Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.1. Платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды 2
3.2. Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 2
3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации 2
3.4. Особенности обязательного медицинского страхования 2
4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Курсовик_Социальное страхование.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

 

3.3. Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования (ФСС) является вторым после Пенсионного фонда крупным источником финансовых ресурсов, предназначенных на социальные цели. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Фонд образован в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Из Фонда социального страхования выплачиваются следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

Средства фонда формируются  за счет :

-страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности );

страховых взносов граждан , занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты им и страховых взносов в фонд;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства  фонда направляются на :

- выплату  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплату  дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- оплату  путевок для работников и их  детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичным которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое питание) ;

-частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно –массовое обслуживание);

-частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

-частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений , необходимых для учебно-тренировочного процесса);

- оплату  проезда к месту лечения и  обратно;

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной фондом ;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

- проведение  научно- исследовательской работы  по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществления иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства  фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения  контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Уплат страховых  взносов в фонд осуществляется в  соответствии с тарифом , установленным федеральным законом.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда , за исключением видов заработной платы и других выплат , на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

Страховые взносы не начисляются на:

- средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;

- фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;

- выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).

3.4. Особенности обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Источники формирования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

1)  часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

2) ассигнования из федерального  бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

3) добровольные взносы юридических и физических лиц;

4) доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда.

Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделам классификации расходов бюджетов: 01 Общегосударственные вопросы, 07 Образование, 08 Культура, кинематография и средства массовой информации, 09 Здравоохранение, физическая культура и спорт, 11 Межбюджетные трансферты . При этом в составе расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по разделу 11 выделены :

- Фонд компенсаций (субвенции  бюджетам территориальных фондов  обязательного медицинского страхования  на финансовое обеспечение оказания  социальной услуги по дополнительной  бесплатной медицинской помощи  в части, предусматривающей обеспечение  необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания  для детей-инвалидов (бесплатное  лекарственное обеспечение (БЛО)), субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающих (детей), финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (финансовое обеспечение государственного задания),

- Фонд софинансирования (дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проведение диспансеризации детей-сирот, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан),

- трансферты Фонду социального  страхования Российской Федерации.

В 2008 году трансферты на бесплатное лекарственное обеспечение (БЛО) поступают  из бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в бюджеты  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования для последующих  трансфертов из последних в бюджеты  субъектов Российской Федерации. На 2009-2010 гг. эти суммы в бюджете  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования не предусмотрены. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является то, что в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, в бюджетах которых расходы на содержание органов управления фондами отражаются по разделу 10 Социальная политика, аналогичные расходы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделу 01 Общегосударственные вопросы. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является также наличие в их составе нормированного страхового запаса обязательного медицинского страхования (он отражается по коду прочие расходы – 01 14 092 09 00 013). Структура расходов бюджета Фонда в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов приведена в таблице .

 

 

Таблица 2

Структура расходов бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в 2008-2010 гг. в разрезе разделов и подразделов  классификации расходов бюджетов, тыс. рублей

Название раздела, подраздела

2008

2009

2010

Общегосударственные вопросы

11 111 804,3

593 659,8

528 206,9

-Международные отношения и международное  сотрудничество

321,0

342,8

365,1

-Другие общегосударственные вопросы

11 111 483,3

593 317,0

527 841,8

Образование

11 559,1

11 937,2

12 323,1

-Профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации

11 559,1

11 937,2

12 323,1

Культура, кинематография и средства

массовой информации

10 159,6

10 840,5

11 532,5

-Другие вопросы в области  культуры, кинематографии, средств  массовой

информации

10 159,6

10 840,5

11 532,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

10 000,0

14 000,0

17 000,0

-Прикладные научные исследования  и

разработки

10 000,0

14 000,0

17 000,0

Межбюджетные трансферты

112 097 681,4

119 357 220,7

103 913 606,5

Межбюджетные трансферты бюджетам

государственных внебюджетных фондов

112 097 681,4

119 357 220,7

103 913 606,5


 

Таким образом, наибольший удельный вес в расходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы, связанные  с предоставлением межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных  фондов обязательного медицинского страхования и бюджету Фонда  социального страхования Российской Федерации.

 

4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации

Цели функционирования системы  социального страхования заключаются  в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан  с помощью их триединого набора:

  • создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40—50% заработной платы, пособий не менее 50—85% и т. д.;
  • создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
  • создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования  в России является разработка четко  выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов  социального страхования, в круг которых специалисты Международного бюро труда (далее — МБТ), отечественные  и зарубежные специалисты включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих  обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус. О степени реализации этих принципов в современной России наглядное представление дает таблица 3.

Таблица 3
Размеры социальных гарантий застрахованным, % размера заработка

Виды выплат: пенсии, пособия, гарантии мед. помощи

Россия на начало 2010г.

Международные стандарты, конвенции  МОТ

Россия, в предлагаемой модели финансового  обеспечения

Пенсии

Средние размеры: 30% после 40 лет уплаты взносов

Минимальные: 40% после 30 лет уплаты взносов

Средние размеры: 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов

Пособия по временной утрате трудоспособности

Средние: 50–80%

Минимальные: при наличии иждивенцев 55%

Стандартные: 80–90%

Пособия по безработице

Средние: 10–20%

Минимальные: 40–55%

Стандартные: 50–60%

Гарантии оказания медицинской  помощи и компенсация расходов на оплату лекарств

10–50%

70% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении

75% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении

Информация о работе Социальное страхование в России