Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить структуру и принцип функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть развитие, цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 2. Рассмотреть Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития 3.Выявить направления и порядок использования средств фонда, а также провести анализ доходов и расходов бюджета фонда за 2010―2011 гг. 4. Рассмотреть отделение Пенсионного фонда РФ по Карачаево-Черкесской Республике и проблемы, а также перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение
1.Развитие, цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации
2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1. Организационно-правовые основы Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
3. Направления и порядок использования средств фонда. Анализ доходов и расходов бюджета фонда за 2010―2011 гг
4. Пенсионный фонд РФ отделение по Карачаево-Черкесской Республике
5. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

пф.docx

— 170.06 Кб (Скачать файл)

В связи с принятием  летом 2009 года ряда законодательных  актов, которые с 1 января 2010 года в  значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации  существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий, т.е. переоценку расчетного пенсионного  капитала.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации и фонды  обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

 

1.2. Цели и задачи фонда

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его  важное социальное значение. В основные задачи ПФ РФ входят:

˗  целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

˗  капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

˗  контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

˗  назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров);

˗  организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

˗  назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.

˗  персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

˗  взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

˗  выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

˗  управление средствами пенсионной системы;

˗  реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же программа "тысяча на тысячу");

˗  с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

˗  с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;

˗  разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

˗  межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

˗  проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

˗  проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ может  принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых  и нетрудоспособных граждан.

Работа Пенсионного фонда  РФ проявляется в выполнении ряда функций.

Функции Пенсионного фонда  РФ:

1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Пенсионного фонда  РФ, как финансового института, состоит  в перераспределении финансовых средств из источников, установленных  российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного  страхования.

 

 

 

2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития

2.1 Организационно-правовые основы деятельности фонда

Согласно пункту 1 Положения  о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 27.12.91 № 2122–1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным  учреждением, наделенным публично-властными  полномочиями и имеющим специальную  правоспособность.

В соответствии с рис. 1 организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Рис. 1 - Организационная структура Пенсионного фонда РФ

Система Пенсионного фонда  Российской Федерации и его территориальных  органов имеет трехуровневую  структуру:

1) центральный аппарат  (Исполнительная дирекция ПФР,  Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах  Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные  отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально-государственных  и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

-  фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

-  расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также  отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

До недавнего времени  в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного  обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения.

Неэффективность распределительной  системы особенно ярко проявляется  на фоне современной демографической  ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету  предположительной численности  населения Российской Федерации  до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная  средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в  последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузки в 2006 году составил 586 лиц нетрудоспособного  возраста на 1000 человек трудоспособного  возраста, а в 2015 году он составит 696 человек.

Помимо распределительной  системы, современные пенсионные реформы  предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При  такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все  сбережения плательщика и весь его  инвестиционный доход, полученный на эти  сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату  пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в  большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на пенсионных счетах –  собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного  обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число  работающих;

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ