Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовик_Социальное страхование.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Институт  управления и предпринимательства в социальной сфере

Кафедра управления страховым делом и социальным страхованием

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:

«СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

по дисциплине «Страхование»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ИФМ УФР 3-1

Михалева  А.М.

 

Проверила:

к.э.н., профессор

Бесфамильная  Л.В

 

 

 

 

Москва 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Понятие, социально-экономическая сущность, особенности социального страхования в России 2

2. Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования 2

3. Система социального страхования 2

3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2

3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2

3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2

3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2

4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2

Список используемой литературы 2

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Трансформация общественно-экономической  системы России в середине 2000-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Продолжался социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности. Численность населения России в 2007 г. в сравнении с 2006 г. сократилась на 300 тыс. человек в 2008 г. - на 920 тыс. человек, в 2009 г. - на 435 тыс. человек.

Реальные доходы большинства нашего населения сокращаются, и только 15% граждан живут сегодня лучше прежнего. Более 1/3 населения живет за чертой бедности, 10% - за чертой нищеты (физиологического минимума). Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка вызвала рост инфекционной заболеваемости (дизентерия, туберкулез, дифтерия, тиф, сифилис). Впервые за последние 25 лет в России имели место эпидемии дифтерии и холеры.

В то же время резко возросла численность  населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное снижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления  задержки выплат заработной платы и  пенсий — эти и другие факторы  привели к возникновению ареалов  бедности и нищеты.

Таким образом, в последние 15 лет существенно  возросла актуальность социальной защиты для подавляющей части населения  России.

Решая эту  задачу, исполнительные и законодательные  органы страны в последние 10-15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды. Это позволило сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе.

Сформированные  финансовые инструменты и механизмы  социального страхования, пусть  и весьма несовершенные, позволили  в условиях масштабных изменений  экономической и социальной сферы  предотвратить распространение  крайних форм нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования. При этом не вызывает сомнений и тот факт, что сформировать эффективную систему социального страхования пока не удалось. Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

 

 

1. Понятие, социально-экономическая сущность, особенности социального страхования в России

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы  социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе по не зависящим  от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Социальное  страхование – важнейший элемент  государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты , обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.

К основным принципам социального  страхования относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального  страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой  организационно-правовой формы, а также  граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального  страхования уплачивать страховые  взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также  органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные  уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения  прав застрахованных лиц по обязательному  социальному страхованию при  наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Отношения по обязательному социальному  страхованию возникают:

- у страхователя-работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

- у страховщика - с момента регистрации страхователя;

- у застрахованных лиц -- по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеря кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Объект  социального страхования – имущественные  интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов, возникающих вследствие наступления социальных рисков.

Экономическое содержание социального страхования представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Экономическое содержание социального страхования

 

Организация социального страхования базируется на следующих предпосылках:

личной ответственности - работники сами участвуют в финансировании своего страховании, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

солидарности – работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

организационного самоуправления - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей;

всеобщности - социальное страхование распространяется на широкие круги нуждающихся в нем.

В России потенциал социального страхования  еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного  фонда России, Фонда социального  страхования и фондов обязательного  медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.

Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет  выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% от размера предшествовавшей выходу на пенсию заработной платы, которая  в 5-6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в  целом по странам ЕС. Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов, — всего 26% ВВП. Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой.

Например, в странах Европейского Союза  объем финансирования социального  страхования составляет величину в  диапазоне 16—25% ВВП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45—55% ВВП).

 

2. Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования

В большинстве развитых стран мирового сообщества финансовые механизмы социального  страхования используют принцип  автономности от государственного бюджета, а также актуарные методы расчеты  для поддержания сбалансированности финансового обеспечения в долгосрочной перспективе. При этом при всем многообразии форм фондов их организация, как правило, сводится к двум видам:

  • финансовые потоки социального страхования организуются с помощью специальных государственных централизованных внебюджетных фондов (Бельгия, Греция, Испания, Финляндия);
  • финансовые потоки организуются в виде организаций взаимного страхования под контролем государства (Австрия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония).

Главными источниками финансирования социального страхования в странах  с рыночной экономикой являются страховые  взносы застрахованных и работодателей (в пользу лиц, работающих по найму), а также субсидии государства.

Информация о работе Социальное страхование в России