Система страхования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа российского и зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и определение основных направлении и перспектив ее развития в России.
В курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и сущность системы страхования вкладов;
2. Рассмотреть основные принципы системы страховых вкладов, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам,
3.Дать характеристику деятельности агентства по страхованию вкладов.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 544.04 Кб (Скачать файл)

 

Самым тяжелым последствием банковских кризисов различных стран  исторически является кризис недоверия населения к банковской системе. Никакими административными мерами невозможно заставить население хранить свои свободные денежные средства в банках. В связи с чем, возникла необходимость проведения серьезных экономических мер и создания объективного нормативно – правового обеспечения функционирования системы защиты банковских вкладов.

В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости  формирования общероссийской системы  страхования вкладов. Эту позицию  активно поддержали представительные и законодательные органы государственной  власти и банковское сообщество. Одновременно успешное развитие экономики в последние  годы позволило сформировать прочный  фундамент для создания системы  защиты банковских вкладов.

Для решения поставленной задачи важнейшим актом в этой сфере является принятие ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в 2003 году и создание системы страхования вкладов.[1]

В настоящее время система  защиты банковских вкладов существует в странах с исторически сложившейся  рыночной экономикой, являясь при  этом неотъемлемой частью банковской системы. На Западе данная схема получила большое распространение и в  силу своей развитости подразумевает  под собой более широкое понятие, а именно «систему страхования вкладов».

Страхование банковских вкладов  можно определить как правоотношения по защите интересов физических лиц, заключивших с банком договор  банковского вклада или банковского  счета, при наступлении определенных страховых случаев за счет фонда  обязательного страхования вкладов, формируемого Агентством по страхованию  вкладов из уплаченных банками страховых  взносов, а также за счет иных средств.

Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов  и не требует заключения договора страхования (п. 3 ст. 5 Закона). Участие  в системе страхования вкладов  обязательно для всех банков, имеющих  разрешение Банка России на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение  банковских счетов физических лиц. Поэтому  рассматриваемые отношения отнесены к такой форме страхования  как обязательное страхование (ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 935 ГК, ст. 1 Закона о страховании вкладов).[2]

Кредитная организация несет  обязанность обеспечивать сохранность  вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования. Важнейшим способом законодательного обеспечения защиты прав и интересов граждан, заключивших договор банковского вклада или банковского счета является введение системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Правовые, финансовые и организационные основы функционирования указанной системы установлены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». [1]

Закон регулирует отношения  по созданию и функционированию системы  страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного  фонда, выплатам возмещения по вкладам  при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие  в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Помимо названного закона, отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России.

Основой для принятия решения  о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение  лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент  вкладчиков, получающих полное возмещение. В соответствии со сложившейся международной  практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать  в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало  национальную систему защиты вкладов  как соответствующую наилучшей  мировой практике.

К положительным моментам такой системы можно отнести простоту расчета страхового возмещения, что делает систему страхования понятной для общества. Недостатком такой системы является снижение заинтересованности вкладчиков в мониторинге финансового состояния банков.[5, с.211]

В результате, в Законе учтены все возможные и необходимые  величины по формированию и возмещению средств для функционирования системы страхования вкладов. Таким образом, обеспечены равные условия поддержки со стороны государства для большинства вкладчиков в стране, одинаковые конкурентные условия по привлечению вкладов граждан для всех банков, в том числе для банков с государственным участием.

Принятие и реализация законодательства о страховании  вкладов привели к тому, что  многие российские банки заново пересмотрели свои стратегические планы. Многие банки  по-новому взглянули на процессы управления, внутреннего контроля. Они усовершенствовали  процедуры принятия деловых решений, раскрыли ранее непрозрачные структуры  собственности, улучшили качество кредитных  портфелей, привели экономические  нормативы и показатели финансовой устойчивости в соответствие с требованиями законодательства.

Участие в системе страхования  вкладов и уплата страховых взносов  в фонд страхования вкладов обязательны  для всех кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

 

    1. Цели участников системы страхования вкладов

 

Закон о страховании вкладов  включает в состав участников системы  страхования вкладов вкладчиков: банки, имеющие разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц; Агентство по страхованию вкладов (Агентство); Банк России. В правоотношениях страхования Агентство признается страховщиком, банки - страхователями, а вкладчики - выгодоприобретателями.[13]

Помимо субъектов, названных  в качестве участников системы страхования  вкладов, к их числу можно причислить и Правительство РФ, которое имеет право осуществлять управление системой страхования вкладов и контроль за ее функционированием путем участия его представителей в совете директоров Агентства.

Участниками системы страхования  вкладов могут являться также  банки – агенты, которые, действуя от имени и за счет Агентства, осуществляют прием от вкладчиков заявления о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплаты возмещения по вкладам.

Для построения эффективно работающей системы страхования  вкладов необходимо определить, какие  цели преследует создание этой системы. То есть, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в  целом.

Государство, в первую очередь, заинтересовано в стабильном экономическом  росте, одним из условий которого является мобилизация сбережений населения, их вовлечение в инвестиционный процесс. Что касается стран с исторически  сложившейся рыночной экономикой, важнейшую  роль в этом процессе играют такие  учреждения, как негосударственные  пенсионные фонды и страховые  компании.

В настоящее время коммерческие банки являются преимущественно  частными предпринимательскими структурами, они не берут на себя решение общегосударственных  или региональных экономических  и социальных задач, если это не приносит им прибыль. Но от них требуется понимание  того, что банковский бизнес призван  нести определенную долю ответственности  за социально экономическое состояние  общества. То есть должны быть найдены  такие формы взаимодействия государства  и банков, которые будут стимулировать  их к участию в реализации общественных целей.

Одним из направлений деятельности кредитных организаций является инвестиционная деятельность, в процессе которой они инвестируют не собственные, а привлеченные средства, а значит, риск подобных инвестиций.

Сегодня в России существует специальная государственная программа, реализуемая в соответствие с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Основная цель программы – защита сбережений населения, размещаемых в российских банках.

Правительством установлена  «несгораемая сумма» до 700 тысяч рублей. Размер суммы определен из средних  размеров вкладов граждан. Большинство  всех вкладов россиян во всех банках на территории России, а именно 98% вкладов  физических лиц, укладывается в эту  сумму. Государство гарантирует  каждому вкладчику выплату этих денег при наступлении страхового случая.

Вкладчиком российского  банка может стать любой субъект. У гражданина ли России или иностранного государства, или вообще у лица без  гражданства, у всех у них банки  охотно и на законных основаниях примут вклад. 

Законодательство допускает  возможность стать вкладчиком начиная с 14-летнего возраста. Все накопленные деньги можно принести в один банк и положить на один счет, но никто не ограничивает возможности делать вклады в любом количестве и в любых банках. Все зависит от желания вкладчика и его решения. [14]

Принимать вклады от населения  государство доверяет не всем. Банки  должны иметь разрешение, лицензию Центрального банка и быть участниками  системы страхования вкладов. О  том, что банк включен в систему  страхования, сразу же делается запись в его реестре. Информация об этом публикуется в Российской газете и Вестнике Банка России, размещается  на сайте Агентства по страхованию  вкладов.

Безусловно, ни один из банков не станет скрывать от вкладчиков факт участия в системе страхования. Все банки размещают информацию для вкладчиков в собственных  документах, доступных клиентам. Для  перепроверки достоверности информации, любой россиянин может позвонить  на горячую линию Агентства по страхованию вкладов по телефону 8-800-2000-805.

Следует учесть, что Агентство  занимается крупными финансовыми учреждениями, каковыми являются банки. В различных  формах деньги готовы принять и другие финансовые организации, под векселя или иные финансовые инструменты.

Эти структуры не являются банками, и не участвуют в системе  страхования вкладов, хотя и действуют  на законных основаниях. С банками  их объединяет лишь возможность привлечения  средств населения, но в более  мелком масштабе. Если на банковских вкладах  сегодня аккумулируется около 6 трлн. рублей, то сумма средств, привлеченная микро финансовыми организациями  на порядок меньше. Доверяя им деньги, люди действуют на собственный страх  и риск. Использование в таких  случаях слова вклад не что  иное, как рекламный трюк, не имеющий  ничего общего с банковскими вкладами.

С клиентами, принявшими решение  сделать вклад, банк всегда заключает  договор банковского вклада, регулирующий отношения между двумя сторонами, банком и вкладчиком. Иные формы  привлечения средств финансовыми  организациями сопровождаются подписанием  иных документов, например, договора доверительного управления, договора купли-продажи  паев и др. Существенно, что под  защиту Агентства по страхованию  вкладов попадают только договоры банковского  вклада.

Только страхование вкладов  не может обеспечить уверенность  в том, что финансовая система  будет здоровой. Задача обеспечения  финансовой стабильности в стране должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных органов: Банка России, органа банковского надзора и  Агентства по страхованию вклада.

Только эффективная, организационно структурированная система страхования  вкладов может обеспечить регулирование  потоков денежных средств населения  в виде вкладов в банках и в  виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает их действенным инструментом государственной экономической  политики.

 

 

 

Глава 2. Основные направления развития системы страхования  вкладов в России и за рубежом

 

2.1.Мировой опыт  формирования и функционирования системы страхования вкладов

 

Как показывает мировой опыт, абсолютные размеры выплат отличаются от страны к стране. Тем не менее, подходы, которые применяются в  практике страхования депозитов  для определения оптимального размера  страхового возмещения, в целом схожи. В их основу положен принцип адекватности размера возмещения уровню развития экономики страны и доходам населения, что в итоге делает систему  страхования способной эффективно выполнять свои основные функции.

В настоящее время в  России предельный размер страхового возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб. Данный размер выплат был введен в действие 1 октября 2008 г. За прошедшие 4 года сформировалось несколько факторов, позволяющих говорить о целесообразности корректировки размера страхового возмещения в обозримой перспективе.

1. Накопленная инфляция. В результате инфляционных процессов  реальный уровень защищенности  вкладчиков снизился. К концу 2012 года возмещение по вкладам в эквиваленте, приведённом к 1 октября 2008 г., составляло около 500 тыс. руб. То есть оно девальвировалось почти на 30%.

2. Рост доходов населения.  За последние 4 года номинальные  доходы населения выросли на 50%. Это приводит к постепенному  укрупнению вкладов. Так, в  I полугодии 2012 года 63% притока средств в банки обеспечивалось за счет вкладов свыше 700 тыс. руб. (в 2009 году – только 40%). В результате на вклады в пределах действующего страхового возмещения приходится по объёму 54% вместо 63% в 2008 году.

Информация о работе Система страхования вкладов