Роль риск-менеджмента в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значения риск-менеджмента, его роли в страховании.
В соответствии с целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты риск-менеджмента;
- наглядно разобрать этапы управления рисками на конкретном риске;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты риск-менеджмента 4
1.1 Понятие и сущность риск-менеджмента 4
1.2 Этапы управления рисками 7
1.3 Методы управления рисками 13
2. Этапы риск-менеджмента на примере риска укуса клеща и заболевания клещевым энцефалитом 16
3. Роль риск-менеджмента в страховании в России 23
3.1 Проблемы и перспективы развития риск-менеджмента в России 23
3.2 Значение риск-менеджмента в страховании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая по РМ на 5!.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

                                            

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

 

1. Теоретические  аспекты риск-менеджмента 4

 

1.1 Понятие  и сущность риск-менеджмента 4

1.2 Этапы управления рисками 7

1.3 Методы управления рисками 13

 

2. Этапы риск-менеджмента на примере риска укуса клеща и    заболевания клещевым энцефалитом 16

 

3. Роль риск-менеджмента в страховании в России 23

 

3.1 Проблемы  и перспективы развития риск-менеджмента  в России 23

3.2 Значение  риск-менеджмента в страховании 29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

 

Список использованной литературы 35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь людей, принадлежащее им имущество, материальные ценности постоянно подвергаются риску быть частично или полностью  утраченными. Риски присутствуют в нашей жизни повсеместно. Наличие огромного количества разновидностей рисков, которые для каждого отдельного предприятия и производителя – свои, обуславливает необходимость их анализа, учета и управления. По мере развития цивилизации, техники, технологий, повышением роли человеческого фактора значение управления рисками только возрастает. Управление рисками так же влияет на эффективность операции и системы, как и управление получением целевого эффекта, управление ресурсами, что позволяет рассматривать управление рисками как одну из составляющих общеорганизационного процесса управления.

Актуальность  исследования  риск-менеджмента  определяется тем, что без эффективного управления рисками нельзя достигнуть главной цели предпринимательства  – получения  наибольшей прибыли, в силу того,  что риски без  контроля над ними, их неблагоприятное  воздействие несут большие затраты, что, безусловно, значительно уменьшает  прибыль. А как раз вопрос о  том, как больше заработать, как уменьшить  затраты и избежать неблагоприятных  последствий интересует людей уже  долгое время. И особенно это актуально  для страхования, находящегося в  стадии развития в нашей стране.

Цель  данной курсовой работы – раскрытие  сущности и значения риск-менеджмента, его роли в страховании.

В соответствии с целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть  основные теоретические аспекты  риск-менеджмента;

- наглядно  разобрать этапы управления рисками  на конкретном риске;

-проанализировать  состояние риск-менеджмента в  России;

-раскрыть  значение риск-менеджмента в страховании.

 

  1. Теоретические аспекты риск-менеджмента

    1. Понятие и  сущность риск-менеджмента

 

Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми  отношениями, возникающими в процессе этого управления. В основе риск-менеджмента  лежит целенаправленный поиск и  организация работы по снижению степени  риска, искусство получения и  увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной  ситуации.

Конечная  цель риск-менеджмента соответствует  целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении  наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя  соотношении прибыли и риска.

В области  страхового обеспечения предпринимается  целый ряд целенаправленных действий, направленных на ограничение риска  в системе отношений в страхования, использование которого предполагает три главенствующих аспекта:

1. Предположение  последствий действий в рисковой  ситуации экономическими субъектами;

2.     Навыки реагирования на возможные последствия;

3. Выявление  и реализация мер нейтрализации  или компенсации возможных негативных  последствий. [5]

Объектом  управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и  экономические отношения между  хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим  отношениям относятся отношения  между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между  предпринимателями.

Субъект управления в риск-менеджменте –  это специальная группа людей (финансовый менеджер, аквизитор, актуарий и др.), которая посредством различных  при`мов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Процесс воздействия субъекта на объект управления, т. е. сам процесс управления, может  осуществляться только при условии  циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Различают два типа функций риск-менеджмента: функции объекта управления и  функции субъекта управления.

 К  функциям объекта управления  относится организация: разрешения  риска; рисковых вложений капитала; работы по снижению величины  риска; процессы страхования рисков; экономических отношений и связей  между субъектами хозяйственного  процесса. К функциям субъекта  управления относятся: прогнозирование,  организация, регулирование, координация,  стимулирование, контроль. [2]

 Прогнозирование  в риск-менеджменте представляет  собой разработку на перспективу  изменений финансового состояния  объекта в целом и его различных  частей. Особенностью прогнозирования  является также альтернативность  в построении финансовых показателей  и параметров, определяющая разные  варианты развития финансового  состояния объекта управления  на основе наметившихся тенденций. 

 Организация  представляет собой объединение  людей, совместно реализующих  программу рискового вложения  капитала на основе определенных  правил и процедур. К ним относится  создание органов управления, построение  структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

 Регулирование  в риск-менеджменте - это воздействие  на объект управления, посредством  которого достигается состояние  устойчивости этого объекта в  случае возникновения отклонения  от заданных параметров. Оно охватывает, главным образом, текущие мероприятия  по устранению возникших отклонений.

 Координация  представляет собой согласованность  работы всех звеньев системы  управления риском, аппарата управления  и специалистов. Она  обеспечивает  единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления  и отдельного работника. 

 Стимулирование  в риск-менеджменте - это побуждение  финансовых менеджеров, других специалистов  в заинтересованности в результате  своего труда. 

 Контроль - это проверка организации работы  по снижению степени риска.  Посредством контроля собирается  информация о степени выполнения  намеченной программы действий, доходности рисковых вложений  капитала, соотношении прибыли и  риска, на основании которой  вносятся изменения в финансовые  программы. Контроль предполагает  анализ результатов мероприятия  по снижению степени риска.  [3]

  Основные  правила риск-менеджмента:

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо  думать о последствиях риска.

3. Нельзя  рисковать многим ради малого.

4. Положительное  решение принимается лишь при  отсутствии сомнения.

5. При  наличии сомнений принимаются  отрицательные решения.

6. Нельзя  думать, что всегда существует  только одно решение. Возможно, есть и другие.

Реализация  первого правила означает, что  прежде, чем принять решение о  рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:

- определить  максимально возможный объем  убытка по данному риску;

- сопоставить  его с объемом вкалываемого  капитала;

- сопоставить  его со всеми собственными  финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого  капитала к банкротству данного  инвестора.

Реализация  второго правила требует, чтобы  финансовый менеджер, зная максимально  возможную величину убытка, определил  бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял решение об отказе от риска (т.е. от мероприятия), принятии риска на свою ответственность  или передаче риска на ответственность  другому лицу.

Действие  третьего правила особенно ярко проявляется  при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что финансовый менеджер должен определить и выбрать  приемлемое для него соотношение  между страховым взносом и  страховой суммой.

Страховой взнос - это плата страхователя страховщику  за страховой риск. Страховая сумма - это денежная сумма, на которую  застрахованы материальные ценности, ответственность, жизнь и здоровье страхователя.

Риск  не должен быть удержан, т.е. инвестор не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом  взносе. Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для  которой имеется только одно решение (положительное или отрицательное), надо сначала попытаться найти другие решения. Возможно, они действительно  существуют. Если же анализ показывает, что других решений нет, то действуют  по правилу "в расчете на худшее", т.е. если сомневаешься, то принимай отрицательное  решение. [16]

    1. Этапы управления рисками

 

Процесс управления риском можно условно разделить на ряд  этапов в соответствии с особенностями  последовательности действий по управлению риском. Выделение таких этапов является условным, потому что на практике они  часто реализуются одновременно, а не последовательно, друг за другом. [1]

1. Определение цели предпринимательской  деятельности. (Классические цели: обеспечение  выживаемости, рентабельности.) Первым этапом управления рисками является постановка целей. При этом следует рассматривать действия компании, которая, в отличие от субъективно мыслящего индивида, не осуществляет бесцельных действий. В противном случае вполне может существовать бессмысленный и бесцельный риск. Заметим, что любое действие, направленное на достижение цели, связано с риском. Даже если нет альтернативного варианта действий, существует риск недостижения цели. С позиции методологии исследования рисков, на данном этапе происходит определение условий, которым должны удовлетворять методы исследования рисков. Например, определяется, какие меры риска будут применены для оценки степени достижения цели. На основании целей устанавливается характер применяемых методов исследования риска. Так, если поставленная цель является новой для предприятия и если для ее оценки недостаточно статистических данных, значительную долю займут эвристические методы анализа риска.

2. Выявление риска. На этом этапе происходит идентификация рисков, изучается их специфика, обусловленная природой и другими характерными чертами рисков, выделяются особенности их реализации, включая изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них

Для идентификации рисков необходима информация, которая  должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной.  Источником такой информации могут быть данные об опыте подобных проектов в прошлом, мнения экспертов, различного рода аналитические обзоры, данные специализированных компаний. Действия в рамках данного этапа являются не однократными, а представляют собой непрерывный процесс сбора и обработки данных.

При выявлении рисков важно  узнать как можно больше о причинах и факторах, влияющих на вероятность  реализации риска.

Факторы I порядка — это первичные причины, вызывающие риск как таковой. Чаще всего они носят объективный характер и находятся вне контроля (стихийные бедствия, аварии и т. д.).

Факторы II порядка влияют на вероятность возникновения ущерба и его величину. Сами по себе они не являются причиной ущерба. Эти факторы, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Объективные факторы — это строительные материалы здания, наличие охранной сигнализации, местонахождение объекта, возраст и пол человека. Субъективные факторы связаны с особенностями поведения и характером человека. [11]

3. Оценка риска. Оценка  риска включает в себя сбор  и обработку данных по аспектам  риска, качественный и количественный  анализ риска.

 Качественный анализ  предполагает: выявление источников  и причин риска, этапов и  работ, при выполнении которых  возникает риск, то есть: установление  потенциальных зон риска; идентификацию  (установление) всех возможных рисков; выявление практических выгод  и возможных негативных последствий,  которые могут наступить при  реализации содержащего риск  решения.

  Количественный анализ  предполагает численное определение  отдельных рисков и риска проекта  (решения) в целом. На этом  этапе определяются численные  значения вероятности наступления  рисковых событий и их последствий,  осуществляется количественная  оценка степени (уровня) риска,  определяется (устанавливается) также  допустимый в данной конкретной  обстановке уровень риска. [1]

Самые простые методы оценки риска, доступные любому предприятию:

вероятностная оценка риска; ранжирование рисков.

Информация о работе Роль риск-менеджмента в страховании