Сложившиеся тенденции в средне
и долгосрочной перспективе позволяют
оценивать государственное социальное
обеспечение как все менее дееспособное.
Выходом из создавшейся ситуации может
быть формирование системы обязательного
социального страхования и реформа системы
заработной платы.
Формирование цивилизованной
системы социального страхование в России
возможно при условии применения междисциплинарного
и внутрисистемного подходов, позволяющих
учитывать «внешние» и «внутренние» факторы,
влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов
по экономическому и административному
регулированию и управлению системой.
В ряду наиболее крупных «внешних»
систем выступает система заработной
платы, которая определяет масштаб и тип
охвата социальным страхованием (наемные
и/ или самозанятые работники, методы и
формы финансирования, масштабы формального
и неформального секторов занятости) и
позволяет создать благоприятные условия
для реализации потенциала социального
страхования. В этой связи все более актуальным
вопросом является разработка концепции
совершенствования системы заработной
платы и доходов населения и включения
ее важнейших направлений в бюджетный
процесс всех уровней. В число основополагающих
и первоочередных мер для этого целесообразно
предусмотреть:
1. Поэтапное, в течение 2-3 лет,
повышение минимальной заработной платы
до уровня прожиточного минимума, с тем,
чтобы ее уровень приблизился к 40% средней
заработной платы.
2. Пересмотр и расширение "замороженного"
потребительского бюджета, который следует
в ближайшее время довести до дореформенного
(15-летней давности) уровня и определить
стратегические задачи поэтапного приближения
до величин среднеевропейского уровня.
3. Принятие законодательных
мер по уменьшению поляризации заработной
платы и доходов, доведения тем самым в
среднесрочной перспективе соотношения
заработков крайних децильных групп до
соотношения 1:10, уменьшив тем самым разбег
в полтора раза.
4. Законодательное определение
сроков и мероприятий по доведению величины
национальных расходов на социальную
защиту до минимального уровня в 20% ВВП,
как это определено рекомендациями Копенгагенских
решений 1995 года, которые обязалась выполнять
и Россия.
Предложенные концептуальные
решения по регулированию заработной
платы и финансовой модели социального
страхования позволят повысить уровень
целевого распределения страховых средств
в соответствии с уровнями и необходимостью
компенсации социальных рисков, что возможно
с помощью решения следующих основных
задач:
минимальные размеры страховых
пенсий и пособий должны поэтапно повышаться,
с тем, чтобы в обозримой перспективе (3-4
лет) их размер приблизился к прожиточному
минимуму пенсионера и получателей пособий;
средние размеры пенсий и пособий
могут быть повышены за этот же период
до уровня 140-150% прожиточного минимума;
максимальные размеры выплат
по страхованию будут соизмеримы с коэффициентом
замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.
Тем самым будут созданы предпосылки
для формирования механизмов социального
страхования, позволяющих существенно
повысить уровень пенсий и выплат, качество
жизни населения, а также приблизить уровни
социальных гарантий застрахованных россиян
до уровня международных требований
Кроме того, по сравнению с действующей
системой предлагается ввести следующие
новые виды социального страхования:
страхование профессиональных
и региональных пенсий, что позволит финансово
обеспечить существующие виды досрочных
пенсий (за работу во вредных условиях
труда и «северных» досрочных пенсий);
страхование по безработице,
которое будет решать задачи по профессиональному
переобучению и трудоустройству безработных;
страхование по уходу одиноких
пенсионеров, инвалидов и других категорий
населения, нуждающихся в регулярной и
систематической помощи на дому.
Формирование новых институтов
обязательного социального страхования
потребует принятия ряда федеральных
законов.
Новая модель социального страхования
потребует повышения демократичности
в управлении социальным страхованием.
Для этого необходимо разработать и принять
федеральный закон о товариществах взаимного
страхования, а также ратифицировать Конвенции
МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация
еще не присоединилась. Базовые положения
данных конвенций, регулирующие минимальный
прожиточный минимум застрахованных и
демократичные формы управления в данной
сфере – злободневные темы сегодняшней
России. Их ратификация позволит провести
комплекс организационных, законодательных
и управленческих мероприятий, направленных
на выработку национальной модели
социального страхования и достижение
консенсуса социальных партнеров в данной
сфере.
Заключение
Уникальность института
социального страхования, выполняющего
«государственно-публичные» функции социальной
защиты, заключается, в том числе, и в его
позитивном влиянии на формирование сбалансированного
«социально-рыночного» менталитета населения.
Обусловлено это тем, что оно сочетает
в себе, казалось бы, полярные и несовместимые
позиции: персональную ответственность
личности за свое материальное благополучие
и коллективную (солидарную) взаимопомощь,
либеральные и социал-демократические
установки
В своем нынешнем виде
система обязательного социального страхования
в России еще не отвечает тем задачам,
которые она в принципе призвана решать.
Снижение уровня социальной защиты застрахованных,
которое происходит в настоящее время
не только текущая проблема, но, к сожалению,
и долгосрочная тенденция. В этой связи
требуется принять не просто отдельные
меры по совершенствованию отдельных
механизмов социального страхования,
но и провести серьезные институциональные
изменения, а значит, необходимо прибегнуть
к концептуальным разработкам и системным
законодательным решениям.
Сложившаяся система
государственного социального обеспечения
в России не отвечает современным вызовам,
которые встают перед ней во все больших
масштабах: демографическим тенденциям,
структурным изменениям в экономике и
на рынке труда, характере и условий организации
систем заработной платы. Проведенные
в последние годы реформы пенсионной системы,
здравоохранения и налоговой системы
не позволили преодолеть системный кризис
государственного социального обеспечения
и сформировать эффективные институты
обязательного социального страхования.
Уровни пенсионного обеспечения крайне
низки, а качество медицинской помощи
неудовлетворительно.
Базовые положения
данных конвенций, регулирующие минимальный
прожиточный минимум застрахованных и
демократичные формы управления в данной
сфере – злободневные темы сегодняшней
России. Их ратификация позволит провести
комплекс организационных, законодательных
и управленческих мероприятий, направленных
на выработку национальной модели социального
страхования и достижение консенсуса
социальных партнеров в данной сфере.
Так как каждый вид
социального риска имеет свою природу
и по-разному проявляется для разных категорий
трудящихся, то и формы защиты и организация
социального страхования развиваются
по видам, которые имеют свои особенности.
Только таким образом можно достаточно
обоснованно рассчитывать финансовые
средства, необходимые для страхования
отдельных рисков и не допускать скрытого
перераспределения средств при страховании
различных рисков.
Список литературы
1. Федеральный закон
об основах обязательного социального
страхования № 165-ФЗ от 16.07.1999 г.
2. Александров А.А.,
Страхование, Изд-во Приор, 1998 г.
3. Андреев В.С., Право
социального обеспечения в СССР, М., 1974
г.
4. Балабанов И.Т., Страхование,
Учеб. для вузов, Питер 2001 г.
5. Большая Советская
Энциклопедия под ред. Прохорова
А.М., изд. 3, М., изд-во «Советская энциклопедия»,
1976 г.
6. Скамай Л.Г., Страхование,
Учеб. пособие, изд-во ИНФРА-М 2001 г.
7. Социальное обеспечение
и страхование в СССР. Сборник официальных
документов с комментариями, М., 1972
8. «Теория и методика
социальной работы» под общей ред. Жукова
В.И., изд. «Союз», М, 1994 г.
10. Шаталов С.Д., «Комментарий
к налоговому кодексу РФ части
2 (постатейный)», М, МЦФЭР, 2001 г.
11. Шахов В.В, Введение
в страхование, Учеб. пособие для вузов,
изд-во Финансы и статистика,
2001 г.
12. Шахов В.В., Страхование,
М, ЮНИТИ, 1997 г.
13. Гионнэ А., Дорьон Ж.,
«Социальное страхование во Франции»,
Presses Universitaires de France, 1997 г.
14. www.fss.ru
15. www.mosstat.ru
16. www.aif.ru
[1] Андреев В.С., Право социального
обеспечения в СССР, М., 1974 г.
[2] Андреев В.С., Право социального
обеспечения в СССР, М., 1974 г.
[3] Социальное обеспечение
и страхование в СССР. Сборник
официальных документов с комментариями,
М., 1972
[4] Андреев В.С., Право социального
обеспечения в СССР, М., 1974
[5] www.fss.ru
[6] Федеральный закон об
основах обязательного социального
страхования № 165-ФЗ от 16.07.1999
[7] Шаталов С.Д., «Комментарий
к налоговому кодексу РФ части
2 (постатейный)», М, МЦФЭР, 2001 г.
[8] www.aif.ru
[9] Послание Президента
РФ Федеральному собранию РФ 2001
г.