Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить структуру и принцип функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Задачи работы: 1. Рассмотреть развитие, цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 2. Рассмотреть Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития 3.Выявить направления и порядок использования средств фонда, а также провести анализ доходов и расходов бюджета фонда за 2010―2011 гг. 4. Рассмотреть отделение Пенсионного фонда РФ по Карачаево-Черкесской Республике и проблемы, а также перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение
1.Развитие, цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации
2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1. Организационно-правовые основы Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
3. Направления и порядок использования средств фонда. Анализ доходов и расходов бюджета фонда за 2010―2011 гг
4. Пенсионный фонд РФ отделение по Карачаево-Черкесской Республике
5. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

пф.docx

— 170.06 Кб (Скачать файл)

-  пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

-  также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За счет средств Пенсионного  фонда финансируются программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты  государственных пенсий и пособий  на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону  повышения также за счет Пенсионного  фонда. ПФ РФ финансирует различные  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного  фонда РФ последних лет объясняется  также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже  принятых и готовящихся нормативных  актов. С 1 января 2007 года вступили в  силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах  государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные акты устанавливают  право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в  которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок  или последующие дети, если при  рождении второго ребёнка право  на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек. Для владелиц сертификата, которые  уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет  увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую  трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует  Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Еще одна статья расходов бюджета  Пенсионного фонда, появившаяся  в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая  направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие  трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них  до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год  советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая  социальная доплата. Если пенсионер  живет в регионе, где прожиточный  минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная  социальная доплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная социальная доплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов.

Основными задачами бюджетной  политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение  своевременной выплаты пенсий.

 

Анализ доходов и расходов бюджета фонда за 2010―2011 гг

Необходимо отметить, что  с 1 января 2010 года вместо единого социального  налога (ЕСН) были введены страховые  взносы в ПФ РФ, Фонде социального  страхования (ФСС) РФ и фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС), а  функция администрирования взносов  в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые  принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20 % ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС — 2,9 %, в ФОМС — 3,1 %. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30 %, в том числе 22 %(16 % страховая часть, 6 % накопительная) в ПФ РФ, 2,9 % в ФСС, 5,1 % в ФОМС.

Страховая природа пенсионных выплат кардинально изменила природу  многих сторон деятельности пенсионной системы в России. Вместо ранее  используемых методов учета трудового  стажа в ПФ РФ с 1997 года практически  введена система индивидуального  учета, где фиксируются все платежи, произведенные работодателями в  пользу своих работников.

В настоящее время ПФР  выполняет следующие функции:

·Установление и выплата  пенсий;

·Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного  пенсионного страхования;

·Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

·Назначение и реализация социальных выплат;

·Назначение и реализация федеральной социальной доплаты  к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

·Выдача государственных  сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств  материнского (семейного) капитала;

·Оказание совместно с  региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

·Реализация программы государственного софинансирования пенсии;

·Сбор и администрирование  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование .

Для того, чтобы ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

Основные показатели, которые  характеризуют деятельность ПФ РФ в 2010—2011 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 1).

Бюджет Пенсионного фонда  РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4 % ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.

Изменение доходов и расходов ПФ РФ в период с 2010—2011 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 1). На основании данного рисунка 1, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно.

 

 

 

Таблица 1.

Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2010—2011 гг

Показатели

Млрд. руб

2010 г.

2011 г.

Доходы

4600

5 255,60

Расходы

4200

4 922,10

Доходы по накопительной  составляющей бюджета ПФР

361,2

418,1

Объем поступления страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование

1900

2 815,30

Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы  государственного софинансирования пенсий

3,6

4,10

Расходы на выплату пенсий

3700

4 081,20

Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан

293,6

311,9

Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала

97,1

171,3


 

 

Рис. 1 - Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010—2011 годах.  

 

Превышение доходов над  расходами в 2010 году — 400 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб.

В общем виде состав доходов  и расходов можно представить  в виде рисунка (рисунок 2).

Основное направление  расходования Фонда — расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2011 г. по отношению к 2010 г. Этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 5,2 %.

Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан  в 2011 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33 % от общего объема расходов, в 2010 г. данный показатель 7 %.

Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб, что составляет 3,48 %. 

 

Рис. 2 - Состав доходов и расходов ПФР в 2010—2011 гг

Основное место в доходах  занимают поступления страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2011 — 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3 % и 53,6 % соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета  ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб., что составило 7,95 % всех доходов.

Важное значение имеет увеличение поступлений дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.

В конечном итоге можно  сделать вывод, что имеет место  быть тенденция к увеличению по всем статьям как доходов, так и расходов, что положительно сказывается на социальной защищенности.

Главной целью Пенсионного  фонда России является обеспечение  уровнем заработанным человеком  жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования в России неоднозначны. Граждане полностью перекладывают  эту проблему на государство и  в настоящее время не готовы активно  участвовать в пенсионном страховании, а также приближающийся дефицит  рабочей силы может стать причиной того, что социальные пакеты, включая  пенсионное страхование, которые могут  стать значительным средством борьбы за квалифицированных работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Пенсионный фонд РФ отделение по Карачаево-Черкесской Республике

 

Отделение Пенсионного фонда  Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике  создано 9 апреля  1991  года.   На основании Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» с 11 декабря 2001 года Отделение осуществляет функции по назначению и выплате пенсий. В состав Отделения без права образования юридического лица входит 10 городских и районных Управлений. 

Штатная численность специалистов составляет 435 человек, практически все они имеют высшее образование.

В среднем в год в  органы Пенсионного фонда  республики по вопросам пенсионного обеспечения  обращается порядка 140 тыс. человек.

Численность населения, проживающего в Карачаево-Черкесской Республике по данным переписи 2010 года - 478,5 тыс. человек.

  • Количество страхователей – 26 965

в том числе:     

- Работодатели – 9 031 
     - Индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года – 17 934

  • Количество застрахованных лиц – 425 515
  • Количество Пенсионеров – 114 тыс.чел.

в том числе:      

- Получатели трудовых  пенсий - 102 тыс.чел.      

- Получатели пенсий по  государственному обеспечению - 12 тыс.чел.

  • Получателей ЕДВ – 54  тыс.чел.

Отделением Пенсионного  фонда по Карачаево-Черкесской Республике в рамках реализации в регионе 212 и 213 федеральных законов, направленных на улучшение пенсионного обеспечения  россиян, с 01 января 2012 года установлена  федеральная социальная доплата  к пенсии 10426 пенсионерам Карачаево-Черкесской республики, у которых сумма материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в нашей республике на 2012 год, а это 4908 рублей.

Отделением ведется активная работа по привлечению граждан в  добровольное пенсионное страхование  в соответствии с Федеральным  законом «О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений», на сегодняшний день число  участников Программы государственного софинансирования пенсий в Карачаево-Черкесии составило более 6800 человек (около 1,5% от количества жителей республики). За 2011 год участниками Программы уплачено 5350 тыс. рублей дополнительных страховых взносов. Средняя сумма платежа на одного уплачивающего за 2011 год составил 2700,2 рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ