Система пенсионного страхования в Израиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Современная история Израиля восходит ко второй половине 19 века, когда традиционное религиозное еврейское сообщество столкнулось с новой волной еврейской иммиграции из Восточной Европы в Палестину. Новые поселенцы, во многом разделявшие взгляды европейских социалистов, поставили задачей вернуть себе землю своих предков, начав создавать сельскохозяйственные поселения. Одними из первых были основаны поселения в Моце (1873), Гей-Они (1878) и Петах-Тикве (1878), а затем в Ришон ле-Ционе (1882). К 1880 население Палестины достигло 450 тыс. человек, из них 24 тыс. составляли евреи, преобладавшие в городах, особенно в Иерусалиме. За период с 1882 по 1900 еврейская община в Палестине возросла до 50 тыс. Человек [1].

Содержание работы

Раздел 1. Формирование нации и социальной политики Израиля.

1.1. История формирования Израиля.
1.2. Социальная политика: формирование и современные направления.
1.3. Профсоюзное движение.

Раздел 2. Социальная политика Израиля.

2.1. Уровень благосостояния населения.
2.2. Система социальной защиты.

Раздел 3. Система пенсионного страхования в Израиле.

Раздел 4. Система здравоохранения и медицинского страхования в Израиле.

Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Соц политика.docx

— 87.30 Кб (Скачать файл)

Экономические факторы. В данный период Израиль, как и другие страны, пострадал от длительного экономического кризиса, начавшегося в середине 1970-х гг., а также последующего энергетического кризиса, продолжающегося на протяжении 1980-х гг. Проблема в системе управления экономикой в начале 1980-х гг. стала причиной быстро растущей инфляции и достижения беспрецедентного годового дохода в 400% в 1984 году. Эти трудности привели к росту напряженности в поддержке и распределении ресурсов для системы государственного благосостояния. В результате этого ассигнования для многочисленных программ в образовании, здравоохранении и социальных служб населения существенно сократились.

В середине 1990-х гг. два важных направления доминируют в социальной политике Израиля. Одно направление ведёт к сокращению расходов государственного благосостояния, другое ведёт к ограничению роста благосостояния, т.е. государство не может обеспечить нормального существования малых и особых групп населения. Оба направления, по существу, политические, хотя они часто представляются как результат экономического управления. Политика сокращения расходов отражается в снижении государственных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту. Данная политика может привести к маргинализации благосостояния в Израиле, т.е. постепенному разрушению роли общественных социальных служб. Вследствие преобразований некоторые службы социального обеспечения оказывают услуги нуждающимся и поставляют продукты только для бедных и неимущих.

Национальная система страхования в Израиле является основным политическим инструментом для социальной защиты общества и экономики, самой большой социальной службой в стране. Демографические изменения, такие как рост пожилого населения, составление иммиграционных групп, а также рост безработицы и бедности, стали критическими факторами в развитии системы социальной политики благосостояния Израиля.

Современная национальная система страхования включает в себя следующие программы: страхование жизни от несчастных случаев; программа выплат детских пособий; страхование от безработицы, несчастных случаев на производстве, потери дееспособности; страхование материнства и ряд дополнительных специфических схем социального страхования.

 

1.3. Профсоюзное движение

 

Характерными чертами израильского профсоюзного движения являются его сильная централизованность и высокая степень идеологизации - пропитанной духом сионизма. В стране действуют четыре профсоюзных объединения, однако их численный состав и соответственно этому роль в рабочем движении далеко не одинаковы. Самой крупной и наиболее влиятельной является Всеобщая федерация трудящихся Израиля - Гистадрут. По существу, когда речь идет о профсоюзном движении в Израиле, в первую очередь и главным образом имеется в виду Гистадрут и его деятельность. Согласно уставу, Всеобщая федерация трудящихся Израиля учреждалась для следующих целей:

1) создания и развития сельскохозяйственных и промышленных предприятий во всех отраслях производства в городе и деревне;

2) организации кредитных учреждений и фондов для предоставления ссуд сельскохозяйственным поселениям и кредитования других видов экономической активности;

3) унификации экономических и трудовых группировок;

4) организации кооперативного снабжения и различных видов производительной деятельности для обеспечения экономической независимости трудящихся;

5) для найма рабочей силы и повышения производительности труда.

Наряду с лицами, работающими по найму, в Гистадруте состоят мелкие товаропроизводители, торговцы, члены кооперативов, лица свободных профессий, студенты, домашние хозяйки и т. п. Равноправными членами Гистадрута являются и высокооплачиваемые директора, управляющие и прочий административный состав. Весьма многочисленную категорию членов Гистадрута составляют домохозяйки.

Состоящие в Гистадруте являются в первую очередь членами федерации в целом, а через нее - членами отдельных отраслевых союзов, которые формируются руководящими органами Гистадрута и наделяются весьма ограниченными полномочиями. Отраслевые союзы не располагают собственными бюджетами и в своих расходах всецело зависят от руководящих органов федерации. Попытки крупнейших отраслевых союзов добиться большей самостоятельности неизменно наталкиваются на противодействие руководства федерации. Такая структура Гистадрута способствует высокой централизации объединения и укрепляет положение руководящей верхушки сионистской профбюрократии.

Одним из самых сильных побудительных мотивов для вступления трудящихся в Гистадрут и веской причиной подчинения рядовых членов руководству является наличие профсоюзной системы социального страхования. Члены Гистадрута автоматически состоят членами больничных касс, в которые поотупают отчисления из зарплаты трудящихся и из специальных фондов предприятий и учреждений.

Гистадрут не только играет видную роль в общественной и политической жизни страны, но и является одним из столпов израильской экономики. С течением времени Гистадрут разросся и сложную организацию, которая выступает не только как профессиональное объединение, но и как центральная кооперативная ассоциация и как коллективный предприниматель - собственник средств производства, которые составляют отдельный хозяйственный сектор.

Гистадрут является мощной финансово - промышленной корпорацией, которая владеет банками, промышленными предприятиями и страховыми компаниями. Экономическая деятельность Гистадрута проходит через компанию Хеврат овдим, которая выступает как держатель акций предприятий Гистадрута и как центральный орган, координирующий рабочее кооперативное движение. Гистадруту принадлежат строительный трест Солел боне, один из трех крупнейших банков Израиля — Банк гапоалим, кооперативное предприятие по сбыту сельскохозяйственной продукции - Тнува и страховая компания Гасне. Гистадрут является держателем акций ряда предприятий совместно с правительством, общественными организациями и частными фирмами.

 

Раздел 2. Социальная политика Израиля

 

2.1 Уровень благосостояния населения

 

В докладе Global Wealth Report аналитики компании Allianz рассматривали уровень благосостояния населения в 2012 году более чем в 50 странах мира. В рейтинге самых богатых стран мира по объему чистых финансовых активов на душу населения Израиль занял десятое место с показателем € 51 652 , отмечают исследователи Allianz [5]. Проведённое исследование свидетельствует о том, что рост уровня финансовых активов, наметившийся в процессе восстановления после финансового кризиса 2007–2008 годов, неожиданно остановился: в 2012 году уровень чистых финансовых активов на душу населения уменьшился на 5,4% по сравнению с 2011 годом. Опубликованный статистический отчёт об экономических итогах 2012 года демонстрирует резкое торможение роста ВВП, снижение объема потребления в частном секторе и падение уровня жизни. Если в начале 2012 года ВВП рос со скоростью около 5.8% годовых, то к четвертому кварталу этот показатель упал до 3.2%. При этом объем экспорта сократился на 7.3%, потребление в частном секторе уменьшилось на 1.1%, а частное потребление на душу населения (индекс уровня жизни) сократилось на 4% в первой половине года и еще на 3% — во второй половине. Во втором полугодии 2012 года продажи автомобилей упали на 24%, продажи товаров длительного пользования — на 17%. Рост ВВП был обусловлен ростом потребления в общественном секторе на 5% и ростом инвестиций, преимущественно в недвижимость [6]. Таким образом, макроэкономическая статистика подтверждает, что полоса экономического роста заканчивается, Израиль входит в новую полосу спада. Валовой внутренний продукт Израиля и другие показатели экономической активности за период 2009-2013 года отображены в таблице 1.1. [7].

 

Таблица 1.1


 

2009

2010

2011

2012

2013

Население

7473052

7233701

7590758

7933200

7941900

Уровень рождаемости (на 1000 чел)

20.02

19.77

19.51

19.24

18.97

Уровень смертности (на 1000 чел)

5.41

5.43

5.45

5.47

5.5

Уровень младенческой смерти (на 1000 новорожд)

4.28

4.22

4.17

4.12

4.07

Ожидаемая продолжительность жизни  при рождении

80.61

80.73

80.86

80.96

81.07

ВВП

201.4

206.9

219.4

238.2

 

Рост ВВП

4.2

0.2

4.6

4.7

 

Население за чертой бедности

21.6

21.6

23.6

23.6

23.6

Уровень инфляции

4.6

3.3

2.6

3.5

 

Уровень безработицы

6.1

7.6

6.4

5.6

 

 

 

 

2.2 Система социальной защиты

 

Социальная система Израиля имеет три основные цели: первая – для экономически слабых групп населения обеспечение прожиточного минимума в Израиле, вторая цель – поддержка уровня жизни работников и их семей в неординарных ситуациях, и третья – регулирование и распределение дохода таким образом, что будет способствовать большему равенству граждан Израиля.

Такового понятия минимальная заработная плата в Израиле не существует. Заработной платой в Израиле принято считать как любую компенсацию, которая вытекает из трудовых официальных отношений между работодателем и наёмным работником, а в узком смысле этого понятия - заработная плата - это базовая оплата труда, в которую не высчитываются льготы, дополнительные выплаты. Но есть ещё и другие определения понятия заработной платы в Израиле. И сюда входят и все поощрительные денежные выплаты, и финансовые надбавки. Но для определения минимального размера зарплаты в Израиле все эти финансовые поощрения не считаются. Но, в то же время, в расчёт зарплаты по закону о заработной плате, принятом в 1958 году, входит сверхурочная работа, плата за выход в праздничные дни.

Минимальная заработная плата в Израиле рассчитывается довольно просто. При легальном трудоустройстве в Израиле минимальная зарплата составляет 47,5% от средней зарплаты по всему Израилю. Средняя заработная плата в свою очередь каждый год регулярно устанавливается по всей стране. В Израиле устанавливается также минимальная плата за день и за час.

При легальном трудоустройстве в Израиле проблем с выплатой заработной платы нет, так как своевременная выплата заработанных работником средств защищена общими законодательными актами и нормативными документами. Это ещё один положительный момент, почему именно стоит трудоустраиваться легально.

Самая главная причина, по которой многие отказываются от репатриации в Израиль – это остаться без работы, за «бортом» общества, потерять или снизить имеющийся социальный статус. С другой стороны, возникшие экономические трудности в связи с мировым финансовым кризисом, подталкивают многих людей к поиску лучшей жизни, в частности к трудоустройству в Израиле. В 2002 году огромная волна репатриантов из Аргентины просто таки хлынула в Израиль, так как тяжёлое финансовое положение в стране вынудило людей покинуть её пределы.

С 1 октября 2013 г., минимальная заработная плата в стране выросла на 200 шекелей и составляет теперь 4.300 шекелей в месяц. Минимальная почасовая зарплата составляет 23,12 шекеля. Минимальная зарплата для подростков младше 16 лет составляет 3.010 шекелей, для подростков в возрасте от 16 до 17 лет – 3.225 шекелей, а в возрасте от 17 до 18 лет – 3.569 шекелей в месяц. Согласно оценкам, прибавку к зарплате получат около 600 тысяч работников [9].

Внеурочное повышение минимальной зарплаты (обычно она индексируется 1-го апреля) связано с тройственным соглашением между правительством, профсоюзами и работодателями о двухэтапном повышении минимальной зарплаты. На первом этапе, летом 2012 года, минимальная зарплата была повышена на 250 шекелей [9].

Социальные государственные пособия являются гарантией базовой финансовой защищённости каждого жителя страны и его семьи, в случае столкновения с трудностями временного или постоянного характера.

Надо сказать, что расходы на выплату пособий в Израиле составляют не малую часть бюджета страны, а потому правительством было принято решение о сокращении разного рода пособий и выплат, урезании их размеров и ужесточении мер на право их оформления и получения. Социальные пособия и выплаты в Израиле были сокращены практически на 5%, при этом резко снизился размер пособия по обеспечению прожиточного минимума в Израиле, уменьшилось пособие по безработице, снизились социальные выплаты на детей и другие социальные пособия.

Пособие по обеспечению прожиточного минимума выплачивается Ведомством национального страхования на основании Закона об обеспечении минимального дохода, действующего с 01.01.82. Этот закон предоставляет право на ежемесячное пособие каждой семье и каждому гражданину Израиля, которые не могут обеспечить себе минимальный прожиточный доход. Действие закона обеспечивается следующими социальными службами: Служба социальных услуг, Служба трудоустройства, Отдел повышения квалификации и профессионального образования, Центр восстановления трудоспособности и Служба здравоохранения и просвещения.

В Израиле существует 2 вида пособий:

• Пособие по обеспечению прожиточного минимума. Полное ежемесячное пособие лицам, которые не могут обеспечить себе доход от зарплаты, например, больные, инвалиды, пострадавшие от аварии или безработные, которым не полагается иных пособий и выплат.

• Пособие, дополняющее доход до прожиточного минимума. Частичное пособие, выплачиваемое лицам, чьи доходы от работы или иных источников ниже минимального прожиточного минимума (дополнение к низкой заработной плате, к пособию по безработице, к алиментам и прочее).

Сегодня прожиточный минимум в Израиле находится ниже так называемой «черты бедности», об этом говорят многие граждане страны, которые получают социальное пособие. Для одинокого гражданина «черта» проведена по 1777 шекелям, а вот пособие, обеспечивающее прожиточный минимум составляет всего 1671. При этом для бездетной пары черта бедности в Израиле определена как 2800 шекелей, а для пары с ребенком – 3700 шекелей, а пособие на обеспечение прожиточного минимума составляет соответственно 1838 и 2005 [10].

Информация о работе Система пенсионного страхования в Израиле