Пенсионное страхование в России: финансовое обеспечение, стратегия управления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:41, диссертация

Описание работы

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ, механизмов финансового обеспечения, стратегий управления и развития пенсионного страхования в России.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертационного исследования в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание и дать поэлементную характеристику пенсионных систем;
- уточнить экономическое содержание, определить качественные свойства и место пенсионного страхования в системе финансовых отношений;
- исследовать основы финансового обеспечения пенсионного страхования;
- дать характеристику содержания и принципов организации финансового менеджмента пенсионных фондов;
- проанализировать финансовые потоки пенсионного страхования с позиции объекта управления;
- исследовать систему государственного регулирования пенсионного страхования;
- уточнить природу пенсионного риска и его место в системе пенсионных отношений;
- произвести оценку существующего состояния системы государственного пенсионного страхования в России;
- сформулировать стратегию и механизмы формирования доходных источников государственного пенсионного страхования;
- разработать концептуальные основы повышения результативности и эффективности использования средств обязательного пенсионного страхования;

Файлы: 1 файл

MuravlevaTV.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

4. Развитие и стимулирование профессиональных пенсионных систем, что позволит увеличить пенсионные выплаты без повышения нагрузки на систему обязательного пенсионного страхования. Предприятия "льготного" цикла, несмотря на более ранний выход на пенсию своих работников, вносят равные по тарифам страховые платежи в ПФР, как и предприятия, работники которых выходят на пенсию по старости в обычные сроки. Существование системы досрочных пенсий вступает в противоречие с формирующимися принципами обязательного пенсионного страхования. Введение института профессионального пенсионного обеспечения и создание профессиональных пенсионных систем - это наиболее интересный путь решения проблемы финансирования досрочного выхода на пенсию. Корпоративные пенсионные программы нуждаются в стимулировании со стороны государства. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия: ввести солидарную ответственность работодателя, работника и государства за работу в особых условиях; установить налоговые льготы (в частности, освобождение взносов в профессиональные пенсионные системы от страховых взносов и налога на доходы физических лиц); реинвестировать накапливаемые средства на развитие, то есть разрешить корпорациям вкладывать средства собственных пенсионных фондов в свои же ценные бумаги с ограничением доли вложений до 40%. Вполне оправданно было бы создание при Пенсионном фонде РФ некое специализированное учреждение, в которое поступали бы взносы для профессиональных пенсионных систем, и осуществление со стороны ПФР контроля и администрирования платежей системы профессионального пенсионного страхования.

5. Усиление роли регионов в решении задачи адресного повышения пенсий до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера за счёт средств регионального бюджета (с учётом иных мер социальной поддержки), но не свыше ПМП в Российской Федерации, что позволит снизить расходы Пенсионного фонда РФ. В случае, если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не достигает ПМП в Российской Федерации, необходимо производить из регионального бюджета социальную доплату. Субъектам РФ рекомендуется принять законодательные акты по мерам адресного повышения пенсий (путём установления доплаты) до величины ПМП в регионе, если она ниже федерального уровня. Финансирование соответствующих выплат должно осуществляться за счёт средств субъекта РФ, а при отсутствии источников - за счёт федерального бюджета.

Кроме предложенных мер и механизмов необходимо пересмотреть подходы к государственному регулированию системы пенсионного страхования. Государственное регулирование пенсионного страхования представляет собой элемент (функцию) государственного управления, реализующуюся через систему мер и действий государства)правовых, контролирующих, экономических, организационных и т.п.) в области целенаправленного воздействия на пенсионные отношения.

4. Разработка основ,  стратегических направлений и  финансовых механизмов развития системы негосударственного пенсионного страхования.

Величина государственных пенсий в настоящее время искусственно ограничена тремя минимальными размерами пенсий, а вводимая система персонифицированного учета способна обеспечить лишь централизованный учет размера заработной платы и стажа работы, которые впоследствии будут использованы для расчета пенсии. Поэтому одним из приоритетных направлений в пенсионном страховании в России является ускоренное развитие дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Основной целью реформы последнего должно стать обеспечение пенсионеров (и их наследников) достойного уровня пенсии и надёжная правовая и финансовая защита дополнительных (негосударственных) пенсий.

Негосударственное пенсионное страхование  в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному пенсионному страхованию и может осуществляться, как в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики, территорий, так и в форме личного добровольного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств за счёт собственных доходов в страховых компаниях и негосударственных пенсионных фондах. К настоящему времени в России сложилась система негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя: негосударственные пенcионные фонды и организации, специализирующиеся на работе с ними, управляющие компании, коммерческие банки, страховые компании, специализированные депозитарии, фирмы, оказывающие актуарные услуги. Однако наибольшее распространение в нашей стране и законодательное оформление деятельности со средствами дополнительного пенсионного страхования получили негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Управляющие компании (УК).

Все НПФ различаются по степени  их открытости для работы со сторонними юридическими и физическими лицами (закрытые и открытые). Для негосударственных пенсионных фондов в целом характерна неравномерность развития отдельных их типов. В настоящее время ускоренную динамику демонстрируют корпоративные и отраслевые фонды, работающие с предприятиями тех отраслей, которые развиваются и функционируют стабильно. Часть крупнейших корпоративных фондов на сегодняшний день не предусматривают доступ участников, не имеющих отношения к учредителю, а в остальных эта возможность хотя и декларируется, но на практике  реализуется не очень эффективно.

В деятельности же открытых пенсионных фондов, работающих с физическими  лицами, наблюдается стагнация, что  можно объяснить прежде всего  отсутствием позитивных сдвигов  в доходах и уровне жизни населения, недоверием со стороны населения, слабой защищенности пенсионных накоплений и ожиданием со стороны населения банкротства таких НПФ в перспективе.

Проводимая пенсионная реформа  предоставила застрахованным лицам  право самостоятельно выбрать управляющую  компанию и негосударственный пенсионный фонд для управления накопительной частью своей пенсии, ежегодно, но не чаще одного раза. Как правило, это сложное решение для будущего пенсионера, поэтому в работе предлагается алгоритм выбора варианта управления пенсионными накоплениями (см. рис.3).

Рис.3. Алгоритм выбора варианта пенсионного  накопления

В то же время, рекомендуется при выборе варианта участия в пенсионном накоплении, использовать подходы, применяемые в финансовом менеджменте при выработке дивидендной политики. Различные группы потенциальных инвесторов исходя из возраста и пола, предпочитают различный подход и ставят различные цели при инвестировании. Если застрахованный человек близок по возрасту к выходу на пенсию, то для него будет предпочтительнее консервативная стратегия с минимальной долей риска и максимальными гарантиями. Причем чем ближе к возрасту выхода на пенсию, тем значительнее будущего пенсионера должен интересовать вопрос надёжности и сохранности. И, наоборот, чем моложе застрахованное лицо, а, следовательно, больше временной отрезок до выхода на пенсию, тем больше возможности рисковать и получать большую доходность. Тем более, что ещё есть время компенсировать все потенциальные потери. А по мере взросления застрахованного лица должна меняться и стратегия инвестирования пенсионных накоплений.

При выборе НПФ потенциальный  инвестор должен обратить внимание на следующие позиции: возраст компании, дата получения лицензии; размер собственного капитала; объем средств под управлением; учредители и прочие родственные структуры; доходность за последние годы при управлении активами; инвестиционная декларация предлагаемого портфеля. Инвестиционную привлекательность не всегда является определяющим критерием. Как показывает практика, компания, имеющая максимальную доходность, не обязательно будет лидировать в следующем году. Многообразие вариантов инвестирования даёт определенную свободу выбора потенциальному пенсионеру, однако оборотной стороной этого является риск неэффективного управления своими накоплениями.

Именно риск является основной преградой  развития негосударственного пенсионного страхования в нашей стране. Риском для негосударственного пенсионного фонда является не способность фонда выполнить обязательства перед участниками. Все риски, с которыми может потенциально столкнуться негосударственный пенсионный фонд можно разделить на две большие группы: внешние, то есть независящие от деятельности самого НПФ и внутренние, которые находятся в непосредственной зависимости от эффективности управления и технологии НПФ (см. рис.4).

Рис 4. Классификация рисков НПФ

Для дифференциации подходов к формированию инвестиционного портфеля возможно разделение инвестиционных портфелей  или даже разделение НПФ в зависимости от возраста вкладчика. Согласно теории финансового менеджмента, оптимальная стратегия зависит от возраста инвестора и, следовательно, от склонности к риску. Возможна их группировка по возрастному критерию и установление отдельных лимитов для инвестирования по каждой группе. При отлаженной системе учёта индивидуальных счетов такая группировка не должна стать серьёзной проблемой. В то же время, это позволит повысить доходность на начальном этапе накопления путём инвестирования в более рискованные активы. В этом случае риски компенсируются за счёт оставшегося срока накопления. По мере приближения к пенсионному возрасту происходит перебалансировка портфеля в сторону более консервативных инструментов с фиксированной доходностью.

Многообразие рисков, возникающих  у негосударственных пенсионных фондов обуславливает необходимость использования механизма их страхования. Причём затраты на это страхования должны удовлетворять следующим условиям: быть необременительными для НПФ; способствовать заинтересованности страховщика в этом страховании; выплаты по добровольному страхованию должны удовлетворять НПФ при условии наступления страхового случая.

Для определения эффективности страхования, как метода управления рисками НПФ, можно использовать два метода. Первый основывается на всестороннем анализе факторов, оказывающих непосредственное влияние на экономическую эффективность НПФ, второй - на расчёте допустимых значений основных экономических показателей для НПФ. Такие подходы позволяют определить эффективность или неэффективность страховых услуг и продуктов применительно к специфике деятельности НПФ, выбрать для минимизации убытков при наступлении страховых случаев наиболее приемлемые из них.

При определении эффективности  страхования рисков НПФ должны учитываться наиболее важные факторы: состояние фондового рынка; количество участников и вкладов НПФ; региональные особенности функционирования НПФ; размеры страховой суммы и страховой премии, франшизы и страхового возмещения и т.д.

НПФ может прибегать к различным  видам страхования: страхованию ответственности (имеется в виду финансовая ответственность перед вкладчиками фонда); имущественному страхованию (в отношении имущества, принадлежащего фонду); личному страхованию (сотрудников НПФ). Кроме страхования рисков и управления конкретными видами рисков, по нашему мнению, НПФ должен осуществлять обдуманную, комплексную и регулярную деятельность, направленную на оценку и управление рисками, которая должна включать в себя следующие этапы.

1 этап. Идентификация источников  рисков, самих рисков и факторов, оказывающих максимальное влияние на возникновение риска.

2 этап. Комплексная оценка рисков. По результатам оценки рисков  могут быть предприняты следующие  действия: отказ от управления  риском вследствие его незначительности  или разработка мероприятий по управлению рисками. Отбор наиболее существенных рисков, для управления которыми необходимо разработать план мероприятий.

3 этап. Осуществление мероприятий  по управлению рисками

4 этап. Оценка и анализ результатов  проведенных мероприятий.

В рамках первого и второго этапов можно использовать метод избежания  риска. На третьем этапе вполне уместно использовать следующие методы управления рисками: лимитирование концентрации риска; диверсификация; внутренняя оптимизация. Риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. Управляемые системные риски в сочетании с высокой информационной прозрачностью отрасли и наличием единой системы оценок её участников должны подтолкнуть НПФ к ускоренному развитию.

Развитие негосударственного пенсионного  страхования невозможно без государственного финансового регулирования. Государственное финансовое регулирование добровольного пенсионного страхования направлено на повышение надёжности НПФ и УК, защиту аккумулируемых денежных средств от действий некомпетентных и недобросовестных управляющих, а также от возможных фискальных интересов в отношении этих средств со стороны различных государственных органов.

Одним из наиболее действенных, но в тоже время рыночных рычагов воздействия на добровольное пенсионное страхования - это налогообложение. Существующая в России система налогообложения не способствует ускоренному развитию добровольного пенсионного страхования. Поэтому было бы целесообразно использовать европейскую модель налогообложения НПФ, при которой эти фонды полностью освобождаются от налогообложения прибыли, но вводится минимальный налог, по которому облагаются пенсионные выплаты.

Наиболее важной задачей государственного финансового регулирования добровольного пенсионного страхования является повышение её надёжности. Для этого необходимо создавать многоуровневую систему гарантий сохранности пенсионных накоплений. По мнению отдельных специалистов в области пенсионного страхования подобная система должна состоять из нескольких уровней.

Первый уровень гарантий сохранности  пенсионных накоплений предполагает создание достаточных страховых резервов, в том числе, обязательному резервному фонду НПФ, специально создаваемому для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками. Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих компаний, депозитариев, самого негосударственного пенсионного фонда, а также, в зависимости от структуры пенсионного фонда, имущество его учредителя. Третий уровень гарантий сохранности пенсионных накоплений должен быть сформирован за счёт гарантийного перестраховочного фонда, образуемого в форме саморегулируемой организации и подлежащего прямому и достаточно жесткому контролю. Участие в перестраховочном процессе целесообразно сделать обязательным для всех НПФ, осуществляющих обязательное пенсионное страхование в накопительной системе. За счёт отчислений НПФ, а также депозитариев и УК, образуется фонд страхования деятельности НПФ, из которого могут быть возмещены потери граждан - участников системы дополнительного пенсионного страхования. Использование этого гарантийного перестраховочного фонда должно сопровождаться введением внешнего управления НПФ.

Информация о работе Пенсионное страхование в России: финансовое обеспечение, стратегия управления и развития