Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа
Современная история Израиля восходит ко второй половине 19 века, когда традиционное религиозное еврейское сообщество столкнулось с новой волной еврейской иммиграции из Восточной Европы в Палестину. Новые поселенцы, во многом разделявшие взгляды европейских социалистов, поставили задачей вернуть себе землю своих предков, начав создавать сельскохозяйственные поселения. Одними из первых были основаны поселения в Моце (1873), Гей-Они (1878) и Петах-Тикве (1878), а затем в Ришон ле-Ционе (1882). К 1880 население Палестины достигло 450 тыс. человек, из них 24 тыс. составляли евреи, преобладавшие в городах, особенно в Иерусалиме. За период с 1882 по 1900 еврейская община в Палестине возросла до 50 тыс. Человек [1].
Раздел 1. Формирование нации и социальной политики Израиля.
1.1. История формирования Израиля.
1.2. Социальная политика: формирование и современные направления.
1.3. Профсоюзное движение.
Раздел 2. Социальная политика Израиля.
2.1. Уровень благосостояния населения.
2.2. Система социальной защиты.
Раздел 3. Система пенсионного страхования в Израиле.
Раздел 4. Система здравоохранения и медицинского страхования в Израиле.
Список использованных источников.
Экономические факторы. В данный период Израиль, как и другие страны, пострадал от длительного экономического кризиса, начавшегося в середине 1970-х гг., а также последующего энергетического кризиса, продолжающегося на протяжении 1980-х гг. Проблема в системе управления экономикой в начале 1980-х гг. стала причиной быстро растущей инфляции и достижения беспрецедентного годового дохода в 400% в 1984 году. Эти трудности привели к росту напряженности в поддержке и распределении ресурсов для системы государственного благосостояния. В результате этого ассигнования для многочисленных программ в образовании, здравоохранении и социальных служб населения существенно сократились.
В середине 1990-х гг. два важных направления доминируют в социальной политике Израиля. Одно направление ведёт к сокращению расходов государственного благосостояния, другое ведёт к ограничению роста благосостояния, т.е. государство не может обеспечить нормального существования малых и особых групп населения. Оба направления, по существу, политические, хотя они часто представляются как результат экономического управления. Политика сокращения расходов отражается в снижении государственных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту. Данная политика может привести к маргинализации благосостояния в Израиле, т.е. постепенному разрушению роли общественных социальных служб. Вследствие преобразований некоторые службы социального обеспечения оказывают услуги нуждающимся и поставляют продукты только для бедных и неимущих.
Национальная система страхования в Израиле является основным политическим инструментом для социальной защиты общества и экономики, самой большой социальной службой в стране. Демографические изменения, такие как рост пожилого населения, составление иммиграционных групп, а также рост безработицы и бедности, стали критическими факторами в развитии системы социальной политики благосостояния Израиля.
Современная национальная система страхования включает в себя следующие программы: страхование жизни от несчастных случаев; программа выплат детских пособий; страхование от безработицы, несчастных случаев на производстве, потери дееспособности; страхование материнства и ряд дополнительных специфических схем социального страхования.
1.3. Профсоюзное движение
Характерными чертами израильского профсоюзного движения являются его сильная централизованность и высокая степень идеологизации - пропитанной духом сионизма. В стране действуют четыре профсоюзных объединения, однако их численный состав и соответственно этому роль в рабочем движении далеко не одинаковы. Самой крупной и наиболее влиятельной является Всеобщая федерация трудящихся Израиля - Гистадрут. По существу, когда речь идет о профсоюзном движении в Израиле, в первую очередь и главным образом имеется в виду Гистадрут и его деятельность. Согласно уставу, Всеобщая федерация трудящихся Израиля учреждалась для следующих целей:
1) создания и развития сельскохозяйственных и промышленных предприятий во всех отраслях производства в городе и деревне;
2) организации кредитных учреждений и фондов для предоставления ссуд сельскохозяйственным поселениям и кредитования других видов экономической активности;
3) унификации экономических и трудовых группировок;
4) организации кооперативного снабжения и различных видов производительной деятельности для обеспечения экономической независимости трудящихся;
5) для найма рабочей силы и повышения производительности труда.
Наряду с лицами, работающими по найму, в Гистадруте состоят мелкие товаропроизводители, торговцы, члены кооперативов, лица свободных профессий, студенты, домашние хозяйки и т. п. Равноправными членами Гистадрута являются и высокооплачиваемые директора, управляющие и прочий административный состав. Весьма многочисленную категорию членов Гистадрута составляют домохозяйки.
Состоящие в Гистадруте являются в первую очередь членами федерации в целом, а через нее - членами отдельных отраслевых союзов, которые формируются руководящими органами Гистадрута и наделяются весьма ограниченными полномочиями. Отраслевые союзы не располагают собственными бюджетами и в своих расходах всецело зависят от руководящих органов федерации. Попытки крупнейших отраслевых союзов добиться большей самостоятельности неизменно наталкиваются на противодействие руководства федерации. Такая структура Гистадрута способствует высокой централизации объединения и укрепляет положение руководящей верхушки сионистской профбюрократии.
Одним из самых сильных побудительных мотивов для вступления трудящихся в Гистадрут и веской причиной подчинения рядовых членов руководству является наличие профсоюзной системы социального страхования. Члены Гистадрута автоматически состоят членами больничных касс, в которые поотупают отчисления из зарплаты трудящихся и из специальных фондов предприятий и учреждений.
Гистадрут не только играет видную роль в общественной и политической жизни страны, но и является одним из столпов израильской экономики. С течением времени Гистадрут разросся и сложную организацию, которая выступает не только как профессиональное объединение, но и как центральная кооперативная ассоциация и как коллективный предприниматель - собственник средств производства, которые составляют отдельный хозяйственный сектор.
Гистадрут является мощной финансово - промышленной корпорацией, которая владеет банками, промышленными предприятиями и страховыми компаниями. Экономическая деятельность Гистадрута проходит через компанию Хеврат овдим, которая выступает как держатель акций предприятий Гистадрута и как центральный орган, координирующий рабочее кооперативное движение. Гистадруту принадлежат строительный трест Солел боне, один из трех крупнейших банков Израиля — Банк гапоалим, кооперативное предприятие по сбыту сельскохозяйственной продукции - Тнува и страховая компания Гасне. Гистадрут является держателем акций ряда предприятий совместно с правительством, общественными организациями и частными фирмами.
Раздел 2. Социальная политика Израиля
2.1 Уровень благосостояния населения
В докладе Global Wealth Report аналитики компании Allianz рассматривали уровень благосостояния населения в 2012 году более чем в 50 странах мира. В рейтинге самых богатых стран мира по объему чистых финансовых активов на душу населения Израиль занял десятое место с показателем € 51 652 , отмечают исследователи Allianz [5]. Проведённое исследование свидетельствует о том, что рост уровня финансовых активов, наметившийся в процессе восстановления после финансового кризиса 2007–2008 годов, неожиданно остановился: в 2012 году уровень чистых финансовых активов на душу населения уменьшился на 5,4% по сравнению с 2011 годом. Опубликованный статистический отчёт об экономических итогах 2012 года демонстрирует резкое торможение роста ВВП, снижение объема потребления в частном секторе и падение уровня жизни. Если в начале 2012 года ВВП рос со скоростью около 5.8% годовых, то к четвертому кварталу этот показатель упал до 3.2%. При этом объем экспорта сократился на 7.3%, потребление в частном секторе уменьшилось на 1.1%, а частное потребление на душу населения (индекс уровня жизни) сократилось на 4% в первой половине года и еще на 3% — во второй половине. Во втором полугодии 2012 года продажи автомобилей упали на 24%, продажи товаров длительного пользования — на 17%. Рост ВВП был обусловлен ростом потребления в общественном секторе на 5% и ростом инвестиций, преимущественно в недвижимость [6]. Таким образом, макроэкономическая статистика подтверждает, что полоса экономического роста заканчивается, Израиль входит в новую полосу спада. Валовой внутренний продукт Израиля и другие показатели экономической активности за период 2009-2013 года отображены в таблице 1.1. [7].
Таблица 1.1
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Население |
7473052 |
7233701 |
7590758 |
7933200 |
7941900 |
Уровень рождаемости (на 1000 чел) |
20.02 |
19.77 |
19.51 |
19.24 |
18.97 |
Уровень смертности (на 1000 чел) |
5.41 |
5.43 |
5.45 |
5.47 |
5.5 |
Уровень младенческой смерти (на 1000 новорожд) |
4.28 |
4.22 |
4.17 |
4.12 |
4.07 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
80.61 |
80.73 |
80.86 |
80.96 |
81.07 |
ВВП |
201.4 |
206.9 |
219.4 |
238.2 |
|
Рост ВВП |
4.2 |
0.2 |
4.6 |
4.7 |
|
Население за чертой бедности |
21.6 |
21.6 |
23.6 |
23.6 |
23.6 |
Уровень инфляции |
4.6 |
3.3 |
2.6 |
3.5 |
|
Уровень безработицы |
6.1 |
7.6 |
6.4 |
5.6 |
2.2 Система социальной защиты
Социальная система Израиля имеет три основные цели: первая – для экономически слабых групп населения обеспечение прожиточного минимума в Израиле, вторая цель – поддержка уровня жизни работников и их семей в неординарных ситуациях, и третья – регулирование и распределение дохода таким образом, что будет способствовать большему равенству граждан Израиля.
Такового понятия минимальная заработная плата в Израиле не существует. Заработной платой в Израиле принято считать как любую компенсацию, которая вытекает из трудовых официальных отношений между работодателем и наёмным работником, а в узком смысле этого понятия - заработная плата - это базовая оплата труда, в которую не высчитываются льготы, дополнительные выплаты. Но есть ещё и другие определения понятия заработной платы в Израиле. И сюда входят и все поощрительные денежные выплаты, и финансовые надбавки. Но для определения минимального размера зарплаты в Израиле все эти финансовые поощрения не считаются. Но, в то же время, в расчёт зарплаты по закону о заработной плате, принятом в 1958 году, входит сверхурочная работа, плата за выход в праздничные дни.
Минимальная заработная плата в Израиле рассчитывается довольно просто. При легальном трудоустройстве в Израиле минимальная зарплата составляет 47,5% от средней зарплаты по всему Израилю. Средняя заработная плата в свою очередь каждый год регулярно устанавливается по всей стране. В Израиле устанавливается также минимальная плата за день и за час.
При легальном трудоустройстве в Израиле проблем с выплатой заработной платы нет, так как своевременная выплата заработанных работником средств защищена общими законодательными актами и нормативными документами. Это ещё один положительный момент, почему именно стоит трудоустраиваться легально.
Самая главная причина, по которой многие отказываются от репатриации в Израиль – это остаться без работы, за «бортом» общества, потерять или снизить имеющийся социальный статус. С другой стороны, возникшие экономические трудности в связи с мировым финансовым кризисом, подталкивают многих людей к поиску лучшей жизни, в частности к трудоустройству в Израиле. В 2002 году огромная волна репатриантов из Аргентины просто таки хлынула в Израиль, так как тяжёлое финансовое положение в стране вынудило людей покинуть её пределы.
С 1 октября 2013 г., минимальная заработная плата в стране выросла на 200 шекелей и составляет теперь 4.300 шекелей в месяц. Минимальная почасовая зарплата составляет 23,12 шекеля. Минимальная зарплата для подростков младше 16 лет составляет 3.010 шекелей, для подростков в возрасте от 16 до 17 лет – 3.225 шекелей, а в возрасте от 17 до 18 лет – 3.569 шекелей в месяц. Согласно оценкам, прибавку к зарплате получат около 600 тысяч работников [9].
Внеурочное повышение минимальной зарплаты (обычно она индексируется 1-го апреля) связано с тройственным соглашением между правительством, профсоюзами и работодателями о двухэтапном повышении минимальной зарплаты. На первом этапе, летом 2012 года, минимальная зарплата была повышена на 250 шекелей [9].
Социальные государственные пособия являются гарантией базовой финансовой защищённости каждого жителя страны и его семьи, в случае столкновения с трудностями временного или постоянного характера.
Надо сказать, что расходы на выплату пособий в Израиле составляют не малую часть бюджета страны, а потому правительством было принято решение о сокращении разного рода пособий и выплат, урезании их размеров и ужесточении мер на право их оформления и получения. Социальные пособия и выплаты в Израиле были сокращены практически на 5%, при этом резко снизился размер пособия по обеспечению прожиточного минимума в Израиле, уменьшилось пособие по безработице, снизились социальные выплаты на детей и другие социальные пособия.
Пособие по обеспечению прожиточного минимума выплачивается Ведомством национального страхования на основании Закона об обеспечении минимального дохода, действующего с 01.01.82. Этот закон предоставляет право на ежемесячное пособие каждой семье и каждому гражданину Израиля, которые не могут обеспечить себе минимальный прожиточный доход. Действие закона обеспечивается следующими социальными службами: Служба социальных услуг, Служба трудоустройства, Отдел повышения квалификации и профессионального образования, Центр восстановления трудоспособности и Служба здравоохранения и просвещения.
В Израиле существует 2 вида пособий:
• Пособие по обеспечению прожиточного минимума. Полное ежемесячное пособие лицам, которые не могут обеспечить себе доход от зарплаты, например, больные, инвалиды, пострадавшие от аварии или безработные, которым не полагается иных пособий и выплат.
• Пособие, дополняющее доход до прожиточного минимума. Частичное пособие, выплачиваемое лицам, чьи доходы от работы или иных источников ниже минимального прожиточного минимума (дополнение к низкой заработной плате, к пособию по безработице, к алиментам и прочее).
Сегодня прожиточный минимум в Израиле находится ниже так называемой «черты бедности», об этом говорят многие граждане страны, которые получают социальное пособие. Для одинокого гражданина «черта» проведена по 1777 шекелям, а вот пособие, обеспечивающее прожиточный минимум составляет всего 1671. При этом для бездетной пары черта бедности в Израиле определена как 2800 шекелей, а для пары с ребенком – 3700 шекелей, а пособие на обеспечение прожиточного минимума составляет соответственно 1838 и 2005 [10].
Информация о работе Система пенсионного страхования в Израиле