Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 21:21, курсовая работа
Цель данной работы – является анализ, характеристика и пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи: проследить историю развития медицинского страхования; проанализировать особенности обеспечения системы здравоохранения на современном этапе в РФ, при этом раскрыть понятие, принципы и субъекты обязательного медицинского страхования, финансирование медицинского страхования; найти пути в осуществлении совершенствования системы обязательного медицинского страхования.
Введение ……………..…………………………………………………………....2
Глава 1. История развития медицинского страхования …………………….....5
Глава 2. Обеспечение системы обязательного медицинского страхования на современном этапе ……………………………………………………………...8
2.1 Понятие, принципы системы обязательного медицинского страхования …………………………………………………………………………………….8
2.2. Субъекты обязательного медицинского страхования …………………..11
Глава 3. Финансирование медицинского страхования …………………….....17
Глава 4. Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования……………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы...................................................................33
Фонды обязательного медицинского страхования – это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Законом предусматривается, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.23
В целом, и Федеральный, и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, реализуют государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Программа госгарантий
В программе прописаны и финансовые параметры. Это средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования. В 2013 году на каждого гражданина они составляли 9032,5 руб., в 2014-м - 10 294,4, а в 2015-м - 12 096,7 руб. Для сравнения – в 2012 году норматив составлял 7633,4 руб. При этом, однако, надо иметь в виду, что в программу не входят средства, которые выделяют на здравоохранение федеральный бюджет и отдельные ведомства, а также бюджеты регионов на целевые программы. А это финансирование федеральных и региональных медицинских учреждений, включая высокотехнологичную помощь, которую в них оказывают, а также расходы на лечение социально значимых заболеваний (включая психиатрию и наркологию), частично - на "Скорую помощь" и т.д. Так что в реальности на здравоохранение тратятся гораздо большие суммы.
Согласно утвержденной правительством программе на три года, государство увеличивает затраты на лечение россиян.
В целом стоимость программы в 2013 году выросла почти на 200 млрд. руб. по сравнению с 2012 годом при численности населения 142,87 млн. человек. Реализация программы госгарантий в 2011 году при подушевом нормативе 7,6 тыс. руб. обошлась в 1,6 трлн. руб. В 2012 году по отношению к предыдущему году норматив не индексировался.
В 2013 году на оказание медицинской помощи каждому россиянину государство потратило на 18% больше, чем в 2012 году. А к 2015 году эти расходы вырастут по сравнению с сегодняшним уровнем почти на 60%. Эти и другие параметры содержатся в новой Программе госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи на ближайшие три года.24
На современном этапе развития
общества намечено
Законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ урегулированы отношения, касающиеся финансового обеспечения ОМС:
- порядок формирования средств ОМС;
- размер
страхового взноса
- период, порядок
и сроки уплаты страховых
- ответственность за нарушения в сфере уплаты страховых взносов;
- порядок
установления тарифов на
Строительство здоровой нации
требует колоссальных
Доходная часть ОМС, через которую реализуются планы модернизации системы здравоохранения, по словам главы ФФОМС Андрея Юрина к 2015году составит 1 трлн. 406 млрд. рублей.25
Изменение системы финансирования, когда не государство, а пациент становится источником привлечения средств, автоматически влечет за собой конкуренцию между организациями здравоохранения. Только в таких условиях будет повышаться качество медицинских услуг, что положительно скажется на здоровье нации в целом.26 Деньги будут следовать за пациентом в полном объеме.
На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения. Главным драйвером роста до сих пор является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи. До тех пор пока не произойдет значительное улучшение качества бесплатных медицинских услуг, рынок платных медицинских услуг будет расти. Общими тенденциями рынка платной медицины являются расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах появляются крупные многопрофильные медицинские центры. При этом главной задачей крупных игроков становится формирование бренда клиники, определение своей ниши, постоянный анализ ближайших конкурентов, формирование собственной клиентской базы и удержание пациентов. Сдерживающим фактором развития рынка платных медицинских услуг является достаточно высокий уровень цен на них.
С начала 2012 года сохранялся стойкий интерес населения к потреблению платных услуг.
Спрос населения на платные услуги формировался под влиянием изменения в поведении населения в использовании денежных доходов. В январе-ноябре 2012 г. в структуре использования денежных доходов населения доля платных услуг населению составила 15,7% (в январе-ноябре 2011 г. – 16,2 процента). В тоже время рост доходов домашних хозяйств и снижение инфляционного давления способствовали к наращиванию объемов платных услуг населению и изменению в потреблении отдельных их видов. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств наблюдается тенденция повышения доли расходов на оплату.
Темпы прироста (снижения) физического объема платных услуг населения (в сопоставимых ценах, % к предыдущему году)
Медицинские
Санаторно-оздоровительные
Низкие темпы расширения рынка санаторно-оздоровительных услуг в предыдущие годы обусловлены отсутствием полноценной структуры оздоровления и развлечений, отвечающих современным требованиям. Вместе с тем, политика государства, направленная на сохранение и развитие курортов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов, укрепление материально-технической базы санаторно-курортных учреждений, позволило постепенно повысить доступность и эффективность развития санаторно-оздоровительных услуг. В 2012 году по сравнению с 2011 годом объем предоставления санаторно-оздоровительных услуг увеличился на 7,9%, что более чем в 2 раза превышает прирост за 2011 год (3,8 процента).
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.
В условиях децентрализации управления государственными и муниципальными медицинскими учреждениями со стороны государственных органов управления здравоохранением механизм лицензирования позволяет решать вопросы оптимизации структуры медицинской помощи и повышения уровня технической оснащенности медицинских учреждений, приводя объемы и условия оказания медицинской помощи застрахованному населению в соответствии с программами ОМС.
Последние годы вошло в практику допускать организации здравоохранения частных форм собственности к участию в реализации территориальных программ ОМС на конкурсной основе. Это способствует созданию конкурентной среды и является фактором повышения качества и снижения затрат на оказание медицинской помощи застрахованным.
Главное направление дальнейшего совершенствования системы ОМС - создание условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи в рамках базовой и территориальных программ ОМС.
Для этого необходимо последовательное решение целого ряда задач:
• обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и обязательств государства по предоставлению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи застрахованным гражданам;
• разработать правовые механизмы ответственности исполнительной власти субъектов Российской Федерации за выполнение обязательств страхователя неработающего населения, проживающего на данной территории;
• разработать новые подходы к формированию базовой и территориальных программ ОМС в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Важнейшей задачей остается поиск механизмов увеличения объемов финансирования системы ОМС.
Дополнительным источником финансирования могут быть средства Пенсионного фонда РФ на финансирование расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам.
По мере развития реформы ОМС должны решаться задачи, связанные с расширением участия населения в системе ОМС. При этом увеличение доли финансового участия населения должно сопровождаться повышением качества и расширением перечня медицинских услуг. Обязательным условием цивилизованного развития системы ОМС должна стать выработка правовых и финансовых механизмов, позволяющих исключить неформальные платежи пациентов медицинским работникам.
Одной из форм участия граждан в медицинском страховании могут стать предоставление возможности добровольного отказа от участия в системе ОМС и решение вопроса оплаты медицинской помощи через систему добровольного медицинского страхования.
И наконец, главное направление реформы обязательного медицинского страхования - создание в перспективе единой системы медико-социального страхования, которая смогла бы обеспечить население необходимым комплексом социальных гарантий, включая оказание гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.
Структурные преобразования в
системе оказания медпомощи
Таким образом, использование нормативно-подушевого принципа планирования и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках территориальных программ, позволяет улучшить управление объемами медицинской помощи и их сбалансированность по видам.
Вызывает беспокойство тот факт, что около 60% опрошенных не удовлетворены качеством бесплатных медицинских услуг, чуть меньше 30% респондентов оценивают качество предоставляемой бесплатной медицинской помощи положительно.
Основные причины неудовлетворенности качеством бесплатной медицинской помощи: большие очереди на прием к врачу - 33%, низкий уровень профессиональных знаний врачей - 22%, недоброжелательность медицинского персонала - 21%, недоступность некоторых врачей-специалистов - 13%. В то же время, несмотря на достаточно критичное отношение к здравоохранению, около 60% опрошенных россиян считают, что медицинская помощь должна оказываться в основном бесплатно.
Достаточно критические оценки качества бесплатных медицинских услуг практически не отразились на поведенческих стратегиях россиян при обращении в медицинские учреждения. Подавляющее большинство опрошенных (87%) указали, что намерены обратиться в случае своего заболевания в поликлинику по полису обязательного медицинского страхования. Доля респондентов, которые предпочитают лечение в поликлинике на платной основе, составляет 13%.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне востребованности среди различных социальных групп и слоев населения бесплатных медицинских услуг.
Для дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью необходимо принятие Федерального закона «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», в котором были бы определены порядок формирования и утверждения Программы, видов медицинской помощи, перечня услуг и лекарственных средств, стандартов медицинской помощи, источники и размеры отчислений на финансовое обеспечение Программы, мониторинг оценки эффективности и ответственность руководителей органов государственной власти за ее исполнение.
Во всех субъектах Российской Федерации предстоит организовать работу по ведению электронных медицинских карт пациентов. Эти карты нужны для того, чтобы врачи могли иметь доступ к информации о состоянии здоровья гражданина, в какой бы точке Российской Федерации он ни находился. Разумеется, в этом случае медицинские работники должны обладать соответствующими правами доступа к персональным данным пациента. Также необходимо организовать предоставление такой услуги, как электронная запись к врачу, чтобы уменьшить очереди в регистратурах и дать гражданам возможность разными способами осуществить запись как в своем субъекте, так и, при необходимости, в лечебном учреждении соседнего региона. В результате гражданин сможет записаться на прием к врачу как традиционным способом в регистратурах, по телефону, так и через Интернет либо с помощью других информационно-коммуникационных устройств. Наконец, предстоит обеспечить актуальное и достоверное ведение единого регистра медицинского персонала и паспортов лечебных учреждений, которые бы охватывали всю Российскую Федерацию.
Информация о работе Пути совершенствования фонда обязательного медицинского страхования