ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ
3.1 .Актуальные
проблемы социального страхования
Следует отметить ряд моментов,
которые в последнее время
высказывают в отношении социального
страхования представители Минтруда
России, государственных внебюджетных
социальных фондов, ученые и специалисты
Во-первых, законодательно не определены:
порядок, процедуры, источники
финансирования средств на выплату
страховой части трудовой
пенсий.
Во-вторых, назрела необходимость,
и появились экономические
возможности повышения уровня
пенсионного, медицинского и
социального страхования. В качестве
первого шага ученые и специалисты
высказывают предложения по доведению
уровня выплат до минимальных
гарантий, предусмотренных Конвенцией
МОТ № 102 "О минимальных
нормах социального обеспечения"
и стандартами ЕС. Так, фактический
уровень замещения пенсией, предшествующей
ей заработной платы работника (так называемый
коэффициент замещения), на конец 2008 года
составлял по отношению к средней величине
пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции
МОТ № 102 его минимальная величина должна
составлять не менее 40%, а по стандартам
ЕС - не менее 55%. Еще более острой является
проблема крайне низкого абсолютного
уровня пенсионного обеспечения. Минимальный
размер трудовой пенсии по старости на
конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного
минимума пенсионера, в то время как его
величина должна составлять не менее 80%.
В этой связи важнейшей задачей пенсионного
страхования в ближайшей и среднесрочной
перспективе является поэтапное повышение
минимальных размеров страховых (трудовых)
пенсий до уровня прожиточного минимума.
В-третьих,
в системе социального
страхования не нашел
ещё воплощения в должной мере принцип
зависимости уровня выплачиваемых пенсий
и пособий от объемов накопленных страховых
прав, что особенно характерно для категорий
застрахованных со средними и высокими
размерами заработной платы. Коэффициенты
замещений пенсий и пособий для них составляют
всего 15-25% от размеров предшествующей
им величин заработной платы
3.2.Пути повышения
эффективности системы социального
страхования
В целях повышения эффективности
системы социального страхования
Правительством РФ утверждена
Программа социально-экономического
развития РФ. Эта программа в
качестве одного из важнейших
приоритетов определяет задачу
по повышению уровня и качества
жизни населения. Это в свою
очередь требует реализации
целого ряда мер, направленных
на повышение доходов населения,
эффективности социальных услуг,
предоставляемых государством, усиление
чёткой направленности мер
социальной помощи и повышения
эффективности функционирования
системы обязательного социального
страхования.
Позиция Минтруда России в
этой связи состояла в том,
что в рамках реформирования
системы обязательного социального
страхования необходимо решить
ряд задач:
- завершить
формирование законодательной базы;
-оптимизировать
соотношения уровня обязательств
и финансовых ресурсов;
повысить
эффективность администрирования
расходов в системе
обязательного социального страхования;
создать
условия для долговременного
баланса доходов и
расходов государственных социальных
внебюджетных фондов.
Ключевым направлением совершенствованием
системы социального страхования
является её переориентация с
уравнительных принципов начисления
пособий на страховые, т.е. учитывающие
накапливаемые индивидуальные
страховые права и финансовые
ресурсы застрахованного лица
в отдельных фондах социального
страхования. Международный и
отечественный опыт свидетельствует
о целесообразности формирования
финансовой системы социального
страхования вне системы государственного
бюджета, это позволяет достигать
автономности финансовых ресурсов
и исключить нецелевое их
использование на нестраховые
цели. Данные меры позволяют
обеспечивать тесную увязку страховых
взносов и выплат, и тем самым стимулируют
работников и работодателей к легализации
и повышению уровня заработной платы.
Перспективными
для этого могли бы служить следующие
подходы:
1)минимальные
размеры страховых пенсий и
пособий должны поэтапно повышаться,
с тем, чтобы в обозримой
перспективе (5-7 лет) их размер
приблизился к прожиточному минимуму
пенсионера и получателей
пособий;
2)средние
размеры пенсий и пособий должны
быть повышены за этот же
период до уровня 140-150% прожиточного
минимума;
3)максимальные
размеры выплат по страхованию
должны быть соизмеримы с коэффициентом
замещения не ниже 50-60% предыдущего
заработка.
Тем самым будут созданы предпосылки
для формирования механизмов
социального страхования, позволяющих
существенно повысить уровень
пенсий и выплат, а значит повысить
качество жизни населения.
Позицию Минтруда РФ разделяют
специалисты Российского объединения
социальных технологий (РОСТ), которые
предлагают разработать и принять
федеральный закон об основах
социального страхования в
России. Основной целью такого
закона должно быть определение
правил деятельности всех участников
системы социального страхования,
выработка принципов социального
страхования в России. В частности,
в этом законе должны быть
четко сформулированы основные
виды социального страхования
и точно перечислены участники
системы социального страхования:
застрахованные лица (работники), страхователи
(работодатели и сами застрахованные
лица) и страховщики (государственные
и негосударственные фонды, страховые
компании). Участником системы социального
страхования обязательно должно
быть определено государство,
как основной гарант прав застрахованных
лиц. В этом же законе должны
быть определены основные условия
доступа на рынок социального
страхования негосударственных
структур, таких как негосударственные
пенсионные фонды и частные
страховые компании. В обязательном
порядке после принятия такого
закона должны быть внесены
определенные изменения в уже
действующие законы, в частности,
в закон о негосударственных
пенсионных фондах. Помимо определенного
выше федерального закона необходимо
будет разработать и принять
комплекс федеральных законов по
отдельным видам социального страхования.
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая
система законов в области социального
страхования позволит построить в стране
эффективную и гибкую систему социального
страхования от всех социальных рисков.
3. 3. Перспективы
развития Фонда социального страхования
РФ
По прогнозам исследователей
и учёных-экономистов финансовый
кризис, ставший такой актуальной
темой во всех отраслях жизни
общества, не затронет социальную
сферу. Так, например, подписанный
25 ноября 2008 года Президентом России
Д..А.Медведевым Закон "О бюджете
Фонда социального страхования
на 2009, 2010 и 2011 годов" предусматривал
в будущем году значительное
повышение размеров всех видов
пособий и страховых выплат
по обязательному социальному
страхованию.
В данном законе установлен новый максимальный
размер пособия по временной нетрудоспособности
на 2009 г., который составил 22464 руб., и
максимальный размер пособия по беременности
и родам, составивший 30468 руб. В 2008 году
эти суммы составляли соответственно
20700 и 28080 руб. Также с 01.01.2009г.
законом установлена индексация государственных
пособий гражданам, имеющим детей, на коэффициент
1,085. Это касается размеров пособий по
беременности и родам, выплачиваемых женщинам,
уволенным в связи с ликвидацией организаций,
единовременного пособия женщинам, вставшим
на учет в медицинских организациях в
ранние сроки беременности; единовременного
пособия при рождении ребенка; ежемесячного
пособия по уходу за ребенком неработающим
гражданам, осуществляющим уход за ребенком
до 1,5 лет .
Тем же законом увеличена сумма,
из которой будет исчисляться
размер единовременной страховой
выплаты по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний. В 2009 г. размер
единовременной страховой выплаты
был установлен в сумме 56200
руб., в 2010 г. - 60100 руб., в 2011 г. - 64200
руб. Увеличен также максимальный
размер ежемесячной страховой
выплаты: в 2009 г. - до 43230 руб., в
2010 г. - до 46260 руб., в 2011 г. - до 49410 р.
Финансовый кризис не заставит
государство сокращать расходы
на исполнение социальных обязательств
и в области пенсионного страхования.
Для нынешних пенсионеров в
2011 году средняя пенсия по старости
составит 2 прожиточных минимума
пенсионера (до 2011 года ее размер
был равен 4,1 тысячи рублей), в
2016 году - 2,5, в 2020 году - 3, - такие размеры
примерно соответствуют пенсии,
выплачивавшейся в советское
время, которую многие считают
"справедливой". Кризис не станет
помехой к переходу от налогового
к страховому принципу формирования
пенсионных накоплений. Что и
произошло в 2010 году, когда вместо
ЕСН по ставке 26% предприятия стали
отчислять от годовой зарплаты
сотрудника страховые взносы
в размере 34% до тех пор, пока
зарплата не достигнет 415 тысяч
рублей в год, после чего
выплаты прекратятся. Это означает,
что максимальный размер пенсии
будет не больше 13,8 тысячи рублей.
Работникам, которые получает большую
зарплату (а таких, по подсчетам Минздрав
соц-развития, около 20%), правительство
предлагает подумать о повышении своей
пенсии самостоятельно.
Что касается непосредственно самого
ФСС ,то т.к он вынужден заниматься
обеспечением средствами реабилитации
инвалидов, путевками отдельных категорий
граждан и др., основная сложность состоит
в том, что за время реформ у государства
накопились колоссальные долги перед
людьми определенных категорий, и возвращать
их приходится в ускоренных темпах, создавая
соответствующие базы данных. По мере
сокращения долгов и перехода работы ФСС
РФ в нормальный режим основной задачей
Фонда останется обеспечение населения
пособиями по временной нетрудоспособности,
в том числе связанной с профессиональными
заболеваниями и производственными травмами,
с которой он вполне справляется.
Должно быть прекращено постепенное
превращение внебюджетных фондов
в бюджетные. Доходы Пенсионного фонда
РФ, Фонда социального страхования РФ,
Фонда обязательного медицинского страхования
в значительном своем объеме формируются
сегодня за счет средств федерального
бюджета. В результате работа фондов усложняется
ответственностью за исполнение несвойственных
им задач.
Приоритеты. В политике расходов
требуется обеспечить реальный
приоритет расходам социального
характера. О преобладающем значении
тех или иных направлений расходов
необходимо судить по изменению
их долей в общих расходах
бюджета. Недопустимо запланированное
сокращение доли расходов на
здравоохранение, физическую культуру
и спорт в федеральном бюджете.
Провозглашение и реализация "Инфраструктуры"
как национального приоритета
также потребуют увеличения соответствующего
финансирования.
В заключение хочу отметить, что
для повышения эффективности
бюджетных расходов я бы предложила:
- закрепить в бюджетном процессе
технологию бюджетирования по
результату;
- формализовать единую систему
государственного финансового контроля
с четким разграничением органов
и компетенций внутреннего и
внешнего контроля;
- широко распространить в практике
контрольных органов аудит эффективности
бюджетных расходов и т.д.
Заключение
Расширение деятельности государства
привело к созданию значительного
количества специальных фондов,
многие из которых сохранили
свою самостоятельность даже
после создания государственного
бюджета, основанного на объединении
различных фондов. Среди них ведущую
роль заняли государственные
внебюджетные фонды.
Государственным внебюджетным фондом
называют форму образования
и расходования денежных средств,
образуемых вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации. Фонд социального
страхования имеет большое социально-экономическое
значение. Совершенствование
системы социального страхования
является насущной необходимостью.
Обязательное социальное страхование
представляет собой систему создаваемых
государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных
на компенсацию или минимизацию последствий
изменения материального и (или) социального
положения работающих граждан, а в
случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, иных категорий
граждан вследствие признания их безработными,
трудового увечья или профессионального
заболевания, инвалидности, болезни, травмы,
беременности и родов, потери кормильца,
а также наступления старости, необходимости
получения медицинской помощи, санаторно-курортного
лечения и наступления иных установленных
законодательством Российской Федерации
социальных страховых рисков, подлежащих
обязательному социальному страхованию.
Государственное регулирование страховой
деятельности представляет собой создание
государством рамочных условий для функционирования
страхового рынка, в пределах которых
его субъекты свободны в принятии решений.
На мой взгляд, ответственность за регулирование
страхования должна быть разделена между
федеральными и региональными органами
власти. Доходная часть бюджета
фонда формируется главным образом за
счет социальных отчислений.
Список литературы
и источников
1.Постановление
Правительства РФ от 12.02.1994 г. №101
"О Фонде социального страхования
Российской Федерации" (ред. от
19.11.2008).
2.Федеральный
закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ "О страховых
взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования" (ред. от 16.10.2010).
3. Федеральный
закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством"
(ред. от 28.09.2010)
4. Бабич А.М.,
Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика
социального страхования. Учебное
пособие. - М.: МГТУ. - 2009. – С. 340
5. Бабичев И.В.
Местное самоуправление в современной
России: некоторые итоги и перспективы
Муниципальная власть. - 2009. - № 4. - С. 76.
6. Годин,
А.М. Бюджетная система Российской
Федерации: учеб. / А.М. Годин, Н.С.
Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Дашков
и К, 2009. – С. 568
7. Жуков,
М.И. Воздействие капитальных
расходов бюджета на экономический
рост// Финансы и кредит. – 2009.
– № 6. – С. 52
8. Парамонова
О.Ю. Реформа ЕСН. Как нам
реорганизовать соцстрах? /О.Ю. Парамонова
// Молодежь. Образование. Экономика.
Сборник научных статей участников
конференции / Сб. науч. трудов вузов России.
Часть 1/МЭСИ - Ярославль: Изд-во «Ремдер»,
2006– С.322-328.
9.Ресурсы
сети Internet.