Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
- выявить основные проблемы и предложить пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................... 3

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России 4

1. Возникновение социального страхования в России

(1903-1933 гг.)................................................................................................................................ 5

2. Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.).......................... 6

3. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время)........................... 8

Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования ……………………10

2.2. Правовая основа социального страхования в РФ............................................................13

2.3 Экономические категории социального страхования в РФ……………………………………………15
2.4. Основные проблемы системы социального страхования в России………………………………18
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ……20
Заключение.............................................................................................................................. 25

Список литературы ............................................................

Файлы: 1 файл

Основы Социального Страхования.docx

— 67.01 Кб (Скачать файл)

           Приложение 1

                                                                                                 Титульный лист контрольного  задания

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

 «Государственный  университет управления»

 

«ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

    • Институт управления и предпринимательства
    • в социальной сфере
    • Кафедра управления страховым делом
    • и социальным страхованием

  •                  Контрольное задание (реферат)

по дисциплине «Основы социального страхования»

Тема ______«Социальное страхование в России»______________________

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности    Управление бизнесом в строительстве                

специализации  Управление проектом

  2 курса   М-5-13/1 группы

№ студенческого билета                                 

(зачетной книжки) № 12 -0039        ______________      Герасимова К.И.                             

              (подпись) (инициалы, фамилия)

Проверил преподаватель  

к.э.н. доцэнт                                                                                      Варфаловская Р.А.

(ученая степень, звание)                     (подпись)                                                (инициалы, фамилия)

 

 

Москва - 2015

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................................... 3

 

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России     4

 

1.  Возникновение социального  страхования в России

 

(1903-1933 гг.)................................................................................................................................ 5

 

2.  Социальное страхование  и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.).......................... 6

 

3.  Социальное страхование  в условиях  перехода к рыночным  отношениям, проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время)........................... 8

 

Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования ……………………10

 

2.2.  Правовая основа социального страхования в РФ............................................................13

 

2.3  Экономические категории социального страхования в РФ……………………………………………15

2.4. Основные проблемы системы социального страхования в России………………………………18

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ……20

Заключение..............................................................................................................................     25

 

Список литературы      .............................................................................................................26

 

 

 

Введение

 

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данного контрольного задания. В этой связи, целью работы является определение перспектив развития социального страхования в России.

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретическую  базу социального страхования: раскрыть  понятие, функции, виды, формы, роль  для социально-экономической жизни  граждан.

- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;

- выявить основные  проблемы и предложить пути  их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Исторические аспекты системы социального страхования в России

1. Возникновение социального  страхования в России

(1903-1933 гг.)

 

           Обязательное социальное страхование  наемных работников в России  появилось несколько позже, чем  в западных странах. Впервые оно  возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов  об организации государственного  социального страхования рабочих. Постепенно эта система стала  распространяться по всему миру.

 

           В России страхование от несчастных  случаев имело две формы: индивидуальную  и коллективную. Во втором случае  страховые общества заключали  договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных  денежных сумм рабочим, пострадавшим  от несчастных случаев. Наличие  подобного договора освобождало  предпринимателя от гражданско-правовой  ответственности за причинение  вреда. Вопрос о гражданско-правовой  ответственности работодателя при  подобных обстоятельствах особенно  тщательно проработан в законе  от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении  потерпевших рабочих вследствие  несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

 Основы обязательного  социального страхования в стране  были заложены принятием Третьей  Государственной Думой в 1912 г. законов  «Об обеспечении рабочих на  случай болезни», «О страховании  рабочих от несчастных случаев  на производстве», «Об утверждении  Совета по делам страхования  рабочих», «Об утверждении Присутствий  по делам страхования рабочих».

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – Страховые присутствия.

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

 

Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

2. Социальное страхование  и профсоюзы

(1933 – 1990 г.г.)

Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в управление профсоюзам на основании постановления СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. При таком положении вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием. В качестве примера можно назвать постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Информация о работе Социальное страхование в России