Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:02, контрольная работа
Описание работы
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан. - проанализировать существующую систему социального страхования в РФ; - выявить основные проблемы и предложить пути их решения.
2. Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.).......................... 6
3. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время)........................... 8
Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования ……………………10
2.2. Правовая основа социального страхования в РФ............................................................13
2.3 Экономические категории социального страхования в РФ……………………………………………15 2.4. Основные проблемы системы социального страхования в России………………………………18 Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ……20 Заключение.............................................................................................................................. 25
Список литературы ............................................................
Правовая основа социального
страхования базируется и на международных
правовых актах, среди которых особое
место занимает Всеобщая декларация прав
человека (1948 года), в 22 и 25 статьях которой
фиксируется право каждого человека на
социальное обеспечение на случай безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления
старости или иного случая утраты средств
к существованию по независящим от него
обстоятельствам.
Кроме того, Российская Федерация
как участник Международного пакта об
экономических, социальных и культурных
правах признает право каждого на достаточный
жизненный уровень для него и его семьи,
включающий достаточное питание, одежду
и жилище, и на непрерывное улучшение условий
жизни, и обязуется принять надлежащие
меры к обеспечению осуществления этого
права. Аналогичные положения закреплены
в принятых Межпарламентской Ассамблеей
государств – участников Содружества
Независимых Государств Хартии социальных
прав и гарантий граждан независимых государств
(статья 40) и Хартии пожилых людей.
При этом к числу сущностных
правовых характеристик социального страхования
отечественное законодательство и международное
право относит:
публично-правовой статус социального
страхования – обязательность по закону
применения для работодателей (вменения
им в обязанность) и наемных работников
(определения круга страхуемых лиц и получателей
пенсий, пособий и медицинских услуг),
а также законодательно-регламентированного
способа целевого резервирования и расходования
финансовых ресурсов;
законодательное закрепление
перечня социальных рисков, признаваемых
государством в качестве оснований для
охвата социальным страхованием;
законодательное нормирование
социального стандарта страхового возмещения
и размера страховых тарифов [8].
Важно при этом подчеркнуть,
что согласно международным нормам и корреспондирующимся
с ними положениям Конституции Российской
Федерации, помимо принятия законодательных
актов, государство несет ответственность
за руководство системой социального
страхования, для чего призвано осуществлять
комплекс экономических и управленческих
мер по обеспечению эффективного регулирования
государственного социального обеспечения,
создания условий, гарантирующих достоинство
личности во всех сферах (статья 21 Конституции
Российской Федерации), чем утверждается
приоритет личности и ее прав.
В системе таких управленческих
мер в социальной сфере важное место занимают
законодательно установленные критерии
социальной защиты граждан, предназначенные
сформировать нормативную базу каждого
из институтов социальной защиты: социальной
помощи, социального страхования и государственного
социального обеспечения (военнослужащих,
государственных служащих и т.д.).
Следует отметить размытость
и неоформленность такой законодательной
и нормативной базы. Так, существующее
законодательство допускает возможность
при значительном трудовом (страховом)
стаже, необходимом для получения трудовой
пенсии по старости в полном объеме, а
также наличии II группы инвалидности установлении
суммы базовой и страховой части трудовой
пенсии по старости в размере меньшем,
чем уровень прожиточного минимума пенсионеров
в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, социальное страхование,
которое призвано решать задачи более
высокого уровня, чем социальная защита
от бедности, а именно – замещение заработной
платы в размерах существенно выше прожиточного
минимума пенсионеров и инвалидов (в два
и более раз), пока в стране не состоялось,
а его нормативная база не отвечает принципам
социального страхования.
При этом наблюдается тенденция
к снижению нормативного регулирования
государством уровня и качества жизни
граждан. Так, несмотря на то, что в качестве
базового критерия для определения достойной
жизни населения федеральным законодателем
выбран показатель «прожиточного минимума»,
пунктом 4 статьи 94 Федерального закона
от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признана утратившей
силу статья 5 Федерального закона «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации», устанавливающая
в качестве основы для определения минимального
размера пенсии по старости величину прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации.
Тем самым, из сферы правового
регулирования пенсионных отношений были
исключены сами категории «минимальный
размер пенсии по старости» и «прожиточный
минимум», что можно трактовать как тенденцию
к отказу государства от политики регулирования
в социальной сфере и своеобразную псевдоправовую
форму ухода от выполнения публично-правовых
обязательств.
Более того, наблюдается намерение
Правительства Российской Федерации при
разработке проекта федерального закона
«О потребительской корзине в целом по
Российской Федерации в 2005 году» сузить
круг применяемых нормативных показателей
в данной сфере, что в конечном счете может
еще более ослабить регулирующую роль
государства в сфере социальной защиты
населения.
2.3 Экономические
категории социального страхования
в РФ
Экономическими категориями
социального страхования, с позиции общепризнанных
мировым сообществом его предметных и
объектных страховых отношений, выступают
страховые платежи и выплаты, которые
для основных субъектов правоотношений
являются:
для работников – частью резервируемой
во времени заработной платы, которая
выплачивается им в случаях наступления
социальных рисков (старости, болезни,
инвалидности, безработицы и т.д.);
для работодателей – частью
издержек на рабочую силу в структуре
себестоимости продукции (услуг);
для общества – частью необходимого
продукта;
для государства – публичными
обязательствами и внутренними долгами.
Финансовыми источниками государственных
внебюджетных фондов служат платежи работодателей,
начисляемые к объему заработной платы
наемного персонала в форме единого социального
налога (ЕСН), страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, а также на страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний (см. табл.2.1).
Таблица 2.1
Существующая финансовая
модель распределения платежей и страховых
взносов по видам обязательного социального
страхования (в % от объема заработной
платы наемного персонала)
Вид страхования
Работодатели
Работники
Государство
Всего
Пенсионное страхование
20,0
-
-
20,0
Медицинское страхование
2,8
-
-
2,8
Социальное страхование
3,2
-
-
3,2
Страхование от несчастных
случаев на производстве
0,2-8,5
-
-
0,9
ИТОГО:
26,2-34,5
-
-
26,9
Источник: [8].
Вышеприведенные параметрические
характеристики отдельных видов социального
страхования позволяют обеспечить сравнительно
невысокий уровень пенсий, пособий и медицинской
помощи. Скромными возможностями они обладают
для своего развития и в среднесрочной
перспективе. Так, согласно прогнозов
Минэкономразвития России, размеры пенсий,
хотя и будут расти в течение 2005 - 2008 годов
в среднем на 15-18% в год, однако коэффициент
замещения за этот период не изменится
и сохранится на уровне 28%.
Актуарные расчеты Пенсионного
фонда России оценивают перспективу развития
пенсионной системы более пессиместично,
как с позиции роста финансовой нестабильности
бюджета Пенсионного фонда России, так
и с точки зрения размеров пенсий. Так,
коэффициент замещения к концу 2008 года
составит ориентировочно 22-25% (см.: Приложения,
таблицы 2,3 и 4, диаграммы 1,2 и 3).
Накопительная часть трудовой
пенсии испытывает серьезные финансовые
трудности, ее масштабные финансовые ресурсы
(более 100 млрд. рублей на конец первого
полугодия 2005 года) обесцениваются, для
их эффективного инвестиционного использования
все еще не сформированы соответствующие
финансовые инструменты и программы. В
тоже время, система текущих пенсионных
выплат все более погружается в искусственную
«дефицитную ловушку», размер которой
уже через два года составит до 40% требуемых
финансовых ресурсов на эти цели.
Хронический финансовый дефицит
системы обязательного медицинского страхования
(до 2,0–2,5 раз от выделяемых финансовых
средств) приводит к низкому качеству
медицинских услуг и крайне недостаточному
объему и кругу финансируемых мероприятий
(см.: Приложения, таблицы 5 и 6). Так, финансирование
Базовой программы обязательного медицинского
страхования составляет всего около 40%
от ее минимальной потребности на протяжении
более десяти лет.
2.4 Основные проблемы
системы социального страхования в России
Во многом вялотекущее существование,
а зачастую и «замороженное» состояние
системы социального страхования связано
с незаконченным институциональным его
оформлением, для которого характерными
все еще остаются многие прежние социалистические
черты государственной социальной помощи
(государственного социального обеспечения).
К принципиальным недостаткам
отечественной системы социальной защиты
следует отнести и то, что в ней зачастую
отсутствует реальное разделение институтов
социального страхования, социальной
помощи и государственного социального
обеспечения.
Между тем суть социального
страхования и социальной помощи принципиально
различны. Социальное страхования в классическом
понимании - это система ослабления социального
риска от известной опасности, финансируемая
совместно участниками процесса общественного
производства. Социальная помощь – это
деятельность государственных органов
по устранению угрозы снижения уровня
жизни любых категорий населения за рамки,
определенные обществом в качестве минимально
допустимых, путем предоставления денежной
или натурально-вещественной помощи. В
условиях рыночной экономики помощь неимущим
играет самостоятельную роль и это направление
социальной деятельности должно существовать
параллельно с социальным страхованием.
Социальная помощь имеет общебюджетный
характер; круг обеспечиваемых в ее рамках
- все нуждающиеся. Социальное страхование
должно осуществляться через автономные
страховые фонды, формируемые за счет
страховых взносов, выплачиваемых за каждого
застрахованного его работодателем, самим
страхующимся и органами государственного
управления (центральными и местными)
из бюджетных средств; круг обеспечиваемых
в его рамках - застрахованные лица.
Страховые платежи в системе
социального страхования являются частью
необходимого продукта, а на уровне предприятий
– это часть издержек производства (себестоимости
продукции и услуг).
Для сравнения: налоги являются
частью прибавочного продукта, а на уровне
предприятий – частью прибыли; в плане
очередности платежей страховые отчисления
всегда первичны, а налоги – вторичны;
в аспекте предназначения страховые платежи
имеют четко обозначенную функциональную
целевую ориентацию на определенные социальные
нужды, а поэтому как бы «маркируются»
и привязываются к характеристикам заработной
платы отдельного застрахованного, а налогам
присущ обезличенный и неопределенный
характер – они «не маркируются», различия
имеются и по субъектам сбора – налоги
собираются с юридических и физических
лиц, а страховые платежи выплачивают
работодатели и работники.
Роль социального страхования
в национальных системах социальной защиты
является ключевой. Например, в странах
Европейского Союза (ЕС) объем финансирования
социального страхования составляет величину
в диапазоне 16-25% ВНП, что является вторым
по значимости компонентом в затратах
на рабочую силу после заработной платы
(доля последней составляет 45-55% ВНП).
К концу ХХ века в европейских
странах расходы на социальное обеспечение
достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной
экономикой Центральной Европы – 17%, а
в России – около 10% (см. табл.2.2).
Таблица 2.2
Совокупные уровни
расходов на социальное обеспечение на
конец 2013 года
Страны
Общие расходы
на социальное обеспечение,
в % от ВВП
В том числе на
Пенсии
Медицинскую помощь
Страны Западной Европы
28,4
12,4
6,5
США
17,4
7,2
8,0
Страны Центральной Европы
17,1
10,2
6,9
Россия
10,2
6,1
3,2
Столь крупный финансовый ресурс
социального страхования в странах Западной
Европы и США позволяет обеспечивать высокие
жизненные стандарты и уровни защиты для
застрахованных. Так, размер пенсий и других
выплат составляет в развитых странах
в среднем 65-75% от заработной платы для
большинства получателей страховых возмещений.