Перспективы развития рынка страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретической и практической стороны функционирования финансов в сфере страхования в России
Работа написана на базе нормативной литературы, учебной и монографической литературы отечественных и зарубежных авторов, периодической литературы, статистических данных. Тема имеет различные направления исследования и является многофакторной категорией. В данной работе основное внимание сосредоточено на рассмотрении теории финансов страховых компаний и современного их состояния, на анализе нормативно-правовой базы функционирования страховщиков, и выделении тенденций и перспектив в этой области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Страховой рынок - составная часть финансового рынка……………………………………………………………………………..4
1.1. Роль и значение страхования………………………………………………10
1.2.Особенности страхования………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы страховой организации, ее финансовые результаты16
2. Анализ механизма функционирования финансов страховых компаний на современном этапе…………………………………………………………...21
2.1 Анализ нормативно-правовой базы функционирования финансов страховых компаний в Российской Федерации…………………………….22
2.2 Современное состояние и функционирование финансов российских страховых компаний……………………………..………………..22
2.3. Структура и деятельность ОАО «Росгосстрах»……………….26
3. Перспективы развития рынка страхования…………………….30
3.1. Рейтинг надежности страховых компаний 2011-2012 год………....30
3.2 . Прогноз развития рынка страхования до 2060 г…….......
Заключение………………………………….............................35
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Финансы - новые.docx

— 577.22 Кб (Скачать файл)

2. сегментация страхового рынка;

3. инновации (постоянное совершенствование модификации страховых продуктов с учетом требований рынка).

Наиболее важные направления  маркетинга:

1. определение рынка страховых услуг;

2. анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка;

3. продвижение страхового продукта на рынке (реклама, личный контакт, пропаганда, стимулирование);

4. изучение потенциальных возможностей организаций-конкурентов.

Анализ информации по состоянию  спроса на страховые услуги, учет собственных финансовых возможностей позволяют организации разработать план деловой стратегии по освоению страхового рынка:

1. определение стратегии на данный продукт;

2. отбор перспективных видов страхования;

3. выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг;

4. определение системы стимулирования спроса на услуги (снижение тарифов, льготы);

5. выбор инструментов конкуренции (реклама, комиссионное вознаграждение);

6. расчет рентабельности;

7. технико-экономическое обоснование маркетинговых расходов;

8. контроль.

Сегментация страхового рынка. Сегмент — это потребители  страховых услуг, одинаково реагирующие  на те или иные предложения страховых организаций.

Сегментирование рынка —  это процесс разбивки потребителей на группы по какому-либо актуальному  для реализации страховой услуги признаку (возраст, пол, материальный достаток, профессия).

Существуют географическая (по региональному признаку) и демографическая  сегментация (пол, возраст, уровень  доходов) рынка.

Таким образом, с помощью  службы маркетинга обеспечивается координация  деятельности всех существующих подразделений  страховой организации, превращение их в единую систему, что позволит руководству страховой организации целенаправленно воздействовать на страховой рынок.

Менеджмент в страховании  включает в себя управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми ресурсами  в целях обеспечения наиболее эффективной деятельности страховщика.

Характерная особенность  страхового рынка состоит в непредсказуемости  возможного результата, т.е. его рисковом характере. Таким образом, главная  особенность менеджмента в страховании  — управление в условиях риска.

Главная обязанность менеджера  в этих условиях — не избегать риска, а предвидя его, снизить возможные  негативные последствия до минимума, если невозможно их избежать. Целенаправленные действия по ограничению риска в  системе страховых отношений  носят название «управление риском»  или «риск-менеджмента».

Риск-менеджмент позволяет  оценить величину страхового риска, близкую к действительной, разработать меры, при помощи которых могут быть нейтрализованы негативные результаты действий.

Методы управления риском:

1. упразднение — попытка избежать риска;

2. предотвращение потерь и контроль;

3.страхование с позиций риск-менеджмента (создание участниками страховых фондов и компенсаций в виде страховых выплат);

4. поглощение — признание ущерба без возмещения его посредством страхования.

 

Процесс управления риском состоит из следующих этапов:

1. определение цели;

2. выяснение риска (статистические данные);

3. оценка риска (определение вероятности наступления страхового случая и величины страхового ущерба);

4. выбор метода управления риском.

 

Для осуществления функций  страховой организации формируется  ее организационная структура управления. Структура управления создается  с учетом внешнего окружения, учитывает  ее размер, специализацию.

1.1. Роль и значение страхования

  Как самостоятельное звено финансовой системы Российской Федерации страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Роль и значение страхования  многогранны. Страхование играет важную роль в обеспечении постоянного  функционирования хозяйствующих субъектов  и нормальной работы граждан-предпринимателей. Оно способствует также выравниванию потерь в личных доходах граждан  и семейном бюджете, связанных с  наступлением чрезвычайных событий  и иных страховых случаев.3

Учитывая и то, что при  страховании часть временно свободных  денежных средств юридических лиц  и граждан изымается из наличного  денежного обращения, страхование  имеет определенное значение и для  регулирования денежного оборота  и укрепления валюты России. Немаловажную роль играет страхование для решения  проблем, связанных с госкредитными отношениями в нашей стране и погашением внутреннего государственного долга. Ведь предприятия-страховщики, располагая временно не используемыми достаточными средствами страхового фонда, имеют возможность в значительных размерах приобретать облигации государственных внутренних займов. Основная же роль страхования заключается в формировании страхового фонда для покрытия непредвиденных расходов.

Страховой деятельностью  в Российской Федерации могут  заниматься как государственные, так  и негосударственные организации  и компании. Деятельность страховых  компаний носит предпринимательский  характер.

Содержание взаимоотношений  государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование  и контроль (надзор). Системы органов  государственного страхования как  самостоятельной системы органов  государственного управления на современном  этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее — его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор — Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.

Сложный характер взаимоотношений  при страховании, участие в этих отношениях государственных органов  предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими  отраслями права, в частности  гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право — отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права  определяют систему и организацию  страхования, его виды, порядок обязательного  страхования, лицензирование страховой  деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Государственный надзор, возложенный  на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового  права, в зависимости от участвующих  в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

1. отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом Минфина России) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

2. отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);

3. отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

4. отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены Правила размещения страховых резервов.4 Страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

5. отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью.

Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия  становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро  ощущается необходимость использования  страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов  юридических и физических лиц  путем создания страховых фондов.

Однако страхование является лишь одним из методов формирования объективно необходимых страховых  фондов.

В Российской Федерации страховые  фонды создаются также и другими  методами: централизованным и децентрализованным.

Посредством централизованного  метода создания страховых фондов осуществляется прямое выделение средств на эти  цели из централизованных бюджетных  средств или средств внебюджетных фондов. Так, в федеральном бюджете  РФ ежегодно предусматриваются расходы  на создание страховых фондов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных  бедствий и чрезвычайных ситуаций. За счет указанных средств, а также  привлеченных внебюджетных средств  формируется целевой финансовый резерв для финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г., например, впервые предусмотрено создание федерального сельскохозяйственного резерва за счет 5% отчислений от общей суммы страховых сборов, поступивших от сельскохозяйственных товаропроизводителей по договорам страхования.

 В децентрализованном  порядке образуются страховые  фонды самими хозяйствующими  субъектами. Фонды самострахования  образуются для возмещения локального  ущерба и ликвидации непредусмотренных  убытков. Создание таких фондов осуществляется предприятиями в добровольном порядке, иногда — в обязательном. Так, в соответствии с законодательством обязательные резервные (страховые) фонды должны образовывать кредитные и страховые учреждения всех форм собственности.

Эти фонды используются хозяйствующими субъектами децентрализованно. На эти отношения, как и на социальное страхование, нормы Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не распространяются.5

1.2.Особенности страхования

страхование как отрасль  экономики имеет следующие особенности:

1. страховые компании относятся к предприятиям отраслей сферы нематериального производства;

2. «страховая деятельность направлена на предоставление финансовой защиты от последствий наступления тех или иных конкретных событий индивидуальным институциональным единицам, которые подвержены определенным факторам риска»6;

3. финансовая защита имущественных интересов осуществляется путем выплаты страхового возмещения, соответствующего реальной стоимости ущерба, произошедшего в результате страхового случая и подлежащего компенсации;

4. за оказание услуг по страхованию страхователь уплачивает страховой взнос;

5. из совокупности страховых взносов страховая компания формирует страховой фонд, из которого происходит возмещение ущерба страхователям;

6. страховые взносы подлежат уплате авансом в начале каждого периода, охваченного полисом, а выплата происходит в течение какого-то времени после наступления страхового случая, в связи, с чем страховые предприятия имеют временно свободные денежные средства;

7. «к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования» (право на суброгацию)7.

8. «государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства»8.

 Эти особенности, в  свою очередь, предопределяют  особенности в организации финансов  страховых компаний:

1. как и у любых предприятий отраслей нематериального производства, у страховых компаний в процессе кругооборота финансовых ресурсов отсутствует стадия производства, а финансовые ресурсы на протяжении всего кругооборота имеют только денежную форму;

Информация о работе Перспективы развития рынка страхования