Перспективы развития обязательного страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы раскрыть понятие и основную характеристику обязательного страхования, показать роль обязательного страхования и его принципы.
Для достижения указанной цели в рамках данного научного исследования решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотреть обязательное страхование как вид экономических отношений;
2. Раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного страхования;
3. Выделить виды договоров обязательного страхования.
4. Выявить особенности некоторых видов договоров обязательного страхования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...………3

Глава 1. Характеристика обязательного страхования в России …….

1.1. Понятие, виды и принципы обязательного страхования ………
1.2. Обязательное медицинское страхование ………………………
1.3. Государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан ……………………
1.4 Обязательное страхование автогражданской ответственности

Глава 2. Перспективы развития обязательного страхования в России
2.1. Проблемы правового регулирования обязательного страхования
2.2. Перспективы совершенствования законодательства об обязательном страховании ……………………………………………
Заключение……………………………………..………………………55

Список источников и литературы ………………….…….…….…….58

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013 гржд право.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Одним из необходимых  условий для прохождения лицензирования является оплаченный уставный капитал. В настоящее время существующие квоты на оплаченный уставный капитал  и иные собственные средства страховой  компании определяются Условиями лицензирования. Помимо того, Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет минимальные размеры уставных капиталов страховых организаций. Согласно закону минимальный уставный капитал должен составлять:

120 млн. руб. – для универсальных страховых компаний;

240 млн. руб. - при проведении страхования жизни;

не менее 480 млн. руб. - по перестрахованию;

минимальный уставный капитал  медицинских страховщиков -  60 млн. руб.

Ранее этот норматив не устанавливался, что не позволяло обеспечить необходимый  уровень платежеспособности страховой компании не только в процессе ее работы, но, также, и на этапе создания.

Основой финансовой устойчивости страховщиков при проведении страховой  деятельности является наличие у  них оплаченного уставного капитала, достаточных страховых резервов, проведение надежной инвестиционной и тарифной политики и создание эффективной системы перестрахования.

Для проведения выплат своевременно и в полном объеме страховщикам необходимо формировать страховые резервы  по всем видам страхования. Часто недостаточность страховых резервов порождает проблемы в страховой компании и, как следствие, ее банкротство. Страховщики также могут создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев и утраты или повреждения застрахованного имущества.

Еще одним немаловажным фактором, который поможет избежать проблем с выплатами, является тарифная политика страхового общества, надзор за которой осуществляется с целью пресечения всех видов конкурентной борьбы на рынке страхования путем установления демпинговых тарифов. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании, а страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться самостоятельно страховщиками.

Сформированные страховые  резервы страховщики могут использовать в качестве своего инвестиционного ресурса, что дает возможность страховщику избежать ряда серьезных проблем. Инвестиционная деятельность страховых компаний, наравне с деятельностью организаций из других сфер бизнеса, регулируется ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В соответствии с законом  «Об организации страхового дела в Российской Федерации» для обеспечения гарантии платежеспособности страховщики, принявшие обязательства в определенных объемах, превышающих возможности их применения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

Отечественные страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между рядом активов и принятых ими страховых обязательств. Расчеты показателей платежеспособности компании осуществляются сопоставлением фактических и нормативных соотношений активов и обязательств страховщиков. Для регламентации данного расчета был издан приказ от 2 ноября 2001 г. N 90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств».

 

3.2. Перспективы  совершенствования законодательства  об обязательном страховании

 

Основной целью государственного регулирования страхового рынка России, является защита интересов страхователей и государства, что может выражаться не только в контроле над финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, но также и в обеспечении постоянных налоговых и иных поступлений от страховой отрасли.

Страховщики как субъект  регулирования ожидают, в первую очередь, действий, которые будут развивать страховой рынок. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.

Государство и законодательные  органы планируют оказывать стимулирующее  воздействие на страховой рынок только в том случае, если это будет входить в основную цель - защиту интересов страхователя и государственных интересов. К тому же, плохо сказывается разобщенность надзорного и развивающего качества, при том, что надзорные механизмы явно доминируют над стимулирующими. Тем не менее, стимулирующего влияния государственного регулирования следует ожидать22.

К механизмам стимулирующего влияния государства на рынок страховых услуг следует отнести:

- законодательное развитие  обязательных видов страхования;

- предоставление специальных  налоговых режимов страхователям.

Законодательное развитие обязательных видов страхования  как механизм увеличения показателей  страховой деятельности в числе  первых отмечен в Концепции развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе. При этом, его действие связано не только с механическим увеличением оборота отрасли в силу принуждения к страхованию, но и с доступом страховщиков к клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному страхованию. Типичным примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предоставление специальных  налоговых режимов страхователям  пока предусматривает отнесение  взносов по определенным видам страхования  на себестоимость (полностью при страховании имущества, в установленных, явно недостаточных, размерах на личное страхование, но не предусмотренное для страхования ответственности).

Не проработаны механизмы  предоставления налогового вычета для  физических лиц в случае покупки полисов по долгосрочному (пенсионному) страхованию жизни, добровольному медицинскому и иным социально значимым видам страхования. Не предусмотрены возможности выбора между обязательной (государственной) и добровольными системами медицинского и пенсионного обеспечения. Именно в данном направлении на данный момент работают законодатели.

Очевидно, положительное влияние на госрегулирование окажет и процесс создания в рамках административной реформы в большей степени самостоятельного органа страхового надзора. Так, возможно будут разделены нормотворческие (правоустанавливающие) и надзорные (правоприменительные) функции министерств и ведомств, в том числе и Министерства финансов РФ. Планируется, что Департамент страхового надзора будет преобразован в самостоятельную структуру и, возможно, в состав Минфина.

Всероссийский союз страховщиков предполагает, что единственной альтернативой «заторможенным» механизмам государственного регулирования страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.

Основное преимущество механизмов саморегулирования заключается  в возможности выработки профессиональных стандартов качества оказания страховых  услуг и повышения доверия  со стороны страхователей. Кроме  того, саморегулирование позволяет  более гибко реагировать на потребности страхователей в более качественных страховых услугах23.

Выделим две новых области приложения этого метода регулирования:

во-первых, в России существует более 40 видов обязательного страхования. Вместе с тем реализация основных направлений развития обязательного страхования, заложенных в Концепции, к которым относятся усиление контроля над проведением обязательного страхования, а также введение новых видов обязательного страхования и создания централизованных гарантийных фондов, представляется весьма затруднительным.

Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект «Об осуществлении  обязательного страхования на территории РФ», которому отводилась главная роль в регулировании обязательных видов  страхования, был отклонен Правительством РФ. А в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в закон «Об организации страхового дела в РФ» лишь маленькая статья посвящена этому вопросу24. Все это обуславливает изменения подхода к регулированию системы обязательного страхования.

Актуальность вопроса о регулировании системы обязательных видов страхования также определяется тем, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 936) сказано, что «объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом».

И здесь страховое  сообщество, в том числе и орган  страхового надзора, попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, вид страхования может называться обязательным, если о нем есть федеральный закон, на данный момент таких только 3 вида: обязательное медицинское страхование, обязательное страхование военнослужащих и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

С другой стороны, более 40 видов страхования, которые введены «нестраховыми» законодательными актами, также нуждаются в определении положений, которые обеспечат равные условия осуществления и исполнения страховых услуг.

Вместе с тем, выход  из данной тупиковой ситуации может  быть найден при помощи механизмов саморегулирования. В основу регулирования системы обязательного страхования должен быть положен принцип обязательного членства в профессиональном объединении страховщиков с соблюдением стандартов профессиональной деятельности по конкретному виду страхования.

Всероссийский союз страховщиков уже предложил Минфину РФ для введения системы саморегулирования создать рабочую группу, состоящую из представителей страхового сообщества и органа надзора, для определения перечня обязательных видов страхования, которые нуждаются в регулировании.

После этого на уровне Минфина РФ будет приниматься  нормативный документ, который бы в целях соблюдения принципов  обязательного страхования, мог  осуществлять предписание страховщикам при осуществлении этого вида обязательного страхования обязательно быть членом объединения страховщиков, имеющий согласованный с Минфином пакет документов по данному виду обязательного страхования.

Исходя из этого, введение элементов саморегулирования в  сектор обязательного страхования  дает возможность систематизировать механизм регулирования более чем сорока разновидностей обязательного страхования и наиболее широко защитить интересы субъекта страхового дела.

Во-вторых, без создания профессионального объединения  страховщиков с обязательным членством  не обойтись при реформировании обязательного медицинского страхования. В силу специфики данного вида страхования страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и выработка единых стандартов для определения качества страховщика просто необходима25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Страховое дело – один из важнейших институтов, который существует достаточно долго и наиболее полно реализуется в условиях рынка. Страхование призвано удовлетворить насущную, фундаментальную потребность человека – потребность безопасности, однако в рыночной экономике все в большей степени возрастает роль страхования как одного из путей концентрации накоплений физических и юридических лиц, эффективного использования этих накоплений.

Важность страховой деятельности для российского государства трудно переоценить. Поэтому оно берет на себя функции регламентации и контроля, а также создает институты обязательного и добровольного страхования, правовой основой для которого служит Конституция РФ и российское законодательство. Кроме того, страховая деятельность регулируется рядом межгосударственных соглашений, участником которых является Россия.

Страховой рынок обладает своей спецификой и подвержен действию различных законов, закономерностей и тенденций, которые определяют сущность методов организации, планирования и управления страхованием. Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов страхования и разработку новых законов, необходимость введения которых выявляет существующая ситуация в стране.

В последнее время активно обсуждаются возможности перевода некоторых видов добровольного страхования в обязательное. Наиболее реалистичными являются проекты по введению обязательного страхования жилья. Однако в настоящий момент ОСЖ противоречит действующему Гражданскому кодексу, который запрещает заставлять граждан страховать свое имущество.

С одной стороны, введение программы ОСЖ могло бы вовлечь  в страхование самые широкие  слои населения и создать систему  дополнительных социальных гарантий на случай повреждения или утраты жилья. С другой стороны, создание системы ОСЖ неумолимо столкнется с большим количеством социальных и жилищно-коммунальных проблем, а, следовательно, и с активным противодействием населения.

Не менее важным является возможность введения обязательного страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов и исполнителей. Актуальность его состоит в том, что данное страхование является важным фактором для продвижения российских товаров на рынки развитых стран. Кроме того, страховая защита позволяет производителям обезопасить себя от незапланированного оттока денежных ресурсов в случае предъявления им исков по несоответствующему качеству продукции, что особенно актуально в связи с ростом правовой культуры населения и обращением потребителей в суды для защиты и реализации своих прав. Но для введения данного вида страхования в нашей стране есть несколько препятствий. Одним из таких препятствия является отсутствие законодательства, регламентирующего введение данного вида страхования.

Информация о работе Перспективы развития обязательного страхования в России