Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации.
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
Введение…………………………………………………………………….стр. 3
1.Особенности государственного регулирования страховой
Деятельности………………………………………………………………..стр.5
1.1 Понятие и составляющие рынка страховых услуг………………......стр.5
1.2 Направления государственного регулирования страховой
Деятельности………………………………………………………………стр.16
2. Пути совершенствование государственного регулирования страховой деятельности……………………………………………………………….стр.24
2.1. Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России…………………………………………………….стр.24
2.2. Законодательные пути повышения эффективности деятельности страховых организаций…………………………………………………..стр.33
Заключение…………………………………………………………………стр.37
Список литературы
Приложения
ॱСферой их ॱдеятельности ॱявляется ॱисключительно ॱстрахование (перестрахование), то ॱесть ॱпроцесс, ॱсвязанный с ॱзаключением ॱдоговоров ॱстрахования, ॱполучением и ॱнакоплением ॱстраховых ॱвзносов, ॱформированием на ॱэтой ॱоснове ॱстраховых ॱрезервов и ॱосуществлением ॱвыплат ॱстрахового ॱвозмещения и ॱстрахового ॱобеспечения в ॱустановленных ॱдоговорами ॱстрахования ॱслучаях. ॱСтраховым ॱкомпаниям ॱзапрещается ॱпроизводственная, ॱторгово-посредническая и ॱбанковская ॱдеятельность. ॱОсновой ॱгарантии ॱвыполнения ॱобязательств ॱстраховой ॱкомпании ॱявляется ॱуставной ॱкапитал, ॱразмер ॱкоторого ॱустанавливается ॱзаконодательно в ॱзависимости от ॱнаправления ॱдеятельности ॱкомпании. ॱВнутренняя ॱструктура и ॱорганы ॱуправления ॱстраховой ॱкомпании ॱопределяются ее ॱуставом.
ॱСтраховые ॱкомпании ॱмогут ॱбыть ॱклассифицированы по ॱряду ॱпризнаков: ॱформе ॱсобственности; ॱразмеру ॱкапиталов; ॱзоне ॱобслуживания ॱклиентов; ॱнаправлениям ॱдеятельности.
ॱСпециализированные ॱстраховые ॱкомпании ॱосуществляют ॱоперации ॱтолько по ॱодному ॱвиду ॱстраховой ॱдеятельности, ॱуниверсальные ॱпроводят ॱоперации по ॱгруппе ॱвидов ॱстраховой ॱдеятельности. В ॱряде ॱзарубежных ॱстран ॱдеятельность ॱуниверсальных ॱкомпаний ॱзапрещена. В то же ॱвремя ॱнаблюдается ॱтенденция к ॱликвидации ॱузкой ॱспециализации в ॱстраховании.
ॱОсобое ॱместо в ॱданной ॱгруппировке ॱзанимают ॱтак ॱназываемые «кэптивные» ॱкомпании, ॱучреждаемые ॱодним ॱили ॱнесколькими ॱюридическими ॱлицами (как ॱправило, ॱкорпорациями, ॱфинансово-промышленными ॱгруппами) в ॱцелях ॱобеспечения ॱстраховой ॱзащиты ॱимущественных ॱинтересов ॱсамих ॱкорпораций ॱили ॱвходящих в их ॱсостав ॱхозяйствующих ॱединиц. ॱПричинами ॱсоздания ॱтаких ॱкомпаний ॱявляются:
ॱПрисущей ॱтолько ॱстрахованию ॱорганизационно-правовой ॱформой ॱпредпринимательства ॱявляются ॱобщества ॱвзаимного ॱстрахования (ОВС).
В ॱтерриториальном ॱаспекте ॱструктура ॱстрахового ॱрынка ॱхарактеризуется ॱследующими ॱрынками:
По ॱотраслевому ॱпризнаку ॱвыделяют ॱрынок ॱстрахования:
В ॱсвою ॱочередь ॱкаждый из ॱрынков ॱможно ॱразделить на ॱобособленные ॱсегменты, ॱнапример, ॱрынок ॱстрахования от ॱнесчастных ॱслучаев, ॱрынок ॱстрахования ॱдомашнего ॱимущества и т.д.
ॱКак ॱизвестно, ॱсущность ॱлюбой ॱэкономической ॱкатегории, в ॱтом ॱчисле и ॱтакой, ॱкак ॱрынок, ॱпроявляется в ॱфункциях ею ॱвыполняемых. ॱСтраховому ॱрынку ॱприсущи ॱследующие ॱфункции:[4, c 15]
ॱТем ॱсамым, ॱможно ॱговорить о ॱтом, ॱчто ॱстраховой ॱрынок ॱкак ॱсовокупность ॱстраховых ॱорганизаций ॱпредставляет ॱсобой ॱсложную ॱмногофакторную ॱдинамическую ॱсистему–ॱгруппу ॱрегулярно ॱвзаимодействующих и ॱвзаимозависимых ॱотдельных ॱсоставных ॱчастей, ॱобразующих ॱединое ॱцелое. ॱСтраховая ॱсистема ॱвзаимодействует с ॱокружающей ее ॱсредой ॱпосредством ॱвнешних ॱсвязей, ॱкоторые ॱхарактеризуют ॱкак ॱвлияние ॱокружения на ॱсистему, ॱтак и ॱвоздействие ॱсистемы на ॱсреду. ॱТаким ॱобразом, ॱстраховой ॱрынок ॱпредставляет ॱдиалектическое ॱединство ॱдвух ॱсистем– ॱвнутренней ॱсистемы и ॱвнешнего ॱокружения.
К ॱвнутреннейсистемеотносятсясле
К ॱвнутренней ॱсистеме ॱотносятся ॱтакже ॱуправляемые ॱстраховщиком ॱпеременные ॱресурсы:
ॱВнешнее ॱокружение ॱрынка– ॱэто ॱсистема ॱвзаимодействующих ॱсил, ॱкоторые ॱокружают ॱвнутреннюю ॱсистему ॱрынка и ॱоказывают на ॱнее ॱвоздействие. ॱСтраховщик ॱпланирует и ॱпроводит ॱсвою ॱрыночную ॱкоммерческую ॱработу в ॱусловиях ॱвнешнего ॱокружения; ॱпоследнее в ॱсвою ॱочередь ॱсостоит из ॱуправляемых ॱпеременных, на ॱкоторые ॱстраховщик ॱможетоказыватьопределенноевоз
К ॱосновным ॱэлементам ॱвнешнего ॱокружения, на ॱкоторые ॱстраховая ॱкомпания ॱможет ॱоказывать ॱчастично ॱуправляющее ॱвоздействие, ॱотносятся:
ॱВажной ॱсоставляющей ॱвнешнего ॱокружения, на ॱкоторую ॱнаправлено ॱуправляющее ॱвоздействие ॱстраховой ॱкомпании, ॱявляется ॱконкуренция:ॱмежду ॱстраховыми ॱкомпаниями, ॱмежду ॱстраховыми ॱкомпаниями и ॱдругими ॱфинансово-кредитными ॱучреждениями, ॱмежду ॱстраховыми ॱкомпаниями и ॱнефинансовыми ॱинститутами.
К ॱнеуправляемым со ॱстороны ॱстраховой ॱкомпании ॱсоставляющим ॱвнешней ॱсреды ॱотносятся:
ॱПодводя ॱитог, ॱотметим, ॱчто ॱрынок ॱстраховых ॱуслуг ॱрассматривается ॱнами ॱкак ॱспецифическая ॱсфера ॱденежных ॱотношений, ॱособое ॱэкономическое ॱпространство, ॱуправляемые ॱсоотношением ॱспроса ॱпокупателей на ॱстраховые ॱуслуги и ॱпредложением ॱпродавцов ॱстраховых ॱуслуг; а ॱтакже ॱсистема ॱосновных ॱучастников ॱданного ॱрынка (страхователи, ॱстраховые ॱуслуги, ॱстраховщики и др.).К ॱодному из ॱважнейших ॱучастников ॱстрахового ॱрынка ॱможно ॱотнести и ॱгосударство. ॱФункционирование ॱстрахового ॱрынка ॱнемыслимо ॱбез ॱучастия в ॱнем ॱгосударства. В ॱсвязи с ॱначалом ॱрыночных ॱпреобразований ॱуже не ॱтребовалось ॱабсолютного ॱконтроля со ॱстороны ॱсоциалистического ॱгосударствав ॱсфере ॱпроизводства и ॱраспределения ॱтоваров и ॱуслуг ॱчерез ॱсистему ॱцентрализованного ॱпланирования. Не ॱявилась ॱисключением и ॱсфера ॱстрахования. ॱОднако в ॱнаши ॱдни ॱактивная ॱэкономическая ॱполитика ॱгосударства, в ॱтом ॱчисле и в ॱсфере ॱстрахования, ॱвсе ॱбольше ॱстановится ॱнеобходимым ॱэлементом и ॱсоставным ॱзвеном ॱсовременной ॱрыночной ॱсистемы.
ॱИменно ॱпоэтому ॱстановится ॱнеобходимым ॱрассмотрение ॱосновного ॱсодержания, ॱспецифики и ॱнаправлений ॱгосударственного ॱрегулирования ॱстраховой ॱдеятельности.
1.2 ॱНаправления ॱгосударственного ॱрегулированиястраховой ॱдеятельности
ॱгосударственный ॱстраховой ॱрынок ॱнадзор
ॱОпределение ॱспецифики и ॱнаправлений ॱгосударственного ॱрегулирования ॱстраховой ॱдеятельности ॱцелесообразно ॱначать с ॱобщего ॱопределения ॱсодержания ॱгосударственного ॱрегулирования ॱэкономики.
ॱГосударственное ॱрегулирование ॱэкономики – ॱэто ॱсистема ॱтиповых ॱмер ॱзаконодательного, ॱисполнительного и ॱконтролирующего ॱхарактера, ॱосуществляемых ॱсоответствующими ॱправомочными ॱгосударственными ॱучреждениями и ॱобщественными ॱорганизациями в ॱцелях ॱстабилизации и ॱприспособления ॱсуществующей ॱсоциально-экономической ॱсистемы к ॱизменяющимся ॱусловиям.[7, c 257]
ॱНесомненно, ॱчто ॱгосударственное ॱрегулирование — ॱэто ॱобъективная ॱнеобходимость ॱразвития ॱэкономики. ॱТем ॱсамым, ॱможем ॱговорить о ॱтом, ॱчто ॱгосударственное ॱрегулирование ॱстраховой ॱдеятельности ॱпредставляет ॱсобой ॱвоздействие ॱгосударства на ॱучастников ॱстраховых ॱобязательств в ॱрамках ॱстраховой ॱдеятельности с ॱпомощью ॱопределенного ॱкомплекса ॱмер, ॱдействий.
ॱФедеральным ॱорганом ॱисполнительной ॱвласти, ॱосуществляющим ॱфункции по ॱконтролю и ॱнадзору в ॱсфере ॱстраховой ॱдеятельности (страхового ॱдела), до 4 ॱмарта 2011 г. ॱявлялась ॱФедеральная ॱслужба ॱстрахового ॱнадзора (Росстрахнадзор), ॱнаходящаяся в ॱведении ॱМинистерства ॱфинансов РФ.
ॱФедеральная ॱслужба ॱстрахового ॱнадзора ॱбыла ॱобразована в ॱсоответствии с ॱУказом ॱПрезидента РФ №314 от 9 ॱмарта 2004 ॱгода «О ॱсистеме и ॱструктуре ॱфедеральных ॱорганов ॱисполнительной ॱвласти» и ॱПостановлением ॱПравительства РФ №330 от 30 ॱиюня 2004 ॱгода «Об ॱутверждении ॱположения о ॱФедеральной ॱслужбе ॱстрахового ॱнадзора».
4 ॱмарта 2011 ॱгода ॱУказом ॱПрезидента РФ № 270 ॱФедеральная ॱслужба ॱстрахового ॱнадзора ॱприсоединена к ॱФедеральной ॱслужбе по ॱфинансовым ॱрынкам (ФСФР). ॱЭтим же ॱУказом ॱбыли ॱпереданы ॱфункции ॱФССН к ॱФСФР (п. 2 ॱУказа), ॱкоторая ॱтеперь и ॱосуществляет ॱфункции по ॱконтролю и ॱнадзору в ॱсфере ॱстраховой ॱдеятельности.
В ॱоснову ॱзаконодательства, ॱрегулирующего ॱстраховое ॱдело в ॱРоссии, ॱположен ॱГражданский ॱкодекс РФ, а ॱтакже ॱФедеральный ॱзакон «Об ॱорганизации ॱстрахового ॱдела в РФ». ॱСущественную ॱчасть ॱэтой ॱсистемы, ॱпомимо ॱсугубо ॱстрахового ॱзаконодательства, ॱсоставляют ॱподзаконные ॱакты ॱорганов ॱнадзора и ॱведомственные ॱнормативные ॱдокументы.
ॱПеречислим ॱосновные ॱфункции ॱФедеральной ॱслужбы по ॱфинансовым ॱрынкам, ॱкоторая в ॱнастоящее ॱвремя ॱосуществляет ॱфункции по ॱконтролю и ॱнадзору в ॱсфере ॱстраховой ॱдеятельности:
- ॱпринятие ॱрешений о ॱвыдаче ॱили ॱотказе в ॱвыдаче ॱлицензий, об ॱаннулировании, ॱограничении, ॱприостановлении, ॱвосстановлении ॱдействия и ॱотзыве ॱлицензий;
- ॱвыдача и ॱотзыв ॱквалификационных ॱаттестатов;
- ॱведение ॱединого ॱгосударственного ॱреестра ॱсубъектов ॱстрахового ॱдела и ॱреестра ॱобъединений ॱсубъектов ॱстрахового ॱдела;
- ॱосуществление ॱконтроля за ॱсоблюдением ॱсубъектами ॱстрахового ॱдела ॱстрахового ॱзаконодательства, в ॱтом ॱчисле ॱпутем ॱпроведения ॱпроверок их ॱдеятельности;
-осуществление ॱконтроля за ॱсоблюдением ॱсубъектами ॱстрахового ॱдела, в ॱотношении ॱкоторых ॱпринято ॱрешение об ॱотзыве ॱлицензии, ॱсведений о ॱпрекращении их ॱдеятельности ॱили об их ॱликвидации;
Информация о работе Пути совершенствование государственного регулирования страховой деятельности