Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовик_Социальное страхование.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

 

Опыт МОТ и специалистов МБТ  в определении принципов социального  страхования во многом использован  в Федеральном законе РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования».

Следует, однако, отметить, что при  всей методологической правильности данных принципов их многочисленность затемняет  смысловые отличия данного института  от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов  следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести:

  • принцип личной ответственности;
  • принцип солидарной взаимопомощи;
  • принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);
  • принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

По мнению немецких ученых, для  рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме  компенсации последствий социального  риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных — служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

Участие работников в уплате страховых  взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок  работников. Делая регулярные страховые  взносы, они приобретают чувство  сопричастности и ответственности  за формирование лично-коллективной системы  социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы — формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

Следует отметить, что одним из органических недостатков советской  системы социального страхования  являлось отсутствие на практике применения именно принципа личной ответственности. Основным принципом, обосновывающим право на пенсию и пособия, являлся принцип алиментарности, или безвозмездной помощи, применяемый в большинстве развитых стран исключительно в рамках института социальной помощи, то есть для уязвимых слоев населения (инвалиды детства, ранние формы инвалидности и т. д.), которые в силу обстоятельств не могут заработать право на социальную защиту с помощью социального страхования.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту — в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

Кроме того, страховое событие может  наступить для застрахованного  на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных  страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные  временные периоды предстоящих  выплат приводят к уязвимому положению  застрахованного.

В связи с этим требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при  организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «Сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае страхового случая со мной и мне будет оказана материальная помощь».

Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

В системе социального страхования  принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному — не на словах! — управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.

Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.

Другими словами, институт социального  страхования может эффективно функционировать  только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.

В российском социуме государственная  власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной  методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос  работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных  пенсионных прав, заработанных по ранее  действовавшим пенсионным законам.

Кроме того, государство принимает  меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие  механизмы, как перераспределение  налоговых сборов и социальное обеспечение.

Системы социального страхования  — это одно из самых сильных  выражений социальной солидарности на государственном уровне. В связи  с этим создание и поддержание  хорошо развитой системы социального  страхования рассматривается как  одно из основных средств развития социальной сплоченности общества, о  чем, в частности, в частности, сказано  и в пересмотренной стратегии, принятой Европейским комитетом по вопросам социальной сплоченности (Страсбург, 27 апреля 2004 г. CDCS (2004) 10).

Последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство в целом, так как влекут за собой сбои в  производственных процессах, неизбежно  порождают лишения и нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении  всех субъектов трудовых отношений предопределяют их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков, вот почему ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты.

Таблица 3
Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования, % фонда зарплаты

Вид страхования

Работодатели

Работники

Государство

Всего

Пенсионное страхование

12,0

2,0

6,0 (социальные и базовые пенсии)

20,0

Страхование профессиональных и региональных пенсий

В среднем 2,0 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0)

1,0

2,0 (шахтеры, горняки и др., работающие  в экстремальных условиях)

5,0

Страхование по болезени

3,5

0,5

0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных)

4,5

Медицинское страхование

2,5

0,5

1,5 (неработающие члены общества)

4,5

Страхование от несчастных случаев на производстве

В среднем 1,0 (тариф гибкий: от 0,5 до 10%)

-

-

1,0

Страхование по безработице

0,5

0,5

0,5

1,5

Страхование по уходу

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого

22,0

5,0

11,0

38,0


 

Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно  ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5 — 7% от ее нетто величины (нижний предел), можно  установить как пороговую величину, размер которой должен составлять не менее 80% от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 250% средней заработной платы в промышленности.

Установление нижнего и верхнего пределов заработной платы связано  с необходимостью недопущения чрезмерного  сокращения покупательной способности  остающейся (после уплаты налогов  и страховых платежей) заработной платы (нижний предел заработной платы), а также достижения оптимального и справедливого перераспределения  бремени страховых взносов (верхний  предел). Кроме того, для снижения общего финансового бремени работников (налоги и страховые взносы), потребуется несколько снизить (на 2 — 3 процентных пункта) величину налоговых платежей, с тем чтобы совокупное финансовое обременение работника не превышало 15 — 18% его заработной платы.

Предложенная более дифференцированная структура системы социального  страхования в большей степени  смогла бы обеспечивать учет природы  риска, что крайне важно для наиболее точного расчета финансовых средств, необходимых для страхования  и более высокого уровня социальной защиты, а также исключить скрытое  перераспределение финансовых средств, неизбежное, к сожалению, при применении объединенных систем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование системы социального  страхования является сейчас не благими  намерениями, а насущной необходимостью. Примером тому являются постоянные сообщения об акциях протеста, митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение нескольких месяцев, между тем они являются для них единственных источником средств к существованию. При трезвом взгляде на эту систему и изучении как опыта Советского Союза, так и опыта развитых капиталистических стран возможно формирование реальной системы социальной защиты населения и его обеспечения. Таким образом, можно избежать многочисленных забастовок и митингов, на покрытие ущерба от которых и поддержание порядка во время их проведения уходит такое количество денежных средств из российского бюджета, что при вложении их в социальную сферу их бы хватило на выдачу многих и многих пенсий и пособий.

Если система социального страхования России будет работать эффективно, то скорее всего страну перестанут сотрясать постоянные акции протеста и опасность возврата к социалистическому прошлому.

Казалось бы, все так просто, нужно лишь начать что-либо делать в  данной области. Хочется надеяться, что что-либо в ближайшее время  изменится, иначе это может привести к последствиям такой тяжести, что  даже мы сейчас не в состоянии их реально предвидеть и оценить.

 

 

Список используемой литературы

1. ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999г. « Об основах обязательного социального страхования».

2. Федеральный закон от 28.06.1991 г.№ 1499-1 « О медицинском страховании граждан в РФ».

3.Устав Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 .07.1998 г. № 857.

4. Положение о Фонде социального страхования РФ, от 12.02.2002 № 101

5.ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

6. Основы страхования. А.А. Гвозденко. Москва. Финансы и статистика 2010г.

7.Страхование. Теория и практика. Н.Н. Никулина, С.В. Березина. Москва 2009г., Юнити.

8.Сахирова Н.П. Страхование. Учебное пособие .М. Проспект.2010

9.Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. М.:МДНК,2009г.

Информация о работе Социальное страхование в России