Пути совершенствование государственного регулирования страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации.
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
 конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
 рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
1.Особенности государственного регулирования страховой
Деятельности………………………………………………………………..стр.5
1.1 Понятие и составляющие рынка страховых услуг………………......стр.5
1.2 Направления государственного регулирования страховой
Деятельности………………………………………………………………стр.16
2. Пути совершенствование государственного регулирования страховой деятельности……………………………………………………………….стр.24
2.1. Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России…………………………………………………….стр.24
2.2. Законодательные пути повышения эффективности деятельности страховых организаций…………………………………………………..стр.33
Заключение…………………………………………………………………стр.37
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Стахование.docx

— 140.15 Кб (Скачать файл)

ॱСпециального ॱанализа ॱзаслуживает ॱвопрос о ॱпрямом ॱучастии ॱгосударства в ॱстраховании в ॱкачестве ॱпродавца ॱстраховых ॱуслуг, т.е. о ॱцелесообразности ॱсуществования ॱгосударственной ॱстраховой ॱорганизации, ॱпринципах ॱорганизации и ॱсферах ее ॱдеятельности и т.д. ॱДоля ॱгосударства на ॱроссийском ॱстраховом ॱрынке в ॱпоследние ॱгоды ॱсущественно ॱснизилась, ॱчто ॱвполне ॱестественно в ॱусловиях ॱрыночных ॱпреобразований. ॱПерспективы ॱпрактически ॱединственной ॱгосударственной ॱстраховой ॱкомпании – «Россгосстрах» -  ॱнедостаточно ॱопределены.

В то же ॱвремя в ॱсовременных ॱусловиях ॱвсе ॱболее ॱважное ॱзначение ॱприобретают ॱкосвенные ॱметоды ॱстимулирования ॱгосударством ॱразвития ॱстрахования. ॱСуть ॱэтих ॱметодов ॱпри ॱвсем их ॱмногообразии ॱсостоит в ॱтом, ॱчто ॱгосударство ॱразличными ॱспособами ॱрегулирует ॱстраховую ॱдеятельность. К ॱэтим ॱметодам, в ॱчастности, ॱотносятся:

ॱсоздание ॱстабильного ॱзаконодательства, ॱопределяющего ॱединые «правила ॱигры на ॱстраховом ॱрынке ॱдля ॱвсех ॱего ॱсубъектов;

ॱформирование ॱстрахового ॱинтереса ॱпотенциальных ॱпотребителей ॱстраховых ॱуслуг;

ॱсоздание ॱэффективной ॱсистемы ॱгосударственного ॱнадзора за ॱдеятельностью ॱстраховых ॱорганизаций;

ॱорганизация ॱсистемы ॱгарантий ॱвыполнения ॱстраховыми ॱорганизациями ॱсвоих ॱобязательств ॱперед ॱпотребителями ॱстраховых ॱуслуг;

ॱорганизация и ॱзащита ॱдобросовестной ॱконкуренции на ॱстраховом ॱрынке;

ॱсоздание ॱинфраструктуры ॱстрахового ॱрынка и ॱсистемы ॱподготовки ॱкадров в ॱобласти ॱстрахования;

ॱрегулирование ॱдеятельности ॱзарубежных ॱстраховщиков и ॱстраховщиков с ॱпреобладающей ॱдолей ॱиностранного ॱкапитала на ॱотечественном ॱстраховом ॱрынке;

ॱпроведение ॱналоговой ॱполитики, ॱспособствующей ॱформированию ॱцивилизованного ॱрынка ॱстраховых ॱуслуг;

ॱсоздание ॱблагоприятных ॱусловий ॱдля ॱинвестирования ॱстраховщиками ॱсвоих ॱрезервов и ॱдругих ॱсредств.

ॱСтраховое ॱзаконодательство ॱявляется ॱфундаментом ॱдля ॱстроительства ॱстрахового ॱрынка в ॱстране. ॱОно ॱдолжно ॱопределять ॱобщие ॱпринципы ॱорганизации ॱстраховой ॱдеятельности, ॱпорядок ॱосуществления ॱстраховых ॱопераций, ॱтребования к ॱсубъектам ॱстраховой ॱдеятельности, ॱформы ॱорганизации ॱгосударственного ॱрегулирования в ॱстраховании и т.п. В ॱнашей ॱстране в ॱнастоящее ॱвремя ॱсоздана ॱдовольно ॱсолидная ॱправовая ॱбаза, ॱвключающая в ॱсебя ॱзаконы и ॱподзаконные ॱакты и ॱпозволяющая ॱфункционировать ॱстраховому ॱрынку. В то же ॱвремя ॱданную ॱработу ॱнельзя ॱсчитать ॱзавершенной.  ॱНаиболее ॱактуальными ॱявляются ॱследующие ॱнаправления ॱдеятельности:

ॱпринятие ॱизменений и ॱдополнений в ॱглаву 48 «Страхование» ॱГражданского ॱкодекса РФ;

ॱпринятия ॱзакона о ॱдоговоре ॱстрахования, ॱконкретизирующего ॱобщие ॱпринципы ॱпроведения ॱстраховых ॱопераций, ॱустановленные ॱГражданским ॱкодексом;

ॱпринятие ॱзакона о ॱгосударственном ॱрегулировании ॱстраховой ॱдеятельности;

ॱпринятие ॱзакона, ॱрегулирующего ॱсоздание и ॱдеятельность ॱобществ ॱвзаимного ॱстрахования;

ॱпринятие ॱактов, ॱсвязанных с ॱпроведением ॱобязательных ॱвидов ॱстрахования.

ॱОдной из ॱважнейших ॱзадач, ॱнаправленных на ॱразвитие ॱстрахования в ॱстране, ॱявляется ॱсоздание ॱплатежеспособного ॱспроса ॱнаселения на ॱстраховые ॱуслуги. ॱДанная ॱзадача ॱдолжна ॱрешаться, с ॱодной ॱстороны, ॱпутем ॱформирования ॱпотребности у ॱнаселения в ॱорганизации ॱсвоей ॱстраховой ॱзащиты с ॱпомощью ॱстрахования, а с ॱдругой – ॱповышением ॱуровня ॱжизни, ॱчто ॱбудет ॱспособствовать ॱсозданию ॱусловий ॱдля ॱудовлетворения ॱданной ॱпотребности.

ॱЕсли на ॱпервом ॱэтапе ॱформирования в ॱнашей ॱстране ॱстрахового ॱрынка ॱосновное ॱвнимание ॱнадзора ॱсосредоточено ॱбыло на  ॱорганизации ॱсистемы ॱдопуска к ॱэтому ॱвиду ॱдеятельности, то в ॱнастоящее ॱвремя ॱвсе ॱбольшее ॱвнимание ॱследует ॱуделять ॱанализу ॱфинансового ॱсостояния ॱуже ॱфункционирующих ॱстраховщиков, ॱсоблюдению ॱими ॱзаконодательства и ॱдругих ॱправовых ॱнорм с ॱтем, ॱчтобы ॱсвоевременно ॱреагировать на ॱвозможные ॱсбои в их ॱработе. ॱЭто ॱбудет ॱспособствовать ॱповышению ॱустойчивости ॱотечественной ॱстраховой ॱсистемы и ॱросту ॱавторитета ॱстраховщиков в ॱглазах ॱпотенциальных ॱпотребителей ॱстраховых ॱуслуг.

ॱДля ॱрешения ॱданной ॱзадачи ॱнеобходимо, в ॱчастности,  ॱрасширить ॱобъем ॱполномочий ॱоргана ॱгосударственного ॱстрахового ॱнадзора в ॱсфере ॱконтроля за ॱфинансовой ॱдеятельностью ॱстраховых ॱорганизаций и ॱвозможности ॱприменения ॱмер ॱвоздействия к ॱстраховщикам, ॱчья ॱплатежеспособность ॱвызывает ॱсомнения, а ॱтакже ॱразработать ॱпроцедуры ॱфинансового ॱоздоровления ॱстраховщиков в ॱслучаях, ॱкогда ॱвозникает ॱугроза ॱневыполнения ॱими ॱсвоих ॱстраховых ॱобязательств.

ॱСистема ॱгосударственного ॱстрахового ॱнадзора ॱдолжна ॱбыть ॱдополнена ॱсистемой ॱгарантий ॱвыполнения  ॱстраховщиками ॱсвоих ॱобязательств по ॱдоговорам ॱстрахования.

ॱДля ॱсоздания ॱданной ॱзащиты ॱнеобходимо:

ॱвнести ॱизменение в ॱФедеральный ॱзакон «О ॱнесостоятельности (банкротстве)» ॱили ॱпринять  ॱспециальный ॱзакон,  ॱрегламентирующий ॱособый ॱпорядок ॱпризнания  ॱнесостоятельными ॱстраховые ॱорганизации ॱпри их ॱбанкротстве. В ॱчастности, ॱдолжен ॱбыть ॱустановлен ॱособый ॱпорядок ॱочередности ॱудовлетворения ॱтребований ॱкредиторов ॱстраховой ॱорганизации, ॱпри ॱкотором в ॱпервую ॱочередь ॱудовлетворялись бы ॱтребования ॱстрахователей и ॱвыгодоприобретателей по ॱдоговорам ॱстрахования;

ॱсоздать за ॱсчет ॱотчислений от ॱпремий ॱстраховых ॱорганизаций ॱспециальный ॱрезервный ॱфонд на ॱслучай их ॱбанкротства, из ॱкоторого ॱмогли бы ॱосуществляться ॱстраховые ॱвыплаты по ॱдоговорам, ॱзаключенным по ॱнаиболее ॱсоциально ॱзначимым ॱвидам ॱстрахования (например, по ॱстрахованию ॱжилья, ॱдомашнего ॱимущества, на ॱслучай ॱсмерти, ॱстрахованию ॱпенсий, ॱнекоторым ॱвидам ॱстрахования ॱгражданской ॱответственности и т.п.).

ॱОдной из ॱважных ॱзадач ॱгосударства ॱявляется ॱобеспечение ॱравных ॱвозможностей ॱдля ॱпредоставления ॱстраховых ॱуслуг ॱвсем ॱучастникам ॱрынка, ॱнедопущение ॱмонополизации ॱстраховой ॱдеятельности. ॱДля ॱрешения ॱданной ॱзадачи ॱцелесообразно:

ॱорганизовать ॱгосударственный ॱконтроль за ॱфактами ॱпроявления ॱмонополизма на ॱотдельных ॱсегментах ॱстрахового ॱрынка;

ॱсвоевременно ॱпресекать ॱзлоупотребления ॱстраховыми ॱорганизациями ॱсвоим ॱдоминирующим ॱположением;

не ॱдопускать ॱдействий ॱорганов ॱвласти, ॱнаправленных на ॱограничение ॱконкуренции на   ॱфедеральном и ॱрегиональном ॱстраховых ॱрынках;

ॱограничить ॱвозможности ॱмонополизации ॱстраховой ॱдеятельности в ॱотдельных ॱотраслях ॱэкономики ॱпутем ॱпроведения ॱстрахования в ॱотраслевых ॱстраховых ॱорганизациях.

ॱОсобую ॱактуальность в ॱнастоящее ॱвремя ॱприобретают ॱпроблемы ॱискусственного ॱограничения ॱконкуренции в ॱрезультате ॱдействий ॱорганов ॱвласти в ॱотдельных ॱрегионах ॱили ॱгосударственных ॱведомств ॱпри ॱпроведении ॱстраховых ॱопераций. В ॱсвязи с ॱэтим ॱзадача ॱгосударственных ॱорганов ॱдолжна ॱсостоять  в ॱтом, ॱчтобы не ॱдопускать ॱсоздания ॱпривилегированного ॱположения ॱдля ॱотдельных ॱстраховых ॱорганизаций ॱпри ॱпроведении ॱстраховых ॱопераций в ॱкаких-либо ॱрегионах ॱили в ॱотношении ॱкаких-либо ॱгосударственных ॱили ॱиных ॱпрограмм, ॱосуществлять на ॱконкурсной ॱоснове ॱотбор ॱстраховщиков ॱдля ॱучастия в ॱреализации ॱпрограмм, ॱпроводимых с ॱиспользованием ॱгосударственных ॱресурсов.

ॱОдним из ॱусловий ॱуспешного ॱразвития ॱстрахования в ॱстране ॱявляется ॱналичие ॱсоответствующей ॱинфраструктуры ॱстрахового ॱрынка. ॱОна ॱдолжна ॱвключать в ॱсебя ॱсистему ॱперестрахования, ॱстраховые ॱпулы и ॱдругие ॱобъединения ॱстраховщиков, ॱстраховых ॱпосредников, ॱсюрвейеров, ॱаварийных ॱкомиссаров, ॱаудиторов, ॱактуариев, ॱинформационно-аналитические ॱцентры, ॱрейтинговые ॱагентства, ॱорганизации по ॱподготовке и ॱпереподготовке ॱкадров и т.д. ॱЗадача ॱгосударства в ॱэтой ॱчасти ॱдолжна ॱсостоять в ॱорганизации и ॱрегламентировании ॱдеятельности ॱданных ॱструктур.

ॱОсобое ॱзначение ॱимеет ॱразвитие ॱсистемы ॱперестрахования, ॱиспользование ॱкоторого в ॱразумных ॱмасштабах ॱпозволяет ॱстраховщикам ॱповышать ॱсвою ॱфинансовую ॱустойчивость. В то же ॱвремя ॱчрезмерная ॱпередача ॱрисков и ॱперестрахование ॱограничивает ॱразвитие ॱстраховых ॱорганизаций, ॱделает ॱстраховщиков ॱчересчур ॱзависимыми от ॱвыполнения ॱперестраховщиками ॱстраховых ॱобязательств по ॱдоговорам ॱперестрахования, ॱпревращает ॱстраховщиков в ॱстраховых ॱпосредников. ॱКроме ॱтого, не ॱобусловленное ॱнеобходимостью ॱзаключение ॱдоговоров ॱперестрахования с ॱзарубежными ॱперестраховщиками ॱприводит к ॱоттоку ॱсредств за ॱрубеж и ॱдаже ॱявляется ॱодним из ॱканалов ॱвывоза ॱкапитала.

ॱЭто ॱделает ॱнеобходимым ॱгосударственное ॱрегулирование ॱперестраховочной ॱдеятельности, а ॱтакже ॱсоздание ॱструктуры ॱотечественного ॱперестрахования, ॱпозволяющей ॱоставлять ॱзначительную ॱчасть ॱрисков, а ॱследовательно, и ॱперестраховочной ॱпремии, ॱвнутри ॱстраны.

В ॱчастности,  ॱдополнительно к ॱмерам, ॱпредусмотренным ॱПравилам ॱразмещения ॱстраховщиками ॱстраховых ॱрезервов, ॱцелесообразно ॱбыло бы, по ॱмнению ॱнекоторых ॱученых, ॱрегламентировать ॱминимальное ॱсобственное ॱудержание ॱстраховщика по ॱотдельным ॱдоговорам ॱстрахования, а ॱтакже ॱввести ॱопределенные ॱограничения по ॱперестрахованию за ॱрубежом ॱдоговоров по ॱотдельным ॱвидам ॱстраховой ॱдеятельности.

ॱКроме ॱтого, ॱследует ॱосуществлять ॱмеры, ॱнаправленные на ॱповышение ॱгарантии ॱисполнения ॱиностранными ॱперестраховщиками ॱсвоих ॱобязательств:

ॱустановление ॱминимального ॱразмера ॱкапитала ॱдля ॱиностранных ॱперестраховщиков, с ॱкоторыми ॱроссийские ॱцеденты ॱимеют ॱправо ॱзаключать ॱдоговоры ॱперестрахования;

ॱпроверка ॱфинансового ॱсостояния ॱперестраховщиков по ॱметодике, ॱразработанной ॱорганом ॱгосударственного ॱстрахового ॱнадзора, и ॱпредоставление  ॱправа ॱпоследнему ॱдавать ॱстраховщикам ॱпредписания об ॱограничении ॱдоли ॱрисков, ॱперестраховываемых у ॱорганизаций, в ॱотношении ॱплатежеспособности ॱкоторых ॱимеются ॱсомнения;

ॱобязательное ॱдепонирование в ॱроссийских ॱкомпаниях-цедентах ॱопределенной ॱдоли ॱрезервов по ॱпередаваемым в ॱперестрахование ॱрискам.

ॱУспешное ॱфункционирование ॱстраховой ॱсистемы во ॱмногом ॱзависит от ॱквалификации ॱспециалистов, ॱработающих в ॱстраховых ॱорганизациях и в ॱдругих ॱструктурах, ॱсвязанных со ॱстраховым ॱрынком. ॱЗадача ॱгосударства в ॱсвязи с ॱэтим ॱсостоит в ॱустановлении ॱквалификационных ॱтребований к ॱлицам, ॱзанимающим ॱключевые ॱпозиции на ॱстраховом ॱрынке, в ॱорганизации их ॱаттестации, в ॱсоздании ॱсистемы ॱподготовки и ॱпереподготовки ॱспециалистов в ॱобласти ॱстрахования,  в ॱразработке и ॱутверждении ॱпрограмм их ॱобучения.

В то же ॱвремя в ॱперспективе по ॱмере ॱукрепления ॱроссийской ॱэкономики, ॱфинансовой ॱсистемы, ॱпозиций ॱотечественных ॱстраховщиков и ॱповышения ॱстраховой ॱкультуры ॱроссийских ॱграждан и ॱорганизаций, ॱбезусловно, ॱпотребуется ॱлиберализация ॱотечественного ॱстрахового ॱрынка. ॱТакая ॱлиберализация ॱмогла бы ॱидти по ॱследующим ॱнаправлениям:

- ॱпостепенное ॱснятие ॱограничений на ॱдеятельность в ॱстране ॱорганизаций, ॱзарегистрированных ॱкак ॱроссийские ॱюридические ॱлица, но ॱимеющих в ॱсвоих ॱуставных ॱкапиталах ॱпреобладающую ॱдолю ॱиностранных ॱинвесторов;

-предоставление ॱправа ॱиностранным ॱстраховым ॱорганизациям ॱоткрывать в ॱнашей ॱстране ॱсвои ॱфилиалы, ॱотделения и ॱдругие ॱкоммерческие ॱпредставительства, ॱимеющие ॱправо ॱпредоставлять ॱроссийским ॱрезидентам ॱстраховые ॱуслуги от ॱлица ॱфирм, ॱнаходящихся за ॱпределами ॱстраны;

-постепенное ॱразрешение в ॱстране ॱопераций по ॱтрансграничной ॱторговле ॱстраховыми ॱуслугами, т.е. ॱпутем ॱзаключения ॱдоговоров ॱстрахования ॱзарубежными ॱстраховыми ॱорганизациями с ॱроссийскими ॱрезидентами ॱбез ॱоткрытия в ॱнашей ॱстране их ॱкоммерческих ॱпредставительств (например, ॱчерез ॱсистему ॱстраховых ॱпосредников).

 

2.2. ॱЗаконодательные ॱпути ॱповышения ॱэффективности ॱдеятельности ॱстраховых ॱорганизаций

 

ॱЗначительное ॱвлияние на ॱуровень ॱразвития ॱстрахования в ॱстране ॱоказывает ॱпроводимая ॱгосударством ॱполитика в ॱобласти ॱналогообложения ॱстраховых ॱопераций. ॱПри ॱпроведении ॱтакой ॱполитики ॱперед ॱгосударством ॱстоят ॱдве ॱпорой ॱпротивоположные ॱзадачи: с ॱодной ॱстороны, ॱполучить по ॱвозможности ॱбольше ॱдоходов в ॱгосударственный ॱбюджет и в ॱгосударственные ॱвнебюджетные ॱфонды, а с ॱдругой – в ॱнеобходимых ॱслучаях ॱстимулировать ॱфизических и ॱюридических ॱлиц к ॱзаключению ॱдоговоров ॱстрахования, ॱили, по ॱкрайней ॱмере, не ॱделать ॱдля ॱних ॱстрахование ॱоперацией, не ॱвыгодной в ॱфинансовом ॱотношении. ॱПоэтому ॱгосударство ॱвынуждено ॱискать ॱоптимальное ॱрешение ॱодновременно ॱэтих ॱдвух ॱзадач.

ॱПолитика в ॱобласти ॱналогообложения ॱвключает в ॱсебя ॱкак ॱналогообложение ॱсамих ॱстраховых ॱорганизаций, ॱтак и ॱучет ॱпри ॱисчислении ॱналогооблагаемой ॱбазы ॱстраховых ॱвзносов и ॱстраховых ॱвыплат, ॱуплачиваемых ॱили ॱполучаемых ॱстрахователями ॱлибо ॱвыгодоприобретателями.

ॱРежим ॱналогообложения ॱстраховщиков ॱдолжен ॱбыть ॱпостроен ॱтаким ॱобразом, ॱчтобы он ॱбыл ॱдля ॱних не ॱжестче, ॱчем ॱдля ॱюридических ॱлиц, ॱзанимающихся ॱдругими ॱвидами ॱдеятельности, с ॱточки ॱзрения ॱкак ॱприменяемых ॱставок ॱналогообложения, ॱтак и ॱрасчета ॱналогооблагаемой ॱбазы.

ॱЧто ॱкасается ॱналогообложения ॱстраховых ॱопераций ॱдля ॱпотребителя ॱстраховых ॱуслуг, то ॱоно ॱможет ॱпредусматривать, с ॱодной ॱстороны, ॱпредоставление ॱналоговых ॱльгот ॱлицам, ॱуплачивающим ॱстраховые ॱвзносы (например, ॱправо ॱвычитать из ॱдоходов, с ॱкоторых ॱрассчитывается ॱвеличина ॱналогов, ॱсумму ॱуплаченных ॱстраховых ॱвзносов), а с ॱдругой – ॱуплату ॱналогов с ॱсумм ॱвнесенных ॱстраховых ॱвзносов ॱили ॱполученных ॱстраховых ॱвыплат. В ॱсвязи с ॱэтим ॱзадача ॱгосударства ॱсостоит в ॱтом, ॱчтобы:

Информация о работе Пути совершенствование государственного регулирования страховой деятельности