Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы раскрыть понятие и основную характеристику обязательного страхования, показать роль обязательного страхования и его принципы.
Для достижения указанной цели в рамках данного научного исследования решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотреть обязательное страхование как вид экономических отношений;
2. Раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного страхования;
3. Выделить виды договоров обязательного страхования.
4. Выявить особенности некоторых видов договоров обязательного страхования.
Введение………………………………………………………...………3
Глава 1. Характеристика обязательного страхования в России …….
1.1. Понятие, виды и принципы обязательного страхования ………
1.2. Обязательное медицинское страхование ………………………
1.3. Государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан ……………………
1.4 Обязательное страхование автогражданской ответственности
Глава 2. Перспективы развития обязательного страхования в России
2.1. Проблемы правового регулирования обязательного страхования
2.2. Перспективы совершенствования законодательства об обязательном страховании ……………………………………………
Заключение……………………………………..………………………55
Список источников и литературы ………………….…….…….…….58
Одним из необходимых
условий для прохождения
120 млн. руб. – для универсальных страховых компаний;
240 млн. руб. - при проведении страхования жизни;
не менее 480 млн. руб. - по перестрахованию;
минимальный уставный капитал медицинских страховщиков - 60 млн. руб.
Ранее этот норматив не устанавливался, что не позволяло обеспечить необходимый уровень платежеспособности страховой компании не только в процессе ее работы, но, также, и на этапе создания.
Основой финансовой устойчивости
страховщиков при проведении страховой
деятельности является наличие у
них оплаченного уставного
Для проведения выплат своевременно и в полном объеме страховщикам необходимо формировать страховые резервы по всем видам страхования. Часто недостаточность страховых резервов порождает проблемы в страховой компании и, как следствие, ее банкротство. Страховщики также могут создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев и утраты или повреждения застрахованного имущества.
Еще одним немаловажным фактором, который поможет избежать проблем с выплатами, является тарифная политика страхового общества, надзор за которой осуществляется с целью пресечения всех видов конкурентной борьбы на рынке страхования путем установления демпинговых тарифов. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании, а страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться самостоятельно страховщиками.
Сформированные страховые
резервы страховщики могут
В соответствии с законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» для обеспечения гарантии платежеспособности страховщики, принявшие обязательства в определенных объемах, превышающих возможности их применения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.
Отечественные страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между рядом активов и принятых ими страховых обязательств. Расчеты показателей платежеспособности компании осуществляются сопоставлением фактических и нормативных соотношений активов и обязательств страховщиков. Для регламентации данного расчета был издан приказ от 2 ноября 2001 г. N 90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств».
3.2. Перспективы
совершенствования
Основной целью государственног
Страховщики как субъект регулирования ожидают, в первую очередь, действий, которые будут развивать страховой рынок. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.
Государство и законодательные
органы планируют оказывать
К механизмам стимулирующего влияния государства на рынок страховых услуг следует отнести:
- законодательное развитие обязательных видов страхования;
- предоставление специальных
налоговых режимов
Законодательное развитие обязательных видов страхования как механизм увеличения показателей страховой деятельности в числе первых отмечен в Концепции развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе. При этом, его действие связано не только с механическим увеличением оборота отрасли в силу принуждения к страхованию, но и с доступом страховщиков к клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному страхованию. Типичным примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предоставление специальных
налоговых режимов
Не проработаны механизмы предоставления налогового вычета для физических лиц в случае покупки полисов по долгосрочному (пенсионному) страхованию жизни, добровольному медицинскому и иным социально значимым видам страхования. Не предусмотрены возможности выбора между обязательной (государственной) и добровольными системами медицинского и пенсионного обеспечения. Именно в данном направлении на данный момент работают законодатели.
Очевидно, положительное влияние на госрегулирование окажет и процесс создания в рамках административной реформы в большей степени самостоятельного органа страхового надзора. Так, возможно будут разделены нормотворческие (правоустанавливающие) и надзорные (правоприменительные) функции министерств и ведомств, в том числе и Министерства финансов РФ. Планируется, что Департамент страхового надзора будет преобразован в самостоятельную структуру и, возможно, в состав Минфина.
Всероссийский союз страховщиков предполагает, что единственной альтернативой «заторможенным» механизмам государственного регулирования страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.
Основное преимущество
механизмов саморегулирования заключается
в возможности выработки
Выделим две новых области приложения этого метода регулирования:
во-первых, в России существует более 40 видов обязательного страхования. Вместе с тем реализация основных направлений развития обязательного страхования, заложенных в Концепции, к которым относятся усиление контроля над проведением обязательного страхования, а также введение новых видов обязательного страхования и создания централизованных гарантийных фондов, представляется весьма затруднительным.
Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект «Об осуществлении обязательного страхования на территории РФ», которому отводилась главная роль в регулировании обязательных видов страхования, был отклонен Правительством РФ. А в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в закон «Об организации страхового дела в РФ» лишь маленькая статья посвящена этому вопросу24. Все это обуславливает изменения подхода к регулированию системы обязательного страхования.
Актуальность вопроса о регулировании системы обязательных видов страхования также определяется тем, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 936) сказано, что «объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом».
И здесь страховое сообщество, в том числе и орган страхового надзора, попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, вид страхования может называться обязательным, если о нем есть федеральный закон, на данный момент таких только 3 вида: обязательное медицинское страхование, обязательное страхование военнослужащих и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
С другой стороны, более 40 видов страхования, которые введены «нестраховыми» законодательными актами, также нуждаются в определении положений, которые обеспечат равные условия осуществления и исполнения страховых услуг.
Вместе с тем, выход из данной тупиковой ситуации может быть найден при помощи механизмов саморегулирования. В основу регулирования системы обязательного страхования должен быть положен принцип обязательного членства в профессиональном объединении страховщиков с соблюдением стандартов профессиональной деятельности по конкретному виду страхования.
Всероссийский союз страховщиков уже предложил Минфину РФ для введения системы саморегулирования создать рабочую группу, состоящую из представителей страхового сообщества и органа надзора, для определения перечня обязательных видов страхования, которые нуждаются в регулировании.
После этого на уровне Минфина РФ будет приниматься нормативный документ, который бы в целях соблюдения принципов обязательного страхования, мог осуществлять предписание страховщикам при осуществлении этого вида обязательного страхования обязательно быть членом объединения страховщиков, имеющий согласованный с Минфином пакет документов по данному виду обязательного страхования.
Исходя из этого, введение элементов саморегулирования в сектор обязательного страхования дает возможность систематизировать механизм регулирования более чем сорока разновидностей обязательного страхования и наиболее широко защитить интересы субъекта страхового дела.
Во-вторых, без создания профессионального объединения страховщиков с обязательным членством не обойтись при реформировании обязательного медицинского страхования. В силу специфики данного вида страхования страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и выработка единых стандартов для определения качества страховщика просто необходима25.
Заключение
Страховое дело – один из важнейших институтов, который существует достаточно долго и наиболее полно реализуется в условиях рынка. Страхование призвано удовлетворить насущную, фундаментальную потребность человека – потребность безопасности, однако в рыночной экономике все в большей степени возрастает роль страхования как одного из путей концентрации накоплений физических и юридических лиц, эффективного использования этих накоплений.
Важность страховой деятельности для российского государства трудно переоценить. Поэтому оно берет на себя функции регламентации и контроля, а также создает институты обязательного и добровольного страхования, правовой основой для которого служит Конституция РФ и российское законодательство. Кроме того, страховая деятельность регулируется рядом межгосударственных соглашений, участником которых является Россия.
Страховой рынок обладает своей спецификой и подвержен действию различных законов, закономерностей и тенденций, которые определяют сущность методов организации, планирования и управления страхованием. Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов страхования и разработку новых законов, необходимость введения которых выявляет существующая ситуация в стране.
В последнее время активно обсуждаются возможности перевода некоторых видов добровольного страхования в обязательное. Наиболее реалистичными являются проекты по введению обязательного страхования жилья. Однако в настоящий момент ОСЖ противоречит действующему Гражданскому кодексу, который запрещает заставлять граждан страховать свое имущество.
С одной стороны, введение программы ОСЖ могло бы вовлечь в страхование самые широкие слои населения и создать систему дополнительных социальных гарантий на случай повреждения или утраты жилья. С другой стороны, создание системы ОСЖ неумолимо столкнется с большим количеством социальных и жилищно-коммунальных проблем, а, следовательно, и с активным противодействием населения.
Не менее важным является возможность введения обязательного страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов и исполнителей. Актуальность его состоит в том, что данное страхование является важным фактором для продвижения российских товаров на рынки развитых стран. Кроме того, страховая защита позволяет производителям обезопасить себя от незапланированного оттока денежных ресурсов в случае предъявления им исков по несоответствующему качеству продукции, что особенно актуально в связи с ростом правовой культуры населения и обращением потребителей в суды для защиты и реализации своих прав. Но для введения данного вида страхования в нашей стране есть несколько препятствий. Одним из таких препятствия является отсутствие законодательства, регламентирующего введение данного вида страхования.
Информация о работе Перспективы развития обязательного страхования в России