Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – является анализ, характеристика и пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи: проследить историю развития медицинского страхования; проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе в РФ, при этом раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования, финансирование медицинского страхования; найти пути в осуществлении совершенствования системы обязательного медицинского страхования.

Содержание работы

Введение ……………..…………………………………………………………....2
Глава 1. История развития медицинского страхования …………………….....5
Глава 2. Обеспечение системы обязательного медицинского страхования на современном этапе ……………………………………………………………...8
2.1 Понятие, принципы системы обязательного медицинского страхования …………………………………………………………………………………….8
2.2. Субъекты обязательного медицинского страхования …………………..11
Глава 3. Финансирование медицинского страхования …………………….....17
Глава 4. Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования……………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы...................................................................33

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 203.09 Кб (Скачать файл)

Еще одной новацией, призванной сделать для граждан общение с органами здравоохранения более комфортным, должен стать полис ОМС единого образца. Речь идет о создании в Российской Федерации единой базы застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование страхования - в предыдущие годы количество застрахованных граждан превышало количество граждан в стране. Кроме того, имея полис ОМС единого образца, для всей страны , мы минимизируем возможность отказа гражданам в получении медицинской помощи на другой территории.

Полис обязательного медицинского страхования в той форме, в какой он существует сейчас, – это некий переходный вариант перед введением универсальной электронной карты гражданина. В универсальной карте будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования, то есть своего рода полис ОМС. С помощью этой карты гражданин сможет записаться к врачу. В дальнейшем планируется с помощью универсальной электронной карты предоставлять и другие услуги в сфере здравоохранения – например, как доступ к данным своей электронной медицинской карты или удаленный заказ каких-либо справок, - чтобы сократить до минимума необходимость являться в медицинское учреждение.

     Введение стандартов оказания медпомощи прочно увязано с новой перспективной схемой финансирования здравоохранения. Переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, который планируется осуществить с 2013 года, должен сделать процесс распределения средств на региональное здравоохранение, управляемым, понятным, эффективно работающим. При одноканальном финансировании оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций (за исключением капитального строительства и дорогостоящего оборудования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Здоровье населения и здравоохранение  считаются важнейшими компонентами  политической системы любого  цивилизованного государства, влияющими  на все стороны его социально-экономической  деятельности. Государственное управление  в области охраны здоровья  осуществляется посредством правовых, административных, экономических, социально-психологических  механизмов. 

     Медицинское страхование в настоящее  время в России является одним  из важнейших направлений социальной  политики государства, одной из  приоритетных задач функционирования  системы отечественного здравоохранения. Здоровье граждан – важнейшая  ценность, как для государства, так  и для отдельного человека, поэтому  такой важный рычаг повышения  эффективности предоставляемых  населению медицинских услуг, как медицинское страхование, необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

     Конкуренция медицинских учреждений  различных форм собственности  оказывает положительное влияние  на качество лечебно-профилактических услуг, рост профессионального уровня персонала. Одновременно создаются условия для повышения имущественной (экономической) и правовой ответственности ЛПУ перед финансовыми органами и профессиональной ответственности врачей перед пациентами за результаты клинико-диагностических обследований и лечебных мероприятий. Обязательное условие прогресса страховой медицины – это развитие отношений собственности в здравоохранении.

     Существующие в настоящее время  федеральные стандарты медицинской  помощи, разрабатываются с учетом лучших достижений медицинской науки и включают значительное число манипуляций, необходимых для более точной диагностики и наилучшего лечения. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечение таких стандартов в отношении всего населения будет иметь исключительно благоприятные последствия для граждан. Однако реалии российского здравоохранения показывают, что не только в рамках ОМС, но и в рамках совмещения ОМС и платных разовых услуг пациенты не получают всего объема услуг и манипуляций, предусмотренной этими стандартами.

     Для современной России чрезвычайно  важно обеспечить права застрахованных  в системе медицинского страхования  в части получения медицинских  услуг необходимого объема и  качества. Кроме разработки нормативной  базы, обеспечивающей права застрахованных, необходимо определить конкретные механизмы компенсации причиненного ущерба пострадавшим. Одновременное с этим введение обязательного страхования профессиональной ответственности врачей позволит обеспечить защиту не только прав пациента, но и защиту профессиональных и имущественных прав медработников.

     В сфере медицинского страхования (особенно обязательного) на сегодняшний день остается множество нерешенных проблем.

     Анализ внедрения ОМС в отдельных субъектах РФ показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре модели организации ОМС в различных субъектах РФ.

• Первая модель в основном соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государственной политики в области ОМС. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует финансовые средства и по договорам со СМО осуществляет их перевод для финансирования деятельности организаций здравоохранения. СМО заключают договора непосредственно с медицинскими организациями и со страхователями.

• Вторая модель представляет комбинированную систему ОМС. Это означает, что страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только СМО, но и филиалы ТФОМС.

• Третья модель характеризуется отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций. Эти функции выполняют ТФОМС и их филиалы.

• Четвертая модель характеризуется отсутствием в регионах системы ОМС как таковой. В этих субъектах РФ Закон РФ «Об обязательном медицинской страховании граждан в Российской Федерации» выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Этими средствами распоряжаются местные органы управления здравоохранения, финансируя напрямую медицинские учреждения.

     Анализ многолетнего опыта становления системы ОМС в Российской Федерации показал, что для обеспечения эффективного расходования финансовых средств и предоставления населению качественной медицинской помощи наиболее подходит первая модель организации обязательного медицинского страхования.

Таким образом, являясь составной частью государственного социального страхования, ОМС носит выраженный социальный характер. Его основные принципы - это:

• всеобщий и обязательный характер: все граждане Российской Федерации независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС;

• государственный характер обязательного медицинского страхования: реализацию государственной финансовой политики в области охраны здоровья граждан обеспечивают Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные организации. Все средства ОМС находятся в государственной собственности;

• общественная солидарность и социальная справедливость: страховые взносы и платежи перечисляются за всех граждан, но расходование этих средств осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»); граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение бесплатной медицинской помощи (принцип «богатый платит за бедного»); несмотря на то, что расходы на оказание медицинской помощи гражданам в старшем возрасте больше, чем в молодом, страховые взносы и платежи перечисляются в одинаковом размере за всех граждан, независимо от возраста (принцип «молодой платит за старого»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародны  Голосованием 12 декабря 1993 г. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7 -ФКЗ) // Российская газета. - 21 января 2009.- № 7(4831).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ(ред. от 23.07.2013//Российская газета//, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Российская газета. 07.12.2012. № 283.
  4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета, № 274, 03.12.2010. /ред. от 27.09.2013// "Российской газете" - 30.09.2013.
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета, № 168, 30.07.2010
  6. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" 
    Российская газета", N 248, 26.10.2012
  7. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857(ред. от 04.02.2013)

"Об  утверждении устава Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования" "Собрание законодательства  РФ", 10.08.98, N 32, ст. 3902

Научная и учебная литература

  1.   Гришин В.В. Регулирование процессов становления страховой       медицины. – М.: Наука, 1997. - 352 с.
  2. Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин И.Н. Развитие систем страхования. – М.: Присцельс, 1992. – 91 с.
  3. Лисицин Ю.П. Медицинское страхование: Учеб. пособие. - М., 1995. - 144 с.
  4. Найговзина Н.Б. Ковалевский М.А. «Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты.» - М.: Классик-Консалтинг, 1999. – 192 с.
  5. Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России. – М.: Норма, 2009 -  30с
  6. Право социального обеспечения России: Учебник. / Под ред. К. Н. Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 488 с.
  7. Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика,2009. - 368 с.

Периодические издания

  1. Архипов А.П., Резников А.А. Трансформация рынка обязательного медицинского страхования /А.П.Архипов., А.А.Резников // Финансы. – 2006. - №6. – С.46-50.
  2. Беллис Е. Пациент с правом на выбор //Солидарность-2010,-№48 (773),с – 13
  3. Климова М.А. О реформе системы обязательного медицинского страхования // Налоговый вестник. 2011. № 2. - С. 16 - 20.
  4. Савин Г. Мастер слова //Солидарность-2011,-№46 (819), С - 10
  5. Соколова Н.А. Медицинская организация как субъект обязательного социального страхования // Российский ежегодник трудового права/, 2009. № 5. - СПб.: Юридическая книга, 2010. - С. 437-450.
  6. Соколова Н.А. Страхователи неработающего населения в системе обязательного медицинского страхования // Юридический вестник. 2011. № 3. - С. 73.
  7. Фёдорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения /Т.А.Фёдорова // Финансы. – 2008. - №10. – С.48-51.
  8. Шульман Л.С. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ //Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. 2011. № 2. - С. 78 - 81.

Ресурсы Интернет

27. Расходы  на здравоохранение» [Электронный  ресурс] Режим доступа: http://www.bfm.ru/news/213551?doctype=news

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституция Российской Федерации /принята всенародным голосованием 12.12.1993//с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ/Российская газета 21.01.2009г., ст.41 п.1

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ

(ред. от 23.07.2013//Российская газета//, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.

 

3. «Расходы на здравоохранение» Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bfm.ru/news/213551?doctype=news

 

4. Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин И.Н. Развитие систем страхования. – М.: Присцельс, 1992. – С. 31.

5.Там же – С.246

6. Лисицин Ю.П. Медицинское страхование: Учеб. пособие. - М., 1995. – С. 86.

7. Найговзина Н.Б. Ковалевский М.А. «Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты.» - М.: Классик-Консалтинг, 1999. – С. 21-22.

8. Найговзина Н.Б. Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - М.: Классик-Консалтинг, 1999. – С. 25.

9. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ,ст. 3 /ред. от 27.09.2013/ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" - //Российская газета - 30.09.2013.

Информация о работе Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования