Развитие экологического страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является система экологического страхования в Российской Федерации.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретическую базу экологического страхования в РФ;
2. Изучить законодательство экологического страхования в РФ;
3. Выявить критерии оценки риска за нанесение вреда окружающей среде;
4.Определить состояние экологического страхования в РФ на сегодняшний день;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде..5стр
1.2 Законодательство по экологическому страхованию……………………11стр
1.3 Критерии оценки риска. Тарифные ставки……………………………...17стр
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1. Правовая база экологического страхования и ее развитие в Российской Федерации……………………………………………………………………..21стр
2.2. Механизм экологического страхования в РФ…………………………..27стр
2.3. Проблемы и перспективы дальнейшего развития отечественного рынка экологического страхования…………………………………………………35стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Готовая страхование.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 

В страховое поле не включаются объекты 0 и 1 категорий. При отнесения предприятия к категориям оговариваются меры предотвращения аварий из-за износа оборудования, недостатков эксплуатации, поставок не качественного сырья. Залповые выбросы (сбросы) загрязнений должны происходить достаточно редко (10…20 раз в год) и быть кратковременными (до полутора суток). Если оказывается, что в течение года, предшествующего заключению договора, выброс (сброс) вредного вещества превышал ПДВ (ПДС), то риск аварийного загрязнения существует. Предприятие относят к экологически опасным объектам, подлежащим обязательному страхованию.

Оказавшиеся в зоне воздействия  аварийного загрязнения юридические  и физические лица несут потери, т.е. экономический ущерб (ускоренный износ основных фондов, снижение продуктивности лесного и сельского хозяйства, ухудшение реакционных условий). Население терпит убытки от заболеваний. Величину убытков рассчитывают по специальным методикам.

При экологическом страховании  оценивается вероятность экстремально высокого загрязнения окружающей среды.

Уровень загрязнения  атмосферного воздуха считается  экстремально высоким, если концентрация загрязнителя одномоментно превышает  ПДКм.р. в 50 и более раз, или в  течение 8 часов в 30…49 раз, или в  течение 2 суток в 20…29 раз. Уровень  загрязнения водных объектов считается экстремально высоким, если ПДКм.р. загрязнителя превышена в 100 и более раз, или покрыто пленкой нефтепродуктов более 1/3 поверхности водоема при обозримой площади до 6 км2, или если содержание растворенного кислорода в воде стало менее 2 мг/л.

Уровень загрязнения  почвы считается экстремально высоким, если содержание пестицидов или загрязняющих веществ техногенного происхождения  превышает ПДК в 50 и более раз.

Критерии экстремально-негативного  воздействия на животный и растительный мир:

- Массовая гибель или  заболевание рыб, водных животных, икры, личинок, молоди, нарушение  путей миграции, нагула, нереста;

- Массовая гибель или  заболевание животных, птиц, когда  уровень смертности или заболеваемости  превышает средний статистический в 3 и более раз;

- Резкое увеличение  случаев физического недомогания,  обращения населения в медицинские  учреждения.

Тарифные ставки экологического страхования различаются по отраслям промышленности (таблица 2).

 Таблица 2. Соотношение тарифных ставок

Наименование отрасли 

Средняя тарифная ставка в % к обороту

Энергетический комплекс

2,0

Нефтехимический комплекс

1,5

Промышленность строительных материалов

1,2 

Химическая промышленность

1,0 

Бумажная промышленность

0,8

Прочие отрасли

0,5 


 

Размер тарифных ставок страховых взносов определяют тремя способами:

1. в процентах от  страховой суммы;

2. в процентах от  суммы штрафных платежей за  предыдущий год;

3. в процентах от  годового производства страхователя.

Например, для тепловых электростанций они устанавливаются в 1…5% от годового оборота или в 1…5% от лимита ответственности по каждому страховому случаю. В особых условиях расположения предприятия назначаются надбавки к страховым тарифным ставкам (например, до 70% при расположении предприятия среди городских кварталов). Тарифные ставки корректируются в зависимости от степени риска на предприятии страхователе и от проведения на нем превентивных природоохранных мероприятий.

Обычно размер страховых  взносов в первые три гола страхования  составляют 90% их базисной величины. Если в течение этих трех лет не возбуждено ни одного иска, то в последующие годы страховые взносы составляют:

- четвертый год - 85%,

- пятый год - 80%,

- шестой и седьмой  годы - 75%,

- последующие годы - 70% от базисной величины.

В случае возбуждения исков к страховщику уже в последующий год страховой взнос взимается в размере 100% базисной величины.

Реальные тарифные ставки по различным  видам страхования сильно отличаются друг от друга. Так, для юридических  лиц тарифы по зданиям и сооружениям составляют 0,5…0,6% от страховой суммы, по вычислительной и оргтехнике 2…12%, по транспортным средствам 5…15%, по грузоперевозкам 0,2…10%. Для физических лиц тарифы составляют по квартирам и дачам 0,3…3%, по автомобилям 7…15%.

Создание системы экологического страхования должно происходить  по следующим этапам:

- Анализ экологической обстановке  в регионе.

- Анализ перспектив экономического  развития территории, планов освоения  природных ресурсов, перспективная  оценка негативных воздействий на окружающую природную среду.

- Оценка страхового поля региона,  выявление предприятий, заинтересованных  в снижении рисков, их возможностей  по финансированию страховой  системы.

- Оценка эффективности страховой  деятельности (страховой маркетинг).

- Организация страховой деятельности.

Результатом страховой деятельности должно являться повышение экологической  безопасности населения и территорий, финансовой устойчивости хозяйствующих  объектов и социальной защиты населения.

 

Глава 2. Анализ экологического страхования в РФ

2.1. Правовая база экологического страхования и ее развитие в Российской Федерации

Правовые основы экологического страхования в Российской Федерации  определяются следующими нормативными актами:

1. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991

2. Федеральный Закон РФ № 116-ФЗ от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

3. Постановление Правительства РФ №1387 от 22.11.96 "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации"

4. Приказ Госкомэкологии России № 486 от 05.11.97 "Об организации работ по обязательному страхованию ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте в Российской Федерации"

5. Приказ Госкомэкологии № 138 от 10.03.98 "Об организации эксперимента по отработке механизма экологического страхования" и другими

Институт экологического страхования применяется для  предотвращения и ликвидации последствий  экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. Отличительной чертой страхования является возможность компенсации непредвиденного чрезвычайного ущерба.

Экологическое страхование  может проводиться в обязательной и добровольной форме, причем мировая  практика показала целесообразность законодательного закрепления обязательного страхования некоторых экологических рисков.

Свое первое законодательное  оформление экологическое страхование  получило в 1991 году в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" (ст. 23). В развитие этого Закона Министерством  охраны окружающей природной среды и природных ресурсов и Росгосстрахом были утверждены Типовые положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации принял собственные законы об экологическом страховании (Ульяновская, Нижегородская области, Татария).

В 1994 году в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий  экологических катастроф Министерство охраны окружающей природной среды  и природных ресурсов РФ приняло  решение о проведении эксперимента по развитию экологического страхования, где в качестве базы для его осуществления были определены несколько регионов (Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Вологодская области, г. Саратов и др.). В августе 1995 г. решение о проведении аналогичного эксперимента приняли органы власти Московской области. В нем первоначально должны были участвовать администрации двух районов области (Ногинского и Раменского), ряд страховых компаний и около 30 предприятий области, деятельность которых может привести к непредвиденному загрязнению окружающей среды.

Основными задачами эксперимента были названы:

- укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах

- экспериментальная апробация элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне

- поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования

- разработка регионального механизма отнесения уплаты экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды

- разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий и страховщиков в проведении экологического аудита предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ

Состоявшаяся в июне 1995 г. в Москве Всероссийская конференция "Теория и практика экологического страхования" констатировала, что  благодаря этому виду страхования у руководителей природоохранных служб появились надежные заинтересованные союзники в лице страховых компаний, финансирующих экологические программы на льготных условиях с целью предотвращения экологических аварий и катастроф. Участники конференции приняли обращение к Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации об ускорении рассмотрения проекта Федерального закона "Об экологическом страховании" и принятии его в 1996 году. Однако данный закон не принят до сих пор.

В 1996 году более 50 страховых компаний Москвы начали деятельность по созданию Московского экологического страхового пула с целью страхования ответственности экологически вредных предприятий (их в Москве более 100) за загрязнение окружающей среды. Предполагалось, что страховой пул будет осуществлять свою деятельность в рамках Программы безопасности, разработанной правительством Москвы. В соответствии с этой программой в случае экологических аварий населению г. Москвы должна выплачиваться компенсация не только из бюджетных средств, но и за счет страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности, и в первую очередь предприятий химического производства.

Для предприятий-страхователей  система предусматривала определенные налоговые льготы, в частности, по части налога на прибыль, уплачиваемого в московский бюджет. К сожалению, работа пула разворачивалась невысокими темпами и сталкивалась с определенными трудностями, прежде всего с неприятием со стороны некоторых руководителей предприятий-страхователей, а также с неплатежеспособностью предприятий. К тому же, сведения о его создании для регистрации в Росстрахнадзор регистрации своевременно поданы не были.

Аналогичная работа с  целью создания пулов по страхованию  экологических рисков была начата в  Московской области, а также Челябинской области и в ряде других регионов Российской Федерации.

В конце октября 1997 г. состоялось очередное заседание  международного семинара "Риск и  страхование", главным инициатором  которого выступила администрация  Иркутской области совместно с рядом научных, общественных организаций и страховых компаний. В ходе его проведения был дан анализ результатов работы по внедрению экологического страхования в некоторых регионах страны, а также первые итоги введения Закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Кроме того, одним из результатов работы семинара стало обращение его участников к Государственной Думе РФ с предложением форсировать работу над проектом Федерального закона об обязательном экологическом страховании, который необходим для развития рынка экологических услуг.

В 1998 году развитие экологического страхования продолжалось, причем уже  не стихийно, а на соответствующей  нормативно-правовой основе. Кроме  того, к тому времени были оформлены многие теоретические разработки в области экологического страхования, включавшие детализацию условий страхования, расчеты и экономические обоснования. В том же 1998 году в соответствии с приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 28 мая 1998 г. № 324 был создан Консультативный совет по экологическому страхованию Госкомэкологии России. Основной целью работы Совета было определено введение в действие экологического страхования для обеспечения экологической безопасности деятельности опасных производственных объектов, обеспечения гарантий компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей природной среды, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий. К компетенции Совета как консультативного органа Госкомэкологии относятся следующие виды деятельности:

1. разработка для Госкомэкологии России предложений и рекомендаций по экологическому страхованию

2. организация заседаний Совета с привлечением представителей Госкомэкологии России и его территориальных органов, законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, общественных организаций, средств массовой информации и других заинтересованных лиц

3. получение запросов от природоохранных и иных государственных органов, организаций и лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Информация о работе Развитие экологического страхования в России