Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа российского и зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и определение основных направлении и перспектив ее развития в России.
В курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и сущность системы страхования вкладов;
2. Рассмотреть основные принципы системы страховых вкладов, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам,
3.Дать характеристику деятельности агентства по страхованию вкладов.
Исторически пропорциональное страхование применялось в 26 странах, в том числе в Великобритании, Венгрии, Германии, Ирландии, Эстонии, Чили, Омане и т.д.
В 2006-2008 гг. подобный принцип выплаты возмещения по вкладам действовал и в России. Опыт работы Агентства в этот период показал, что пропорциональное страхование (особенно при значительном размере гарантий) не позволяет системе страхования вкладов решать одну из своих важнейших задач – предотвращать паническое бегство вкладчиков из банков в самые сложные для банковской системы моменты – в периоды общей финансовой нестабильности.
Также этот механизм оказался сложен для понимания вкладчиками. Например, в 2007–2008 гг. более трети всех вопросов, поступающих на горячую линию Агентства, касались правила расчета страховки. В итоге применение франшизы вело к возникновению негативного отношения вкладчиков к системе страхования и государству в целом, поскольку при наступлении страхового случая государство воспринимается ими не как «возвращающее» 90% средств, а как «отбирающее» 10% вклада.
Все сказанное характерно не только для России. Например, в Великобритании в 2008 г. по результатам оценки ситуации вокруг банка Northern Rock, столкнувшегося в результате кризиса с оттоком вкладов, пропорциональное страхование было немедленно отменено. Более того, в изменениях от 11 марта 2009 г. 2009/14/ЕС к Директиве 94/19/ЕС всем странам ЕС было рекомендовано отменить ступенчатую (пропорциональную) систему страховых выплат по депозитам.[8, c.243]
В настоящее время все страны, когда-либо использующие механизм пропорционального страхования, отказались от него как от неэффективного.
Напротив, география стран, в которых применяется система дифференцированных ставок страховых взносов банков, постоянно расширяется.
Впервые такая система
была введена Федеральной
Среди главных задач, которые
ставят перед собой государства
при внедрении системы
Рис. 6. Диапазон ставок страховых взносов в некоторых странах (% в год)
Необходимо отметить, что
существующие системы дифференцированных
взносов значительно отличаются
друг от друга, в первую очередь, по
составу и количеству показателей,
которые используются для оценки
рисков банков и степени их дифференциации
по уровням ставок страховых взносов.
Тенденцией последнего времени является
использование как
Среди наиболее часто используемых количественных показателей можно назвать:
Качественные показатели
обычно характеризуют соблюдение банком
положений нормативных
В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что система дифференцированных по уровню риска страховых взносов не обязательно является подходящей для всех стран. Например, в Общем руководстве по созданию систем с дифференцированными взносами, подготовленном Международной ассоциацией страховщиков депозитов, отмечается, что необходимыми условиями для эффективной работы такой системы являются адекватный бухгалтерский учет и финансовая отчетность, отражающая реальные риски банков.
В России в качестве первого шага для снижения возможного негативного воздействия морального риска предлагается устанавливать повышенные отчисления в фонд страхования вкладов для банков, применяющих «нерыночные» процентные ставки по вкладам (существенно превышающие среднерыночный уровень, сложившийся в определенный момент времени).
Так, предлагается установить, что банк будет уплачивать дополнительную ставку страховых взносов, размер которой может составлять до 40% базовой ставки, если процентные ставки по привлекаемым им вкладам на 2 процентных пункта превышают среднее значение по рынку. Если же ставка по вкладам на 3 процентных пункта выше среднерыночной, страховой взнос банка может быть увеличен до 200% базовой величины.
Предложенный механизм может рассматриваться как прообраз системы дифференцирования страховых взносов.
Его применение в совокупности с совершенствованием банковского надзора, в том числе в части контроля Банком России процентных ставок по привлекаемым вкладам, по мнению Агентства, позволит минимизировать проблемы морального риска при повышении размера страхового возмещения.
Заключение
В процессе глобального финансового кризиса, затронувшего большинство государств, высшее руководство многих стран активизировало работу, направленную на создание модернизацию механизмов, способствующих поддержанию стабильности национальных банковских систем и обеспечению эффективной защиты интересов клиентов банков, которые начинают испытывать трудности или разоряются.
За последние 10 лет
в научной среде и
Осознание этого
факта послужило основой
Анализ зарубежного опыта функционирования и отечественной практики систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и по дальнейшему совершенствованию и развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации. Необходимо совершенствовать российскую систему страхования вкладов, т.к. она будет способствовать дальнейшему оздоровлению банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью и конкуренции банков за возможность привлекать денежные средства вкладчиков, еще более повысит доверие клиентов за счет их уверенности в возврате своих средств, расширит ресурсную базу коммерческих банков и улучшит её структуру, что обеспечит и соответствующий рост банковских активов, и расширение банковской деятельности в целом, через систему страхования депозитов можно решать ряд проблем регулирования банковской деятельности.
Любая страховая
система может успешно
В российской системе страхования вкладов ведущую роль играет государство, что является гарантом.
Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.
В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, снижения морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Особенности современного периода экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими из них являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц, снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств, прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.
Основной целью создания систем страхования вкладов является защита интересов вкладчиков - физических лиц. В дальнейшем система страхования вкладов может быть распространена и на вклады юридических лиц.
Наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день являются системы страхования вкладов в Европе, в частности, Германии, и в США. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития, поэтому их опыт следует учесть при построении отечественной системы страхования вкладов.
Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 25.12.2012) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
3. Басс А. Б. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. (с.207)
4. Банковское дело. Управление и технологии. Учебник. 3-е изд. - М.: Юнити-Дана , 2012. (с.309)
5. Басс А. Б. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. (с.211)
6. Жуков Е. Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. (с.101)
7. Крюков Р. В. Банковское дело и кредитование. Конспект лекций. Учебное пособие - М.: А-Приор , 2011. (с.214)
8. Костерина Т. М. Банковское дело. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ , 2013. (с.501,243)
9. Соколов Ю. А. Организация денежно-кредитного регулирования. Учебное пособие - М.: Флинта , 2011. (с.78)
10. Теплякова Н. А. Банковские операции. Ответы на экзаменационные вопросы 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ТетраСистемс , 2012. (с.305)
11. Тавасиев А. М. Банковское дело. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. (с.233)
12. Философова Т. Г. Лизинговый бизнес. Учебник 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана , 2012. (с.321)
13. Официальный сайт государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Web:тhttps://asv.org.ru
14. Информационный портал "Банкир", Web: https://bankir.ru
15. Официальный сайт страховой компании ОСАО "Ингосстрах", Web: www.ingos.ru