Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:41, диссертация
Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ, механизмов финансового обеспечения, стратегий управления и развития пенсионного страхования в России.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертационного исследования в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание и дать поэлементную характеристику пенсионных систем;
- уточнить экономическое содержание, определить качественные свойства и место пенсионного страхования в системе финансовых отношений;
- исследовать основы финансового обеспечения пенсионного страхования;
- дать характеристику содержания и принципов организации финансового менеджмента пенсионных фондов;
- проанализировать финансовые потоки пенсионного страхования с позиции объекта управления;
- исследовать систему государственного регулирования пенсионного страхования;
- уточнить природу пенсионного риска и его место в системе пенсионных отношений;
- произвести оценку существующего состояния системы государственного пенсионного страхования в России;
- сформулировать стратегию и механизмы формирования доходных источников государственного пенсионного страхования;
- разработать концептуальные основы повышения результативности и эффективности использования средств обязательного пенсионного страхования;
Теоретические, методологические и практические результаты диссертации используются в учебном процессе на кафедре финансов Саратовского государственного социально-экономического университета, а также в Институте дополнительного профессионального образования СГСЭУ. Отдельные практические механизмы и рекомендации, касающиеся управления финансовыми потоками обязательного пенсионного страхования, повышения эффективности и результативности использования средств обязательного пенсионного страхования, а также снижения и предотвращения отдельных пенсионных рисков были внедрены в деятельность Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области. Использование результатов исследования подтверждено справками о внедрении.
Объем и структура работы. Работа имеет следующую структуру, определенную целью, задачами и логикой диссертационного исследования:
Введение
1. Теоретический анализ пенсионного страхования и его финансового обеспечения
1.1. Виды пенсионных систем и их элементы
1.2. Экономическое содержание системы пенсионного страхования в системе финансовых отношений
1.3. Основы финансового
обеспечения пенсионного
2. Финансовый менеджмент пенсионных фондов в системе управления финансами пенсионного страхования
2.1. Содержание и принципы организации финансового менеджмента пенсионных фондов
2.2. Финансовые потоки пенсионного страхования как объект управления
2.3. Система государственного
регулирования пенсионного
2.4. Пенсионные риски и управление ими
3. Стратегия финансового обеспечения и управления финансовыми потоками государственного пенсионного страхования и финансовые механизмы её реализации
3.1. Финансовое состояние
действующей системы
3.2. Стратегия и механизмы
формирования доходных
3.3. Приоритетные направления
и пути повышения
4. Стратегия и финансовые
механизмы развития системы
4.1. Проблемы функционирования
действующей системы
4.2. Развитие институтов
негосударственного
4.3. Управление пенсионными накоплениями
4.4. Государственное регулирование добровольного пенсионного страхования
4.5. Риск-менеджмент
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы содержит 335 источников. В работе представлена 31 таблица и 22 рисунка.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ
ДИССЕРТАЦИИ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Проведенное диссертационное исследование, а также основные идеи, выводы и рекомендации, выносимые на защиту, условно разделены на четыре логически взаимосвязанных групп теоретических, методологических и организационно-прикладных проблем, составляющих в совокупности общую концепцию (стратегию и тактику)развития пенсионного страхования в современной России.
1. Разработка в комплексе
понятийного аппарата и
Общее название "социальное обеспечение" объединяет в себе различные формы социальной защиты населения, одним из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение предлагается рассматривать в широком и узком понимании. Под пенсионным обеспечением в его расширенном виде понимается совокупность денежных отношений по формированию и использованию финансовых ресурсов социального назначения и части средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на возмещение потерь в доходах граждан, достигших не трудоспособного возраста, получивших инвалидность или по случаю потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой государственную и негосударственную, обязательную и добровольную поддержку лиц, потерявших способность трудиться из-за старости или потерявших доходы по иным обстоятельствам. Пенсионное обеспечение граждан в узком его понимании является одной из форм пенсионного обеспечения в целом, которое осуществляется за счёт бюджетных средств всем нуждающимся гражданам в случае наступления инвалидности, пенсионного возраста и потери кормильца независимо от наличия трудового стажа и получаемых доходов. До 2010 г. финансирование пенсионного обеспечения в нашей стране было обособлено и осуществлялось в рамках так называемой базовой части трудовой пенсии. Но начиная с 1 января 2010 г. базовая часть вошла в страховую часть трудовой пенсии по старости. Это было сделано в целях усиления страховых принципов финансирования пенсионного обеспечения в его расширенном понимании.
Часть системы пенсионного
Рис.1. Место пенсионного страхования
в системе социального и
Система организации пенсионного страхования в стране носит название пенсионной системы. К числу элементов, объединяющих пенсионное страхование в единое целое, в систему относятся: 1) единство цели, поскольку деятельность системы в целом и каждого направления (обязательного и добровольного государственного и негосударственного пенсионного страхования) подчинено единой цели - обеспечению достойного уровня жизни после наступления пенсионного возраста; 2) единство принципов, на которых построена система пенсионного страхования России; 3) единая правовая база - на всей территории России действует единая законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность всех субъектов пенсионной системы, порядок формирования и использования финансовых ресурсов этой системы, а также контроль за нормальным её функционированием; 4) единство органов регулирования и контроля этой системы. Качественными свойствами пенсионной системы России являются: целостность, сложность, экономичность, финансовая устойчивость, надежность, адаптивность, структурная стабильность, единое географическое, правовое и социальное пространство.
В России несколько раз за последние пятнадцать лет концептуально менялось направление реформирования пенсионной системы. Сначала предполагался переход к накопительной системе финансирования, затем возврат к распределительной системе. Однако, только сочетание этих способов финансирования может создать сбалансированную и финансово-устойчивую систему финансирования пенсионного страхования, стабильность пенсионных выплат.
В процессе функционирования пенсионного страхования происходит формирование и использование финансовых ресурсов (доходов) концентрируемых в пенсионных фондах, основной целью которых является финансирование лиц, потерявших способность полноценно трудиться. Управление процессом формирования и использования финансовых ресурсов пенсионного страхования в России осуществляют Пенсионный фонд РФ, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. В процессе своей деятельности пенсионные фонды аккумулируют денежные средства, которые направляют на выплату пенсий и на административно-управленческие расходы, а также передают часть средств в доверительное управление для инвестирования управляющим компаниям. В результате возникает движение денежных средств, то есть возникают и постоянно возобновляются финансовые отношения. Пенсионное страхование в большинстве развитых стран выступает основной формой образования и использования пенсионных фондов, а поэтому является частной (по отношению к финансам и внебюджетным фондам) финансовой категорией, опосредующей денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных средств в страховой форме.
В самом термине "пенсионное страхование" присутствует указание наличие страховых отношений. Являясь отраслью страхования, пенсионное страхование существенно отличается от классического страхования. Во-первых, российские работники не платят из своей заработной платы (доходов) страховые взносы, их уплачивают в обязательном порядке в полном объем работодатели (страхователи). Во- вторых, суммы уплаченных работодателем страховых взносов не эквивалентны пенсиям, которые получат работники после выхода на пенсию. Это связано с установленным порядком начисления пенсий, с длительным временным промежутком страхования, с инфляционными процессами и другими причинами. В то же время, нельзя не видеть в пенсионном страховании страховых отношений. Наступление пенсионного возраста и потеря способности полноценно трудится - это один из видов социального риска, для компенсации которого создаются страховые пенсионные фонды. Страховым риском, по поводу которого осуществляется обязательное пенсионное страхование, признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. При этом под страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Пенсионное страхование предусматривает, что основные выплаты страхового обеспечения осуществляются при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста (наступлении страхового случая), определенного законодательством и зависят обычно от величины получаемой им оплаты труда. Все это позволяет сделать вывод о том, что пенсионное страхование представляет собой частную финансовую категорию в особой страховой форме. Поэтому ей присущи и общие функции финансов, и функции страхования.
Учитывая сказанное, пенсионное страхование выполняет следующие функции:
1) образования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;
2) использования финансовых ресурсов (доходов) пенсионных фондов;
3) замещения (возмещения) заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая).
Функция образования финансовых ресурсов (доходов) заключается в формировании целевых денежных фондов за счёт взносов страхователей (в случае обязательного пенсионного страхования), застрахованных лиц (в случае добровольных видов пенсионного страхования), солидарных взносов застрахованных, страхователей и государства (в случае добровольного государственного страхования по программе софинансирования пенсионных накоплений), дотаций и субсидий из бюджетной системы.
Функция использования финансовых ресурсов реализуется путём расходования средств пенсионных фондов. Основной статьей расходов является выплата пенсий, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ (с случае обязательного пенсионного страхования) и договорами (в случае добровольного страхования).
Функция замещения (возмещения) заработной платы (дохода) застрахованного лица при наступлении пенсионного возраста (страхового случая) заключается в замещении (возмещении) части заработка или иного дохода, связанного с трудом, пенсионными выплатами тем лицам, которые его утратили в связи с возрастом. В системе пенсионного страхования особое значение должно придаваться определенной пропорциональности размеров страховых платежей, внесенных за период трудовой деятельности, размерам выплачиваемой пенсии. Такие пропорции измеряются в мировой практике показателем, получившим название коэффициент замещения, определяемый как отношение суммы пенсий к заработной плате. В большинстве развитых стран коэффициент замещения колеблется в границах от 40% до 70%, в то время как в России он не превышает в среднем 25%, хотя минимальный уровень коэффициента замещения, рекомендуемый Международной организацией труда (МОТ), должен составлять 40%. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточность финансового обеспечения пенсионной систем России. В работе были разработаны основы (понятие, экономическое содержание и источники) финансового обеспечения пенсионного страхования как обеспечения доходными источниками и финансирование расходов по выплате пенсий по старости и административно-управленческих расходов.
Как уже отмечалось, пенсионное страхование в России осуществляется в обязательной и добровольной формах. Исходя из этого и степени государственного вмешательства возможны следующие формы (институты) пенсионного страхования: государственное обязательное пенсионное страхование; государственное добровольное пенсионное страхование (в рамках программы "софинансирование"); негосударственное обязательное пенсионное страхование; добровольное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное добровольное пенсионное страхование. При формировании системы пенсионного страхования необходимо влияние и возможности всех его форм. Преобладающей из них в России является государственное обязательное пенсионное страхование. Однако для построения сбалансированной пенсионной системы необходимо ускоренное развитие добровольного пенсионного страхования путем комбинации его различных форм ("софинансирование", негосударственное обязательное пенсионное страхование, добровольное дополнительное страхование и негосударственное добровольное пенсионное страхование).
2. Разработка основ и методологических подходов к организации финансового менеджмента пенсионных фондов.
В последнее время