Проблемы и перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть роль фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных программ государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации
- показать особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования, особенности их доходов и расходов
- изложить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в РФ.

Содержание работы

Введение....................................................................................................3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации………………………………………..…………………….4
1.1 Система обязательного медицинского страхования в России………4
1.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…….9
1.3Территориальные фонды обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………14
2 Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………17
2.1 Состав доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………17
2.2 Анализ доходов и расходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края……………………………...23
3 Проблемы и перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………30
3.1 Проблемы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………30
3.2 Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

мед страхование.docx

— 66.29 Кб (Скачать файл)

Чтобы улучшить ситуацию с  состоянием здоровья граждан, отрасли  нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики  и лечения заболеваний, эффективная  система подготовки, переподготовки медицинских кадров, современные  высокотехнологичные информационные системы.

Одной из самых главных  проблем ОМС является то, что нет  единой организационной модели обязательного  медицинского страхования для всех субъектов РФ.

   После принятия  закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в субъектах РФ сформировались различные организационные модели ОМС. Одни стремятся к централизованному распределению средств фонда обязательного медицинского страхования в дополнение к прямому бюджетному финансированию медицинских учреждений. Другие придерживаются определенной законом модели организации ОМС – смешанной, которая на сегодняшний день функционирует лишь в трети субъектов Российской Федерации.

   В остальных действуют  альтернативные варианты. Территориальные  фонды ОМС широко используют  практику создания своих филиалов, которые занимаются выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений.

   Еще одной важнейшей  проблемой является нынешняя  схема финансирования отрасли   здравоохранения, которая также   требует критического осмысления  и  существенной модернизации. Наличие  двух финансовых посредников  (страховой  медицинской организации  и территориального фонда ОМС), выполняющих дублирующие контрольные  функции, нерационально в силу  избыточной административной и  финансовой нагрузки.

Серьезной проблемой обязательного  медицинского страхования является хроническое  недофинансирование, связанное  с  платежами органов исполнительной власти за неработающее население. Эти  платежи должны базироваться на стоимости  территориальных программ ОМС. Однако до сих пор отсутствуют регламентирующие документы по расчету нормативов платежей. Фактически они вносятся исходя из разницы между стоимостью территориальной программы и  взносами хозяйствующих субъектов, которые составляют 5,1% от фонда оплаты труда. Поэтому чем больше средств  на обязательное медицинское страхование  платят работодатели за работающих лиц, тем меньше взносы местных органов  за неработающее население. В результате доля средств, поступающих на страхование  неработающего населения, составляет немногим более 30%, тогда как неработающее население составляет 55% всей численности  населения Российской Федерации. Таким  образом, страховую медицину искусственно держат на «голодном пайке», существенно  сокращая возможности улучшения  качества медицинского обслуживания.

 

 

 

 

3.1 Перспективы развития  фондов обязательного медицинского  страхования

 

Новый закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» сменил предыдущий, действовавший в  стране с 1993 г., и позволил применить  новые подходы к оказанию медицинской  помощи, заложить новые принципы в  сфере финансового обеспечения  здравоохранения.

В прежней редакции закона страхователями работающих граждан  выступали работодатели – учреждения, предприятия и организации. Страхователями неработающего населения являлись органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

С 1 января 2011 года граждане получили возможность свободного выбора страховой медицинской организации. Теперь компаниям необходимо выстраивать  работу с конкретным человеком, благодаря  этому создаются основы для развития конкуренции на страховом рынке.

На 1 января 2011 г., в системе  ОМС функционировало 95 страховых  медицинских организаций (СМО). За прошедший  год их количество уменьшилось до 89. При этом 70% населения застрахованы в 10 СМО. Все еще остается достаточно много мелких компаний, которые не могут обеспечить работу по улучшению  качества медицинских услуг, защите прав граждан, качественно выполнять  другие свои обязательства: организовать круглосуточную работу многоканального  телефона, привести на дом полис  человеку, который нуждается в  этой услуге по состоянию здоровья.

На сегодня приняты  меры для повышения эффективности  работы страховых медицинских организаций  – повышены требования к уставному  капиталу, минимальное значение которого с 1 января 2012 года увеличилось с 30 млн. до 60 млн. рублей, что определяет естественный процесс сокращения и укрупнения компаний.

С 1 мая 2011 года введен в обращение  полис обязательного медицинского страхования. В первую очередь они  выдаются новорожденным, людям, которые  сменили фамилию, имя, отчество или  страховую медицинскую организацию. Остальным гражданам нет необходимости  менять полис в срочном порядке. По закону полис обязательного медицинского страхования «старого» образца  остается действующим до 1 января 2014 года.

Увеличивается число медицинских  организаций в системе обязательного  медицинского страхования. В 2010 году их было 8 162, в 2011 г. – 8252, в 2012 г. – 8 543. Также  возрастает число негосударственных  медицинских организаций в системе  ОМС: в 2010 году участвовало 618 негосударственных  медицинских организаций, в 2011 г. – 642, в 2012 г. – 739. В 2013 году число негосударственных  медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф. Увеличение количества медицинских организаций усиливает конкуренцию на рынке обязательного медицинского страхования и расширяет для застрахованных граждан возможности выбора.

Принят Федеральный закон  от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке  расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование  неработающего населения». С принятием  закона появились финансовые гарантии обеспечения системы обязательного  медицинского страхования платежами  на неработающих граждан, что послужит выравниванию условий оказания медицинской  помощи в регионах. Ожидаемое дополнительное поступление средств в систему – порядка 300 млрд. рублей.

К 2015 году общий объем  средств ОМС возрастет с нынешних 547 млрд. рублей до 1,406 трлн. рублей, или  около 10 тыс. рублей на каждого застрахованного.

Введение нового закона совпало  с реализацией программы модернизации здравоохранения, направленной на повышение  качества медицинского обслуживания населения  по трем основным направлениям:

- модернизация материально-технической  базы лечебных учреждений;

- внедрение в здравоохранение  современных информационных систем;

- внедрение стандартов  медицинской помощи и повышение  доступности оказания медицинской  помощи  в амбулаторном звене.

В 2011-2012 годах системе  обязательного медицинского страхования  на программы субъектов Российской Федерации выделено 620 млрд. рублей. На 1 декабря 2011 года на финансирование программ Федеральным фондом ОМС  направлено более 171 млрд. рублей. Всего  в течении 2011 года в региональные бюджеты было перечислено 190 млрд. рублей. Еще 107 млрд. рублей на программы модернизации направили сами регионы.

Программа реализуется во всех субъектах Российской Федерации, мероприятия осуществляются в соответствии с планами-графиками. Из 8,2 тыс. лечебных учреждений, работающих в системе  ОМС, ремонт будет осуществлен в 3,6 тыс. Для 5,2 тыс. ЛПУ запланировано  приобретение медицинского оборудования (всего около 200 тыс. единиц или 35-36 на одно учреждение), в большинстве  регионов приобретаются современно оснащенные автомобили скорой медицинской  помощи.

В рамках создания в сфере  здравоохранения единой информационной системы субъектам Российской Федерации  предстоит повысить техническую  оснащенность медицинских организаций  путем приобретения компьютерного  оборудования, организации локальных  вычислительных сетей.

С 1 января 2012 г. начала внедряться единая универсальная электронная  карта.  В ней  зафиксировано  право человека  на большинство  социальных гарантий, в том числе  присутствует приложение обязательного  медицинского страхования. В Российской Федерации будет создана единая база застрахованных граждан, которая  поможет исключить дублирование страхования, отказы гражданам в получении медицинской помощи на другой территории. Персонифицированный учет позволит осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования и определять потребности в объемах медицинской помощи.

Федеральный фонд ОМС дополнительно  финансирует медицинские услуги, которые оказываются по стандартам в субъектах Российской Федерации, доводя их финансовое обеспечение до необходимого уровня. Эти средства направляются на заработную плату медицинских  работников и лекарственные  средства в стационарном звене.

В рамках программы модернизации здравоохранения, узкие специалисты, работающие в поликлиниках, также  начнут получать доплату к заработной плате. Размер доплаты в среднем  составит 5-6 тыс. руб. Выплаты коснутся 240 тыс. врачей-специалистов и средних  медицинских работников. Это позволит привлечь врачей узкой специальности  в амбулаторное звено и повысить доступность поликлинической помощи для населения.

Внедрение стандартов оказания медицинской помощи связано с  переходом на одноканальное финансирование здравоохранения через систему  обязательного медицинского страхования  в 2013 году. Оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному  тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций за исключением  капитального строительства и дорогостоящего медицинского оборудования3.

 

 

Заключение

Обязательное медицинское  страхование – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой  медицинской помощи в случае заболевания.

ОМС является частью государственной  системы социальной защиты наряду с  пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. Также  благодаря системе ОМС осуществляется дополнительное к бюджетным ассигнованиям  финансирование здравоохранения и  оплаты медицинских услуг

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования  реализует  государственную политику в области  обязательного медицинского страхования  граждан как составной части  государственного социального страхования.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, им принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий.

В 2011 году в структуре  доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края наблюдается  увеличение средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в соответствии с которым доходы равны 4 373 096,0 тысяч рублей, что составляет 63,68% от их общей суммы, в 2010 году этот показатель был равен 2773689,7 или 55.7%.

В структуре расходов средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края наблюдается увеличение их общей суммы в 2011 году по сравнению с 2010 на 1098556,6 тыс. рублей или на 24,3%

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское  страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном  медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.

Основной целью государственной  политики в области здравоохранения  на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность  медицинской помощи и повышение  эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых  должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым  достижениям медицинской науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. М.,2010.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации в посл. Ред. М., 2011

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2011г. № 326-ФЗ

4. Закон Забайкальского  края «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края за 2010 год» от 21 сентября 2011г. № 554-33К

5. Закон Забайкальского  края "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" от 23 декабря 2010 года № 451-ЗЗК

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2006. – 325 с.

7. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 308 с.

8. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 452 с

9. Финансы: Учебник / Л.М.  Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.

10 Федеральный фонд обязательного  страхования [электронный ресурс] URL http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index (дата обращения 28.04.2012)

11 Проблемы медицинского  страхования в РФ [электронный ресурс] URL http://http.medpred.ru/krugliiy-stol-problemi-medicinskogo-straxovaniya-v-rf.html  (дата обращения 1.05.2012)

12 РосМедСтрах медицинское страхование в России [электронный ресурс] URL http://www/rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=512&offset=20

Информация о работе Проблемы и перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования