Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:08, курсовая работа
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Опыт МОТ и специалистов МБТ
в определении принципов
Следует, однако, отметить, что при
всей методологической правильности данных
принципов их многочисленность затемняет
смысловые отличия данного
Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
По мнению немецких ученых, для
рыночной экономики принцип личной
ответственности является основным
принципом построения и развития
национальных систем социального страхования,
который воплощен в финансовом механизме
компенсации последствий
Участие работников в уплате страховых
взносов имеет чрезвычайно
Следует отметить, что одним из
органических недостатков советской
системы социального
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту — в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.
В связи с этим требуется применение
принципа солидарной взаимопомощи при
организации социального
Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.
В системе социального
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.
В российском социуме государственная
власть еще не сформировала механизмов,
основанных на реципрокном поведении.
Так, слишком часто и без должной
методологической и правовой проработки
государство меняет законодательство
в сфере социального
Кроме того, государство принимает
меры по достижению достаточного уровня
равенства в распределении
Системы социального страхования
— это одно из самых сильных
выражений социальной солидарности
на государственном уровне. В связи
с этим создание и поддержание
хорошо развитой системы социального
страхования рассматривается
Последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство в целом, так как влекут за собой сбои в производственных процессах, неизбежно порождают лишения и нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений предопределяют их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков, вот почему ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты.
Вид страхования |
Работодатели |
Работники |
Государство |
Всего |
Пенсионное страхование |
12,0 |
2,0 |
6,0 (социальные и базовые пенсии) |
20,0 |
Страхование профессиональных и региональных пенсий |
В среднем 2,0 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0) |
1,0 |
2,0 (шахтеры, горняки и др., работающие в экстремальных условиях) |
5,0 |
Страхование по болезени |
3,5 |
0,5 |
0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных) |
4,5 |
Медицинское страхование |
2,5 |
0,5 |
1,5 (неработающие члены общества) |
4,5 |
Страхование от несчастных случаев на производстве |
В среднем 1,0 (тариф гибкий: от 0,5 до 10%) |
- |
- |
1,0 |
Страхование по безработице |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Страхование по уходу |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
Итого |
22,0 |
5,0 |
11,0 |
38,0 |
Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5 — 7% от ее нетто величины (нижний предел), можно установить как пороговую величину, размер которой должен составлять не менее 80% от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 250% средней заработной платы в промышленности.
Установление нижнего и
Предложенная более
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Примером тому являются постоянные сообщения об акциях протеста, митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение нескольких месяцев, между тем они являются для них единственных источником средств к существованию. При трезвом взгляде на эту систему и изучении как опыта Советского Союза, так и опыта развитых капиталистических стран возможно формирование реальной системы социальной защиты населения и его обеспечения. Таким образом, можно избежать многочисленных забастовок и митингов, на покрытие ущерба от которых и поддержание порядка во время их проведения уходит такое количество денежных средств из российского бюджета, что при вложении их в социальную сферу их бы хватило на выдачу многих и многих пенсий и пособий.
Если система социального страхования России будет работать эффективно, то скорее всего страну перестанут сотрясать постоянные акции протеста и опасность возврата к социалистическому прошлому.
Казалось бы, все так просто, нужно лишь начать что-либо делать в данной области. Хочется надеяться, что что-либо в ближайшее время изменится, иначе это может привести к последствиям такой тяжести, что даже мы сейчас не в состоянии их реально предвидеть и оценить.
Список используемой литературы
1. ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999г. « Об основах обязательного социального страхования».
2. Федеральный закон от 28.06.1991 г.№ 1499-1 « О медицинском страховании граждан в РФ».
3.Устав Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 .07.1998 г. № 857.
4. Положение о Фонде социального страхования РФ, от 12.02.2002 № 101
5.ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
6. Основы страхования. А.А. Гвозденко. Москва. Финансы и статистика 2010г.
7.Страхование. Теория и практика. Н.Н. Никулина, С.В. Березина. Москва 2009г., Юнити.
8.Сахирова Н.П. Страхование. Учебное пособие .М. Проспект.2010
9.Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. М.:МДНК,2009г.