Проблемы и перспективы Фонда социального страхования России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и особенностей функционирования Фонда социального страхования и его места в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда;
- анализ бюджета фонда;
-рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….4-8
1.2. Место и роль фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………………………………………….……………………………………………..9
2. Бюджет фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………...9
2.1. Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ…………………………………..9-12
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….12-15
3. Перспективы развития социального страхования…………………………………………………………..……………15
3.1 .Актуальные проблемы социального страхования…………………………………………………….………….15-16
3.2.Пути повышения эффективности системы социального страхования…………………………………16-17
3. 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ………………………………….………….18-19
Заключение ………………………………………………………………………………………………………..………………………………20
Список используемой литературы и источников………………………….................................................21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Финансы.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

    б)  общественные организации инвалидов,  предприятия, находящиеся в собственности   этих организаций, а также предприятия   и организации, созданные для   осуществления их уставных целей.

   Средства  государственного социального страхования  относятся на себестоимость продукции,  работ и услуг. Основная часть  средств социального страхования  поступает работникам непосредственно  от работодателей, а меньшая  перечисляется в Фонд социального  страхования для перераспределения  между отдельными предприятиями,  учреждениями, организациями, часть  поступлений в ФСС осуществляется  из федерального бюджета. Это  компенсационные выплаты по расходам  на выплату пособий, санаторно-курортное  лечение и оздоровление, компенсации  гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС  направляется в Пенсионный фонд  для компенсаций семьям военнослужащих  и иных компенсационных выплат.

   Направляются  они на: выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, а также социального  пособия на погребение или  возмещение стоимости гарантированного  перечня ритуальных услуг; 

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

оплату путевок  для работников и их детей в  санаторно-курортные учреждения, расположенные  на территории Российской Федерации  и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных  которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

 частичное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право  занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание,  лечение и медикаменты, заработную  плату работников, культурно-массовое  обслуживание); частичную оплату  путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории Российской Федерации,  для детей работающих граждан; 

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых  для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения  и обратно; создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке  начисления, уплаты, расходования и  учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

 обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда; 

финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения  надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение  научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования  и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с  задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

 участие  в финансировании программ международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования.

  Средства  Фонда используются только на  целевое  финансирование мероприятий,  не допускается зачисление средств  социального страхования на личные  счета застрахованных. Средства, полученные  от взимания пеней и наложения   финансовых санкций (в размере  20 процентов), образуют фонд развития  Фонда социального  страхования  Российской Федерации. Распорядителями  средств Фонда являются председатель  и главный бухгалтер Фонда,  а  в региональных и центральных   отраслевых отделениях Фонда  - управляющий  и главный бухгалтер  отделения  Фонда.  Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет  администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении  застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию. В целом выделение в качестве самостоятельного Фонда социального страхования  позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены  сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты  ограничения при выплате пособий  по временной нетрудоспособности работающим инвалидам. Так же нельзя не учесть еще одно важное нововведение. В случае невозможности  выплаты страхователем пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по причине недостаточности денежных средств на его счете в кредитной  организации, назначение и выплата  указанных пособий осуществляется территориальным органом страховщика, то есть ФСС.

 

1.2. Место  и роль  фонда социального   страхования РФ  в системе государственных   внебюджетных фондов  и финансовой  системе  РФ

  В советский  период подавляющая часть   социальных расходов осуществлялась  из бюджета, что соответствовало  уравнительному характеру существовавшей  системы  оплаты труда и  социального обеспечения. С началом  экономических реформ ресурсы  для финансирования пенсионного,  медицинского и иных видов  социального  обеспечения были  обособлены из бюджета  и  переданы в систему государственных   внебюджетных фондов, действующих  на принципах обязательного государственного  страхования. В настоящее время   среди объективных и субъективных  мотивов, лежавших в основе  этого  решения, трудно выделить  главный. Теоретически в пользу  внебюджетного финансирования социальных  расходов с использованием страховых  механизмов можно привести тот  аргумент, что оно позволяет   установить более жесткую зависимость   между вкладом гражданина в  производство национального продукта  и объемом предоставляемых ему  в случае утраты работы или  трудоспособности социальных льгот.  Однако на практике учреждение  в 1991-1993 годах внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального  страхования, Государственного фонда  занятости населения(с 1 января 2001 года деятельность фонда прекращена) и фондов обязательного медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального обеспечения по сравнению с советским периодом.  В системе социальных услуг, предоставляемых  бюджетной системой Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды  занимают основное место. Через систему  социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

 

2. Бюджет фонда социального   страхования РФ

2.1. Структура  доходов  и расходов фонда   социального страхования  РФ

  Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении  утверждаются федеральным законом,  а бюджеты региональных и центральных   отраслевых отделений Фонда и   отчеты об их исполнении после  рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем   Фонда.

 В бюджет  Фонда социального страхования   подлежат зачислению следующие  доходы:

налоговые доходы:

- доходы, распределяемые  органами  Федерального казначейства  между  бюджетами бюджетной  системы  РФ, поступающие от  уплаты следующих  налогов,  предусмотренных специальными  налоговыми  режимами: налога, взимаемого  в связи  с применением упрощенной  системы  налогообложения, - по нормативу  5%; налога, взимаемого в виде стоимости   патента в связи с применением   упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

Неналоговые доходы:

   -страховые   взносы на обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством

- страховые  взносы на обязательное  социальное  страхование от несчастных  случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний

    Уплата  страховых взносов в Фонд осуществляется  в соответствии с тарифом, установленным   ФЗ от 28.11.2009 N 297-ФЗ «О страховых  тарифах  на обязательное социальное  страхование  от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний». Дифференциация  тарифов страховых взносов на  обязательное социальное страхование   осуществляется с учетом вероятности   наступления социальных страховых   рисков, а также возможностей  исполнения страховых обязательств. Особенности  установления тарифов  страховых  взносов на обязательное  социальное страхование, порядок  их разработки и рассмотрения  определяются федеральными законами  о конкретных видах обязательного социального страхования.

     - недоимки, пени, штрафы по взносам   в Фонд социального страхования   РФ;

     - доходы от размещения временно  свободных средств Фонда социального   страхования РФ;

     - штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба  (Средства, полученные от взимания  пеней и наложения финансовых  санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда  социального страхования Российской  Федерации. Положение о порядке  формирования и расходования  средств фонда развития утверждается  Правительством Российской Федерации.

    - безвозмездные поступления;

   - межбюджетные трансферты из федерального  бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ, которые предусмотрены в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов при разработке Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

     - прочие поступления.

     До 2001 г. размер страховых взносов  составлял 5,4% от фонда оплаты  труда. С введением  с 01 января 2001 г. единого социального  налога ставка отчислений в ФСС была снижена до 4%. С 1 января 2005 г. размер страховых взносов в ФСС был  сокращен до 3,2%, а с 01 января 2006 г. —  до 2,9%. Сегодня после отмены ЕСН производят отчисления в ФСС организации, предприятия по  ставке 2,9%  от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются .

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции;

родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями  хозяйствования; фермерские хозяйства  отчисляют в ФСС 1,9% фонда оплаты труда. Важно отметить, что в переходный период 2011- 2014 годов для отдельных  категории плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице 1.

Тарифы  страховых  взносов в ФСС РФ в 2010- 2014 г.г.

 

ПОКАЗАТЕЛИ

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Для основной категории налогоплательщиков и  в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в области  информационных технологий (%)

 

                             2,9

Для сельхозпроизводителей (%)

1,9

2,4

В организациях, имеющих статус резидента  технико-внедренческой  особой экономической  зоны (%)

-

1,9

2,4

В организациях, использующих труд инвалидов (%)

-

1,9

2,4

В организациях, применяющих специальные  налоговые  режимы, в том числе

 

Единый  налог, взимаемый в связи  с  применением упрощенной системы  налогообложения (%)

-

2,9

Единый  налог на вмененный доход  для  отдельных видов деятельности (%)

-

2,9

Единый  сельскохозяйственный налог (%)

-

1,9

2,4


 

Принятые  законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального  страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а  также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального  страхования. В конечном итоге главная  задача изменений — улучшение  социального обеспечения граждан  России.

Информация о работе Проблемы и перспективы Фонда социального страхования России на современном этапе