Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовик_Социальное страхование.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

В целом система социального  страхования основывается на принципах  личной ответственности, солидарной взаимопомощи, субсидиарности и реципрокности (выполнения обязательств субъектами правоотношений), общей ответственности государства. Исходя из данных принципов, страховые взносы работодателей и самих застрахованных играют роль основного источника, обеспечивающего выплату пенсий и компенсаций за утрату дохода, пропорционально его величине, а средства государства, как правило, предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Во многих из них – Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, США, ФРГ, Япония и в ряде других – отчисления работодателей и работников (застрахованных) составляет примерно 70-80% всех поступлений в страховые фонды. В различных системах социального страхования доля разных источников также неодинакова. Она зависит от целевого назначения и существенного разнится по странам. Общим является то, что, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели. Работники наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. При этом, доля взносов работников колеблется от 3,7% от их общей величины в Дании и 13,9% - в Италии, до 29,6% - в ФРГ и 36,8% - в Нидерландах. Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции – соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании – 10,4%. Взносы же государства самые низкие в Нидерландах – 18,6% и во Франции – 20,5%, а самые высокие в Дании – 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в "классическом" виде имеет место в Италии – 30,6%.

Что касается доли отчислений самих  трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние  годы в Италии – свыше 8%, Греции – 9%, Бельгии – 12%, Франции – 14%, ФРГ  – 17,3% и в Нидерландах – около 27%. Таким образом, в развитых странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку оно формировалось под влиянием конкретной практики, национальной традиций и соотношения общественных сил. При этом очевидно и бесспорно одно: величина страховых взносов и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями, работниками и государством являются ключевыми вопросами организации национальных систем обязательного социального страхования.

3. Система социального страхования

Финансовую  базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:

  • специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;
  • средства из государственного бюджета;
  • займы;
  • средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.

 В  настоящее время в России создана  определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.

Действующая в настоящий момент система социального  страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:

  • обязательное участие застрахованных минимизировано;
  • при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
  • существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";
  • все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
  • отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.

 Формирование современной системы  социального страхования в России  включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования  от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан и  включают деятельность Пенсионного  фонда РФ, Фонда социального страхования  РФ, Фонда обязательного медицинского  страхования.

Таблица 1

Отрасли и элементы системы социального страхования

Отрасль /элемент

Государственное социальное страхование

Обязательное страхование от несчастных случаев

Обязательное медицинское страхование (ОМС)

Обязательное пенсионное страхование

Страхуемые социальные риски

Временная нетрудоспособность, смерть

Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний

Расходы на медицинское обслуживание

Постоянная нетрудоспособность, смерть

Страховщики

Фонд социального страхования  РФ (ФСС)

Фонд социального страхования  РФ (ФСС)

Федеральный и территориальный фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские организации (СМО)

Пенсионный фонд РФ (ПФ)

Страхователи

Юридические лица, граждане, использующие наемный труд

Юридические лица, граждане, использующие наемный труд

Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти

Все хозяйствующие субъекты

Застрахованные

Наемные работники, их дети, некоторые  категории неработающих

Наемные работники

Все население

Работающее население


 

В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий , восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).

Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования занимается осуществлением собственно государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФСС). Пенсионный фонд занимается пенсионным страхованием, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – медицинским страхованием. Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование  проводят страховщики, создаваемые  Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования. Средства обязательного  социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное  управление средствами обязательного  социального страхования. Бюджеты  фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

- страховые взносы:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования.

 

3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды

Рассматриваемые платежи предназначены для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Тарифы  страховых взносов в 2011 году составляют 34%  от начисленной заработной платы  и распределяются между внебюджетными  фондами следующим образом:

  • пенсионный фонд – 26%
  • фонд социального страхования – 2,9%
  • фонд обязательного медицинского страхования – 3,1%
  • территориальный ФОМС – 2%

С 1 января 2012 года отчисления в территориальный ФОМС перейдут в

ФОМС и составят 5,1%.

 

3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

В законе «Об обязательном пенсионном страховании « № 166-Фз от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти , страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом заработка(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

 Страховыми случаями признаются : достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

 Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

  1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости ;
  2. страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности
  3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Обязательное страховое  обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации формируется  для реализации расходных обязательств Российской Федерации, связанных с:

  • государственным пенсионным обеспечением,
  • обязательным пенсионным страхованием,
  • государственной социальной помощью, социальной защитой инвалидов, ветеранов, лиц, подвергшихся воздействую радиационных катастроф, безработных,
  • социальной поддержкой других категорий граждан,
  • дополнительным пенсионным обеспечением работников летного состава гражданской авиации.

Информация о работе Социальное страхование в России