Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – является анализ, характеристика и пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи: проследить историю развития медицинского страхования; проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе в РФ, при этом раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования, финансирование медицинского страхования; найти пути в осуществлении совершенствования системы обязательного медицинского страхования.

Содержание работы

Введение ……………..…………………………………………………………....2
Глава 1. История развития медицинского страхования …………………….....5
Глава 2. Обеспечение системы обязательного медицинского страхования на современном этапе ……………………………………………………………...8
2.1 Понятие, принципы системы обязательного медицинского страхования …………………………………………………………………………………….8
2.2. Субъекты обязательного медицинского страхования …………………..11
Глава 3. Финансирование медицинского страхования …………………….....17
Глава 4. Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования……………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы...................................................................33

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 203.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………..…………………………………………………………....2

Глава 1. История развития медицинского страхования …………………….....5

Глава 2.  Обеспечение системы обязательного медицинского страхования на современном этапе ……………………………………………………………...8

2.1 Понятие, принципы системы обязательного медицинского страхования …………………………………………………………………………………….8

2.2. Субъекты обязательного медицинского страхования …………………..11

Глава 3. Финансирование медицинского страхования …………………….....17

Глава 4. Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования……………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...29

Список использованной литературы...................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье не имеет рыночной цены, не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке, но в то же время обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. На сохранение, укрепление и восстановление здоровья государству приходится затрачивать огромные ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

В здравоохранении широко сочетается товарно-материальная и духовно-информационная деятельность. В этом смысле здравоохранение можно называть «отраслью сохранения и производства здоровья», в которой используется большой арсенал медицинских, экономических методов и средств.

     Основы медицинского страхования  заложены в закрепленных фундаментальных  правах личности. В частности, забота  государства о здоровье населения  закреплена Конституцией РФ. «Каждый  имеет право на охрану здоровья  и медицинскую помощь.»1.

     Медицинское страхование является  формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья; цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая  получение медицинской помощи  за счет накопленных средств  и финансировать профилактические  мероприятия.

     Четко определено, что обязательное  медицинское страхование (ОМС) является  составной частью государственного  социального страхования и обеспечивает  всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет  средств обязательного медицинского  страхования в объеме и на  условиях, которые соответствуют  программам обязательного медицинского  страхования. Медицинское страхование  осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, что соответствует второму варианту построения отношений по п. 2 ст. 969 ГК РФ.2

     Программа госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медпомощи существует с 1998 года. В программу, утверждаемую правительством ежегодно и с 2012 года на три года, закладываются ориентировочные виды, объемы медпомощи, финансовые затраты, подушевые нормативы медицинских услуг на человека в год, которые покрываются полисом ОМС. Регионы на основании базовой программы ОМС принимают свои, территориальные программы ОМС. С 2013 года по закону «Об обязательном медицинском страховании» финансирование системы здравоохранения одноканальная — через систему ОМС во всех субъектах РФ, а не смешанным, как в 2012 г., из бюджетов различных уровней и системы ОМС. Вся медпомощь, которая не входит в программу ОМС, оказывается пациенту платно.

     Однако, расходы на здравоохранение в России пока не удастся увеличить до 6% ВВП, заявил министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов на совещании с представителями регионов в Минздраве России.3

     Выше изложенное подчеркивает важность и актуальность изучения системы обязательного медицинского страхования на современном этапе развития общества.

     Цель данной работы – является анализ, характеристика и пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи: проследить историю развития медицинского страхования; проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе в РФ, при этом раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования, финансирование медицинского страхования; найти пути в осуществлении совершенствования системы обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.

     Развитие и  формирование системы обязательного  медицинского страхования в России  проходило в несколько этапов.

     Фабричные  страховые кассы начали создаваться  в начале XX в. преимущественно на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга. Принципы их организации и функционирования были аналогичны западноевропейским.4

     Особое значение  в становлении обязательного  медицинского страхования в России  имел принятый в 1903 г. Закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично – заводской, горной и горнозаводской промышленности».5

     23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев – закон о введении обязательного медицинского страхования для работающих граждан.6

     В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.7

     Советская  власть начала свою деятельность  по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования».

Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.

     Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918 г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". 19 февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах.

15.11.1921 г. издается  Декрет "О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь  вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи  временной и стойкой утраты  трудоспособности. Для организации  социального страхования на случай  болезни были установлены страховые  взносы, ставки которых определялись  Советом Народных Комиссаров  и дифференцировались в зависимости  от числа занятых на предприятии  лиц и условий труда.

     Впервые этим Декретом устанавливался  порядок взимания взносов, при  этом основными сборщиками стали  комиссии по охране труда и  социального обеспечения. По Постановлению  Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств  социального страхования образовывались  следующие операционные фонды:

1) фонды, находящиеся  в непосредственном распоряжении  органов социального страхования;

2) фонды медицинской  помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся  в распоряжении органов здравоохранения.8

     В период государственного здравоохранения, с 1929 г. по июнь 1991 г. сформировался  остаточный принцип финансирования  системы охраны здоровья в  силу объективной политической  и экономической ситуации.

     В советское время надобность  в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее  бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью  содержалась за счет средств  государственного бюджета, государственных  ведомств, министерств и социальных  фондов самих предприятий. В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений. В 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. Причем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы.

     История развития медицинского  страхования насчитывает много  десятков лет, поэтому для проведения  различных мероприятий и реформ  у законодателя есть серьезная  научная, историческая и справочная  база для анализа и принятия  решений.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1. Понятие, принципы системы обязательного медицинского страхования.

     Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.9

     Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» законодательно закрепил следующие принципы осуществления ОМС как составной части обязательного социального страхования:

    - всеобщность – все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования;

    - государственность – средства  обязательного медицинского страхования  находятся в государственной  собственности  РФ, ими управляет федеральные и территориальные фонды ОМС, специализированные страховые медицинские организации. Государство выступает непосредственным страхователем для неработающего населения и осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы ОМС, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами;

     -некоммерческий характер (автономность  финансовой системы ОМС) – вся  получаемая прибыль от операций  по ОМС направляется на пополнение  финансовых резервов системы  обязательного медицинского страхования.

     -обязательность – местные органы исполнительной власти и юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.) обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 5,1% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС и в определенном порядке, а также несут экономическую ответственность за нарушение условий платежей в форме пени или штрафа.10

     В России, как и в иных странах  с развитой рыночной экономикой, медицинское страхование является одним из важнейших элементов системы поддержания здоровья.11

     Статьей 4 Федерального закона №326-ФЗ предусмотрены основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования:

1) обеспечение  за счет средств ОМС гарантий  бесплатного оказания застрахованному  лицу медицинской помощи при  наступлении страхового случая  в рамках территориальной и  базовой программ ОМС;

2) устойчивость  финансовой системы ОМС, обеспечиваемая  на основе эквивалентности страхового  обеспечения средствами ОМС;

3) обязательность  уплаты страхователями страховых  взносов на ОМС в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная  гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц на исполнение обязательств  по ОМС в рамках базовой  программы ОМС независимо от  финансового положения страховщика;

5) создание  условий для обеспечения доступности  и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ  ОМС;

Информация о работе Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования