Система пенсионного страхования в Израиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Современная история Израиля восходит ко второй половине 19 века, когда традиционное религиозное еврейское сообщество столкнулось с новой волной еврейской иммиграции из Восточной Европы в Палестину. Новые поселенцы, во многом разделявшие взгляды европейских социалистов, поставили задачей вернуть себе землю своих предков, начав создавать сельскохозяйственные поселения. Одними из первых были основаны поселения в Моце (1873), Гей-Они (1878) и Петах-Тикве (1878), а затем в Ришон ле-Ционе (1882). К 1880 население Палестины достигло 450 тыс. человек, из них 24 тыс. составляли евреи, преобладавшие в городах, особенно в Иерусалиме. За период с 1882 по 1900 еврейская община в Палестине возросла до 50 тыс. Человек [1].

Содержание работы

Раздел 1. Формирование нации и социальной политики Израиля.

1.1. История формирования Израиля.
1.2. Социальная политика: формирование и современные направления.
1.3. Профсоюзное движение.

Раздел 2. Социальная политика Израиля.

2.1. Уровень благосостояния населения.
2.2. Система социальной защиты.

Раздел 3. Система пенсионного страхования в Израиле.

Раздел 4. Система здравоохранения и медицинского страхования в Израиле.

Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Соц политика.docx

— 87.30 Кб (Скачать файл)

 

Раздел 3. Система пенсионного страхования в Израиле

 

Израиль славится своей "полусоциалистической" системой социального страхования. Такое понятие как пенсия в Израиле делится на две части: накопительная пенсионная система и пособие по старости. Если человек проработал в Израиле хотя бы 10 лет и выплачивал взносы в пенсионный фонд, то к наступлению пенсионного возраста он имеет право на пенсию, а также на пособие по старости. Если по какой-то причине человек не работал или не выплачивал эти взносы, он имеет право только на пособие по старости.

Пособия по старости выплачиваются Битуах Леуми. Битуах Леуми – это государственная структура, которая призвана оказывать гражданам страны материальную помощь, когда возникает необходимость в такой помощи.  Если правильно перевести название этой организации на русский язык, это бы звучало как Институт Социального страхования. Cреди всех многочисленных выплат основным предназначением Битуах Леуми является выплата пенсии по старости. Итак, все граждане Израиля имеют право на государственную пенсию в том случае, если они проработали в стране 10 лет и достигли пенсионного возраста. 10 лет нужно проработать в общей сложности, не важно стаж непрерывный или имеются перерывы в работе, не важно сколько мест работы человек сменил. Важно только, чтобы из своего дохода он сделал в течение жизни не менее 120 выплат в Битуах Леуми, это означает, что его пенсионный фонд в Битуах Леуми уже сформирован после 10 лет работы. Правда, есть некоторые исключения для репатриантов, которые приехали в страну в возрасте старше 45 лет. Им достаточно проработать 5 лет, чтобы получить пенсию из Битуах Леуми.

Пенсионный возраст в Израиле установлен 67 лет для мужчины и 64 года для женщины. Здесь тоже есть исключения. Когда увеличивали пенсионный возраст для мужчин с 65 до 67 лет и для женщин с 60 до 64 лет, был принят закон о постепенном переходе к максимальному пенсионному возрасту. Существует таблица, по которой, например, женщины 1949 года рождения могут получить пенсию в 62 года. Однако, для всех мужчин, начиная с мая 1942 года рождения, и для женщин, начиная с мая 1953 года рождения, пенсионный возраст установлен соответственно 67 и 64 года.

Итак, пенсию по старости ёиз Битуах Леуми могут получать следующие граждане Израиля:

1. Проработавшие в стране 10 лет.

2. Достигшие пенсионного возраста (67 лет для мужчин и 64 года для женщин).

3. Два этих условия должны быть выполнены вместе.

То есть, проработав 10 лет вы получаете право на пенсию по достижению пенсионного возраста. Теоретически вы можете больше вообще не работать, если у вас есть средства к существованию. Практически таких людей нет.

Размер пенсии в Израиле зависит от среднестатистической заработной платы по стране и не привязан к фактическому доходу конкретного человека. Среднестатистическая зарплата рассчитывается ежемесячно Статистическим управлением и публикуется 15 числа каждого месяца вместе с индексом потребительских цен. И так же, как индекс потребительских цен, средняя зарплата меняется практически ежемесячно и имеет тенденцию к росту, хотя в период экономического кризиса средняя зарплата резко упала, но с выходом из кризиса продолжает постепенно расти. Например, средняя зарплата на 15 марта 2010 года составила 8015 шекелей в месяц. С первой заработной платы каждый гражданин Израиля платит налог в Битуах Леуми в зависимости от своего дохода. Чем больше доход, тем больше отчисления в Битуах Леуми. Пенсия же распределяется между всеми по социалистическому принципу уравниловки. Хорошо это или плохо, не известно. Это факт, и его приходится принимать.

Пенсия по старости из Битуах Леуми ("кицбат зикна") для всех граждан страны установлена в размере:

1. Минимум 16% от среднестатистической зарплаты по стране.

2. Максимум 24% от среднестатистической зарплаты по стране.

Минимальную пенсию в размере 16% (или примерно 1300 шекелей в месяц) получают все граждане, проработавшие 10 лет и достигшие пенсионного возраста. За каждый проработанный год сверх 67 лет как для мужчин, так и для женщин, установлена добавка в 2%. Есть и другие критерии увеличения пенсии. Например, если супруга или супруг не работали и не получили право на пенсию, то другой супруг получает надбавку до 50% к пенсии за неработавшую супругу (или супруга). Неработающая супруга (или супруг) не получают пенсию из Битуах Леуми, так как она (или он) не работали и находились на иждивении супруга.

Если к выходу на пенсию у гражданина есть дети до 18 лет, он также может получить добавку к пенсии. Но по всем критериям вместе гражданин не может получить пенсию более 24% от среднестатистической зарплаты по стране. Если взять для примера среднюю зарплату по состоянию на 15 марта 2011 года, пенсия по старости не может быть больше 1924 шекеля в месяц, что составляет примерно 25% от принятого дохода в семье, как указано в схеме планирования защиты семьи [13].

Те репатрианты, которые приехали в Израиль в пожилом возрасте и не работали в стране, получают от государства пособие по бедности, что несколько больше, чем размер пенсии по старости. Почему? Потому что государство доплачивает им социальную надбавку до прожиточного минимума, так как они не имеют другого дохода. Они попадают в разряд социально-бедных. Существуют определенные критерии бедности и государство контролирует эти критерии, приостанавливая выплату пособий, если эти критерии не соблюдаются.

Заработанная гражданами пенсия по старости является суммой, которую государство не может уменьшить или забрать. Даже если гражданин уехал из страны, Битуах Леуми продолжает перечислять заработанную пенсию на его счёт в Израиле, поскольку он эту пенсию заработал. Пенсия по старости меньше пособия по бедности, но предполагается, что работник в течение трудовой деятельности должен сделать другие пенсионные накопления, позволяющие ему вести материльно привычный образ жизни и в пенсионном возрасте.

Если у гражданина не оказалось дополнительных пенсионных накоплений, Битуах Леуми будет выплачивать ему социальную надбавку, но в этом случае человек переходит в разряд социально-бедных, и к нему будут применяться все требования и критерии, необходимые для выплаты пособия по бедности. По достижении 70 лет, как для мужчин, так и для женщин, пенсия по старости платится всем, кто имеет заработанное право на эту пенсию, независимо от того продолжает ли гражданин работать и каков его реальный доход. До этого возраста существуют ограничения в сумме дохода для работающих пенсионеров.

Поскольку в функцию любого государства входит поддержка бедных, социально-слабых слоёв населения, государство, в первую очередь, заинтересовано в том, чтобы бедных было меньше. Для этого государство создаёт условия, стимулирующие граждан в течение жизни накапливать себе средства, которые обеспечили бы им достойную старость. С экономической точки зрения, государству выгоднее потратить некоторые средства на работающих граждан, чем в будущем содержать бедных стариков или инвалидов.

Основным средством стимулирования создания пенсионных накоплений является система льгот по налогообложению, принятая как для наёмных работников, так и для работодателей и бизнесменов. Льготы от государства получает как наёмный работник, так и работодатель. Для крупных предприятий с большим доходом гораздо выгоднее отчислять пенсионные накопления для работников, чем платить повышенный подоходный налог. Чем больше доход предприятия, тем больше экономическая выгода от пенсионных отчислений. Поэтому на крупных предприятиях создаются более выгодные условия для наёмных работников. Работник тоже имеет льготу в размере от 25% до 35% от фактических отчислений в пенсионную программу. Льготу он получает ежемесячно при расчёте подоходного налога.

Каждый работник может потратить на пенсионную программу столько средств, сколько может и хочет, но налоговая льгота даётся только на сумму не более 5% от реального дохода. Поскольку доход у всех разный, то и льгота будет разная.

Чтобы не поставить в неравные условия формирования пенсии работников со средним и высоким уровнем дохода, существует верхний предел, так называемый потолок, выше которого льгота по налогу не действует. Этот верхний предел ежегодно меняется. Например, за 2009 год он составил 7400 шекелей в год, в 2010 году - 7800 шекелей, а в 2011 - 8200 шекелей в год. То есть, при любом доходе работник за 2010 год не может получить льготу по налогу больше 2730 шекелей [13].

Из этого правила есть исключения, например, для работников которые начали пенсионные накопления в возрасте старше 50 лет. Это сделано для того, чтобы эти работники имели возможность вкладывать больше средств в пенсионный фонд и успели накопить к пенсии необходимую сумму, получая при этом оптимальную льготу по налогу.

Пенсионные программы для наёмных работников в Израиле известны как «битуах менаалим», «мевтахим», «керен пенсия», есть ещё множество других названий. Но все эти программы объединяет одно: примерно 2/3 от общей суммы вкладывает работодатель, а 1/3 отчисляет работник напрямую из своей зарплаты. В этих программах формируется пенсия и выходное пособие которое положено работнику при увольнении.

Оптимальный расклад распределения вложенных средств в процентах от зарплаты работника выглядит следующим образом:

• отчисления работника – 5% на пенсию

• отчисления работодателя - 5% на пенсию

• 8,33% на выходное пособие

Всего оптимальный размер вложенных средств в пенсионную программу составляет 18,33% от зарплаты работника [14].

Этот закон дал право работнику самому выбирать программу или страховую компанию, в которой он хочет сделать пенсионную программу. На практике, чаще всего работник не владеет достаточной информацией о пенсионных программах и полагается на знания страхового агента, которого ему предлагает работодатель. Но всё-таки надо отметить, что в последнее время работники всё чаще пользуются своим правом выбора пенсионной программы.

Пенсионные программы рассчитаны таким образом, что если работник переводит отчисления в пенсионную программу на протяжении более, чем 35 лет, то его пенсия может составить до 75% от его реальной заработной платы. При этом вовсе не обязательно, чтобы работник все эти годы работал на одном предприятии. Если работник меняет место работы, то программа может переходить за ним из одной организации в другую. Или другой вариант. Работник может на каждом предприятии иметь отдельную пенсионную программу, тогда выйдя на пенсию, он будет получать ежемесячные суммы из различных финансово-страховых компаний.

В расчёт ежемесячной пенсии берётся средне-статистическая продолжительность жизни в Израиле. Эта величина у мужчин и у женщин разная. И кроме того, она может меняться, если меняется демографическая ситуация в стране. Надеюсь, что все пояснения понятны и перехожу к конкретным примерам.

Финансово-страховые компании выплачивают пенсию, начиная с пенсионного возраста ежемесячно до тех пор, пока человек жив. Расчёт ежемесячной пенсии берётся исходя из накопленной суммы в пенсионном фонде конкретного гражданина и средней продолжительности жизни в Израиле. Гражданин получает пенсию всю жизнь, сколько живёт. Образно говоря, если вам суждено прожить 120 лет, то и пенсию вы будете получать ежемесячно до 120 лет, хотя среднестатистическая продолжительность жизни намного меньше.

Пенсионная программа может быть составлена из расчёта получения пенсии в течение определённого срока, например, в течение 120 или 240 месяцев. В этом случае, если человек не доживает до указанного расчётного возраста, то в пенсионном фонде остаётся некая сумма, которая выплачивается наследнику (или наследникам) после смерти человека. Оформляя пенсионные программы, обязательно указываются наследники, которые в случае смерти работника получают накопленную сумму. В некоторых программах оставшаяся сумма может превращаться в пенсию для вдовы или вдовца, а также для несовершеннолетних детей. В других программах накопленная сумма выплачивается наследникам одноразово. Но в любом случае остаток накопленной в пенсионной программе суммы передаётся наследникам.

Закон, обязывающий работодателя делать пенсионные программы для наёмных работников, вышел только с 1 января 2008 года. До этого времени огромное количество наёмных работников не имели пенсионных накоплений, и по достижении пенсионного возраста получают только пенсию из Битуах Леуми. Они вынуждены либо продолжать работать, либо переходить в разряд социально-слабых слоёв населения и получать из Битуах Леуми социальную надбавку. А те работники, которым сделали пенсионные программы с января 2008 года, если к этому времени находились в возрасте старше 40-45 лет, не успевают к пенсионному возрасту накопить необходимую сумму. То есть, их пенсия будет значительно меньше идеальной пенсии, обеспечивающей сохранение привычного дохода для семьи.

Закон гласит, что пенсионные отчисления в последующие годы будет таким: в 2012 году - минимум 10% от зарплаты работника, в 2013 году - минимум 12,5% от зарплаты работника, в 2014 году - минимум 15% от зарплаты работника.

Все последующие годы отчисления в пенсионный фонд работника не могут быть меньше 15% от его зарплаты. При этом 5% отчисляется непосредственно из зарплаты работника и 10% отчисляет работодатель из своих средств. Работодатель обязан сделать работнику пенсионную программу не позднее 6 месяцев со дня приёма на работу.

На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что множество репатриантов, которые приехали в Израиль в работоспособном возрасте и успели проработать в стране до выхода на пенсию 15-20 лет, по выходу на пенсию оказываются в крайне тяжёлом финансовом положении. Все эти люди, работая на производстве и создавая материальные блага для страны, платили государству налоги, а к старости оказались с мизерной пенсией, не позволяющей даже частично обеспечить привычный, сложившийся уровень дохода. Ситуация серьёзная, и это ситуация не будущего, а уже сегодняшнего дня. Государство должно было это предвидеть. Однако эти вопросы только сейчас стали подниматься на государственном уровне.

Информация о работе Система пенсионного страхования в Израиле