризисных условиях (Балаково, ИБЭ СГСЭУ, 2010 г.), Международная научно-практическая конференция "Учёт в управлении модернизационной экономикой организацией" (Оренбург, ОГАУ, 2010 г.), Международная научно-практическая конференция "Финансовые система: экономические и правовые проблемы её функционирования (в кризисных и посткризисных условиях) (г. Саратов, СГАП, 2010 г.), Второй Российско-Украинский симпозиум "Теория и практика налоговых реформ" (Екатеринбург, УУФУ, ХНЭУ, МОН Украины, ИЭУОРАН, 2010 г.), Международная (заочная) научно-практическая конференция "Модернизация и перспективы развития современного общества (Саратов, С-ЗГЗТУ, С.-Пб, СГСЭУ, Академия управления, 2010 г.), в также внутривузовских научно-практических конференциях СГСЭУ по итогам НИР (Саратов, СГСЭУ, ежегодно с 1996 по 2010 гг.).